
Казак Мамай(казак-мамай, казак-бродяга) — легендарный украинский казак. Мамай ходит по свету и помогает людям в беде, борется за правду и наказывает обидчиков.
Обобщенный образ казака и украинцев в целом в Украине во времена Казачества. Его образ можно было встретить во многих хатах, рядом с образами святых (иконами). С именем (названием) тесно связан древнее понятие «мамаюваты» (странствовать, казачить, вести казачий образ жизни), «ходить на мамая» (идти наугад, куда глаза смотрят).
«Казак Мамай — бродяга-запорожец, воин и забулдыга, шутник и философ, бандурист и певец, бабий и одновременно — монах, простоватый и мудрый волшебник, бесстрашный лукавец, — у него и в ступе пестом не попадешь, — народный герой, которых испокон веков знают люди на Украине, хоть о нем над Днепром ни сказок не сказывали, ни песен не складывали.
Ни сказок ни песен! А прославил Казака народ-художник.
По берегам Днепра-Славуты, по древним казацким и крестьянским хатам — на кленовых и дубовых полотнищах дверей, на коврах, на кафельных печах, на крынках, на тарелках, на кованых сундуках, на масляными красками писаных картинах, даже на липовых колодах ульев часто можно было видеть сами разные образы Мамая, тысячи перемен его лица, все с новыми особенностями странствий, с новыми и новыми подписями, свободно разъяснять деяние и характер героя, тысячи сюжетов, которые возносили в народе славу Казака. (Александр Ильченко)
. «Мамаи» в течение нескольких веков производились по всей Украине - от Карпат до Слобожанщины и Херсона, находили их там, где поселялись выходцы с Украины - от Кубани до Волги. На основании тех достопримечательностей, которые сохранились, «Казака Мамая» следует считать традиционным и повторяемым почти без изменений по крайней мере лет 200 - 300. Самая давняя из сохраненных до нашего времени картин датируется 1642 годом.
Изображение запорожца приобретало значение оберега, охранника жилья
Какая же первоинформация была основой для сюжета «Казака Мамая»? Какая глубинная духовно-волшебная тайна прячется в данном образе? Для чего был создан этот образ?
Ответ на эти вопросы дает сам «Казак Мамай» - картина-завещание пращуров. Талантливо закодированная на полотнах светоносная энергия национального Духа.
Образ казака на картинах - это величественная, выкристаллизовавшая веками дума народа о своей сущности. Сидит он по-козацки, подобрав и скрестив ноги, в обычной для степняка позе духовного воина. В Йоге она называется «приятная поза - Сукхасана. Позволяет хорошо расслабиться. Создает хорошие условия для функционирования внутренних органов» . Этой позицией казак Мамай образует «троицу» - древнейший священный символ могучей арийско-русской духовности, воплощения триединства - сочетание трех сакральных начал в одном.
Высокий уровень военного совершенства достигался систематическими упражнениями не только с физической части рукопаша, но и духовными - через систему медитации. На момент времени, изображенного на картине, казаком владеет спокойствие. Он уравновешен, нерушимое его благородное лицо, чистотой светятся глаза, его взгляд пронизывает зрителя, пространство, Вселенную. Казак-Мамай на народных картинах - это медетирующий воен . Это состояние дополнительным акцентом, во многих вариантах, подчеркивает легко склоненная на сторону голова «Казака Мамая».
Казак, на определенное время, отложив оружие и военное дело, является брахманом-мыслителем, который возвеличивает душу свою мыслями о Боге и вечном, самосовершенствуясь в самопознании и самосозерцании создает образ совершенного воина-оборотня, который помогает ему опрокидываться на волка во время боя. В народе казак считался колдуном, казаком характерником.