
Мы поговорим о музыке, как о стратегической проблеме украинской независимости. Понятие о национальной музыкальной культуре даже в некоторых кругах интеллигенции жалко примитивное.
На протяжении всей двадцатилетней истории нашей независимости последовательно «казались позиции» относительно украинской музыки. Имеет ли непосредственную связь пренебрежение музыкальными традициями с дальнейшими событиями?
Чтобы ответить на этот вопрос, придется воспользоваться аргументами разного уровня и направленности. Первый из них - универсальный, согласно которому человек и все человечество находится в глубинном созвучии с музыкой.
То есть музыка всегда является самым точным и самым объективным зеркалом всех внешних общественных событий и даже способна их заранее предусмотреть. В подтверждение этой кое-что мистической позиции обращусь к свидетельствам самых выдающихся философов, и отечественных ученых, и прежде всего - к истине, изложенной еще древнекитайским философом Конфуцием: «Разрушение любого государства начинается именно с разрушения ее музыки.
Лишен чистой и светлой музыки народ обречен на вырождение» 1. А одним из первых в европейской гуманистической науке нового времени обратил внимание на непосредственную связь общества и созданной им музыки, на отражение в ней уровня морального и интеллектуального развития выдающийся украинский языковед и философ Александр Потебня. Еще в 60-х годах позапрошлого века в письме, написанном с Берлина, он предостерегал: «Есть тесная связь между судьбами музыки, с одной стороны, и всех явлений общественной жизни, со второй. Ошибочное музыкальное развитие или полное отсутствие музыки в жизни личности или части народа (весь народ без музыки немыслим) есть болезнь сознания, которая с необходимостью найдет свое выражение и во многом другому». И добавляет конкретнее: «Важно было бы собрать значительное количество фактов, которые характеризуют связь музыкального расписания с моральным падением, которое кое-где замечаем в нашем народе, и участие в этом солдатской и городской музыки».
К слову, немцы очень быстро опомнились и сделали все возможное, чтобы через свою национальную музыкальную традицию, через возрождение классиков - Й. С. Баха
Л. Бетховена, Р. Шумана, Й. Брамса и десятков других - содействовать воспитанию у самой широкой общественности, прежде всего у молодежи, патриотических чувств и национального достоинства. Подобным образом, с активным использованием музыкальной традиции, объединяли народы, которые длительное время были безгосударственными, поляки и чехи, итальянцы и норвежцы. Задумаемся, случайно ли одним из первых премьер-министров независимой Польши 1919 года стал Игнаций Падеревский, пианист мировой славы, а фамилия оперного гения Джузеппе Верди расшифровывалась патриотами как символ независимости (Viktor Emmanuil Rex di Italia).
Украина, одна из самых музыкальных наций мира, ли использовала, как подобает, свой потенциал? И так, и нет. Так - в прошлом, так как прежде всего благодаря песне наш народ не потерял свою идентичность, продравшись сквозь густую сетку антиукраинских законов, преследований вплоть до физического истребления.
Если проанализировать, как постепенно, но неуклонно вытеснялась украинская (украиноязычная) песня, а тем более - профессиональная национальная музыка со всех СМИ на протяжении последних нескольких лет, как все социально-культурные проекты тщательным образом обходили украиноязычные выступления, как все больше уменьшалась мизерная щель, сквозь которую на экраны слишком редко попадали уже не только самые выдающиеся украинские хоры или певцы (хоры «Мысль», «Киев», «Крещатик», «Дудочник», мировые звезды украинского происхождения Виктория Лукянец, Александр Телига, Звездная Кушплер или Андрей Шкурган), но и такие демократические коллективы и исполнители. Нашей украинской гордостью являются и хор им. Григория Веревки, Нина Матвиенко, или даже эстрадные «Пиккардийская терция» или «Орфей», то заранее тщательным образом спланирована государственная стратегия угнетения украинской культурной традиции не вызовет никаких сомнений.
Изредка, в наиболее невыгодное время «прорывались» передачи о национальных классиках - композиторах и исполнителях, но если количественно сравнить их с разнообразием фильмов, концертов, интервью, которые пропагандируют русскую музыкальную культуру, то счет будет 10: 1 в пользу последней. И упомянутый счет тоже никоим образом не случайный: это десять следующих шагов до той пропасти, в которую хотят спихнуть украинский язык, культуру и всю нацию.
Аргумент второй - цивилизационный и репрезентативный. Объем и разнообразность культурных достижений нации является не только свидетельством определенного уровня ее духовного и интеллектуального развития, но и залогом уважения народа к ней и существенным импульсом формирования стремления граждан этой страны, особенно же младшей генерации, преданно работать на ее пользу. «Заберите во Франции сто выдающихся имен, что останется от Франции»?. Каждая нация, которая уважает себя, пытается как можно полнее представить свою культуру, на ее приобретениях воспитать подрастающее поколение. А на чем мы их воспитываем?
Нежелание к самой категории тонкого художественного вкуса (справедливое нежелание - человек с широким культурным горизонтом не купится на дешевые идеологические лозунги, духовное богатство побуждает к элементарной этичной порядочности) заложило в нашу общественную систему бомбу замедленного действия. Коммунистическое господство будто прошло, а его наставления о «общности» как-то сами по себе остались. Уровень общей эстетической безграмотности украинцев не просто скандален - он почти критический.
Поэтому и не срабатывает в нашем государстве еще один социопсихологический механизм, который помогает каждому человеку чувствовать себя уверенно и достойно и дома, и за рубежом, - сознание своей причастности к нации, которая родила гениев. Причем достаточно часто самыми привлекательными символами оказываются именно музыкальные. Возможно, из-за того, что музыка сильнейший влияет на подсознание, а «интонационная память» передается даже генетически (сама в этом когда-то убедилась: мужчина, который родился от родителей-украинцев в Петербурге, не зная языка, очень эмоционально, вплоть до слез, реагировал на украинские песни и пел их с большим чувством). И в большинстве государств этот механизм действует чрезвычайно успешно! Например, каждый поляк сознателен того, что он принадлежит к «нации Шопена», а норвежец - к «нации Грига». И, поверьте, это для них вовсе не пустые слова! Недавний скандал с польскими журналистами, которые идентифицировали Украину, мягко говоря, только с «Гурией», имел в своей основе, кроме других, и эту объективную причину - почти полное отсутствие украинского культурного (прежде всего музыкального) продукта в мировом духовном пространстве.
Здесь хотела бы зацитировать Оксану Забужко. Она, как и значительная часть украинской творческой интеллигенции, проникается этими проблемами, хорошо зная по собственному опыту и наблюдениям, как репрезентация национального искусства происходит во многих других странах: «Брендом каждой страны - тем, что влияет на зарубежную аудиторию наиболее непосредственным и интимным образом, на наиболее личном, подсознательном уровне, - есть национальная культура.
Брендом Польши в мире был и остается Шопен, брендом Финляндии - Сибелиус, брендом Швеции - Пеппи Длинный Чулок и Карлсон, что живет на крыше. Примеры взято наугад, такие «культурные паспорта», безразлично, больше или меньше, имеет каждая «взрослая» страна. Это те самые тонкие, и такие действенные! - «первые позывные», которые страна посылает о себе в мир, вызывая к себе, часто даже неосознанную, благосклонность и доверие. Именно они создают в сознании всякого чужестранца фундамент для позитивного имиджа страны - «априори», еще ко всякой другой об этой стране информации.
И пока таких культурных «сигналов» Украина не подает, она будет всегда оставаться на международной арене в амплуа «темной лошадки», от которой как знать, чего можно ожидать. И можно сколько угодно убеждать всех во все стороны, что мы очень учтивые и хорошие, и нас надо везде принимать, - но когда за этим нет ничего, никакой предыдущей предпосылки, вот этих самых опознаваемых «брендов», очень трудно такую страну воспринимать в позитивном образе.
Обратим внимание: среди трех конкретно названных «культурных паспортов» европейских стран, два - основатели национальной композиторской школы. И это полностью закономерно. Через музыку такие «субтильные позывные» попадут к иностранным «потребителям культурной продукции» даже быстрее, чем через слово или даже через живописный образ, ведь они очень глубоко задевают эмоциональные струны и больше всего способны пробудить симпатию к родине творцов музыкальных шедевров. Знаменитый «Щедрик» М. Леонтовича (каким озвучили даже культовый американский фильм «Один дома») или Херувимская № 7 Д. Бортнянского, известные и любимые в мире - но, к сожалению, не идентифицированные с их украинским происхождением - показывают, что могли бы сделать национальные художники - только действительно национальные, и действительно художники! - как «послы доброй воли» в мире. Но делается скорее наоборот: выезжая за границу, современные виртуозы пытаются понравиться западной публике, предоставляя преимущество апробированному зарубежному репертуару, а «свое» - ну, это не для прихотливых европейских слушателей.
Однако именно в настоящее время, в сложной и неоднозначной ситуации, «музыкальные позывные» Украины в мире были бы очень уместными. Они материально продемонстрировали бы наличие достойной духовной истории, после чего народ, возможно, уже не воспринимался бы, как «темная лошадка». Еще одна маленькая цитата из Забужко: «Не забываем: в течение ста лет брендом России в мире в первую очередь были Толстой и Достоевский, и вся большевистская революция в сознании западной интеллектуальной и политической элиты огромной мерой опосредствовала именно Толстым и Достоевским, как » путеводителями« по »загадочной русской душе« 4. Ли украинская уникальная музикальнисть, красота ее духовного наследства, неповторимая кордоцентричнисть, так гениально перевоплощена в хоровых концертах Бортнянского, Лисенковом музе, хорах Леонтовича и Кошиця, менее привлекательная, чем «загадочная душа»? Риторический вопрос.
Аргумент третий - ментальный. Народ, который хочет утвердиться как полноценный в кругу других европейских народов, не может игнорировать собственного генотипа, идти вопреки законам национальной ментальности. Наша ментальность предусматривает особенную склонность к музыке, «закодованность» в народных песнях, а также и в профессиональном творчестве, прежде всего церковном и хоровом, важнейших этичных и философских понятиях, исторически сформированных у украинцев. Незнание этой культурной традиции порождает ощущение ненужности и неполноценности своего музыкального творчества относительно других культур Европы, а следовательно (даже подсознательно) способствует такому само чувству неполноценности на более общем уровне, во всех других сферах, воспитывает готовность покорно служить более сильному и более уверенному хозяину.
В особенно трудном положении очутилось именно классическое (прежде всего национальная) музыкальное наследство, которое из памяти общественности вытравливали на протяжении многих десятилетий и какое эта общественность сегодня в действительности не знает и знать не хочет. Ах, можно ностальгически вздохнуть, где те времена, когда крестьянский сын Тарас Шевченко авторитетно и метко судил о концертах Листа и Серве, Иван Франко писал никоим образом не профански «Мнения профана на музыкальные темы», когда каждый украинец, который уважал себя, уважал за необходимое знать так же, как собственную литературу, лучшие страницы отечественной музыки и не оставаться в стороне мировых художественных процессов, когда ведущими музыкальными деятелями становились священники и учителя, историки и политики?! В настоящее время понятие о национальной музыкальной культуре даже в некоторых кругах интеллигенции жалко примитивное, только единицы проявляют интерес к вечным духовным ценностям. Если сами себя не уважаем, кто же другой нас начнет уважать?
На этот вопрос, по-видимому, политический деятель ответил бы: «У нас напевный народ, посмотрите, какой популярностью пользуются народные песни». И опять не был бы прав. Выбросив из своего обращения серьезное искусство и музыку, современное украинское медиа-пространство так же спокойно нивелировало народную музыку в ее первобытной чистоте и духовности. Те остатки украинского фольклора, которым кормят обывателя (не воспримите это слово как обиду - скорее как констатацию социального статуса) в программах концертов на заказ, многочисленных шоу-аттракционах, в большинстве теле- и радиопрограмм, называя народной песней, имеет такое же отношение к настоящей ее природе, как, допустим, репродукция Моны Лизы на консервной банке к гениальному оригиналу в парижской Лувре. Банальная, кое-где и испорченная обработка первобытной мелодии, втискивания ее широкого свободного мелодичного дыхания в жесткие рамки монотонного ритма эстрадных клише, способна иногда исказить художественное лицо песни к непознаваемости. Фольклор в такой примитизированной трактовке переводится в ранг той же массовой субкультуры, то есть продукции бездумной, облегченной, предназначенной для быстротекущего развлечения, как и первый-попавшийся шлягер.
Презренное наследство классической музыки, примитивизирует песенный фольклор и полное засилие русскоязычной развлекательной эстрадной продукции - на этом фоне хотим сохранить национальное сознание? Погрузившись в досадные и изнурительные заботы о хлебе насущном, в политические баталии, или не отмахиваемся мы зря от тех немногих соломинок спасения, которые дает нам духовная пища, высокое искусство, прежде всего сила родной песни и музыки?
Поэтому в завершение, возвращаясь к одной из самых страстных проблем нынешнего времени - сохранения языка, позволю себе провести одну историческую параллель. «Положение украинского народа в Галичине к соединению ее с Габсбургской монархией было весьма грустно. Грубая темнота и беспросветность налегли на наш край. Бывшие русские вельможи и шляхта переходили на латинский обряд, спольщилися и отчуждались украинского народа и скрепили не только материально, но и интеллектуально образованный слой польской» - такими безутешными строками начинаются воспоминания «С жизни нашего духовенства в первой половине 19 века» известного украинского публициста, историка и литературоведа Александра Барвинського.
Однако после того, как в далеком 19 веке епископ Иван Снигурский вернулся из Вены в Галичину, поддержал сбор и проработку украинских песен, внедрил музыку Бортнянского в литургическую практику и учредил хоровую школу в Перемишли, - за каких-то 15 лет началась «заря украинского возрождения в Галичине». 1834-го во Львове М. Шашкевич, И. Вагилевич и Я. Головацкий основывают «Русскую троицу». И вскоре на полную силу возвышается украинское национальное движение, формируются культурные центры.
В настоящее время у нас значительно лучшие объективные обстоятельства, чем были 180 лет тому. Только надо разумно и целесообразно использовать не только лозунги, не только митинги и голодания на защиту независимости, но и не забыть о громадном потенциале культуры, а для украинцев прежде всего - музыку, которая, заложенная на протяжении тысячелетий в генетическом коде, через думу, через песню, через литургию, через наследство наших наибольших музыкальных гениев охраняла нас и не давала нам вырождаться и исчезнуть.