
Экзекутивность не является абсолютным синонимом женственности и женского начала, то есть это не проявление психологии только женского пола.
Не реже наблюдаем экзекутивность мужской части населения, в частности, это достаточно типичное явление в украинской психокультуре. И наоборот: в интенциональных (человеческих) социумах интенциональность вследствие эмансипации может стать психологической приметой женщин (американская или немецкая психокультуры).
Что же вкладывается в это понятие?
Прежде всего, экзекутивная психокультура коррелирует с репродуктивно-воспроизводительным, имитативным, а не творческим началом.
В любом творчестве всегда имеются элемент риска и новации, отклонения от эталона, нестандартность замысла и решения. Экзекутивность, напротив, является избежанием сверх нормативности и нестандартности, а экзекутивный психотип почти всегда добрый имитатор, последователь "от и до".
Вторая особенность экзекутивности как характеристического параметра психокультуры заключается в том, что экзекутивность обнаруживает себя через выполнение целей, исполнительскую, активность обслуживания, центрируется на текущих интересах и потребностях, на детализации (как правило, эстетических).
Наконец, экзекутивное начало можно определять через дихотомию "автономность - гетерономность". Экзекутивная психокультура автентичной и самодостаточной, она не способная к самодетерминации. Ведь самодетерминация предусматривает определенность принципов аксиологической деятельности, главных жизненных смыслов.
С давних веков в национальном менталитете украинцев сформировался сакральный образ женщины. Женщина-мать могла бы претендовать даже на статус своеобразного протобожества: о ней складывали песни и стихи, воспевали ее образ в былинах и думах, с ней шли на смерть и возвращались к мирному труду. Архетип родной Матери-земли, Украины-матушки ассоциировался и с определенным психологическим пространством: свободой, миром, согласием и любовью, тем родным уютом, в котором можно отдохнуть после длительных жизненных испытаний. Светлые и прекрасные чувства к женщине воплощались в лирике и прозе.
Если наедине с собой украинский мужской психотип способен к плодотворному труду, то в коллективных формах жизнедеятельности срабатывает материнская модель "защиты": служебные, институционные, формально-деловые отношения вытесняются неформальными с элементом семейности.
Но обеспечение стратегических интересов - дело мужчин. И правда, сильная украинская женщина способная принести себя в жертву несовершенства среды, созданной ею же развращенным мужчиной, но она просто не в состоянии изменить эту среду. Но это и не ее миссия. И тогда-то и начинается драма украинской психокультуры: женщина перебирает роль гаранта стратегических интересов, руководя и манипулируя слабым и безвольным мужчиной. Делает она это, конечно, на женский строй: избегая нарушения обычной среды, с гибкостью и настойчивостью, но без лишней революционности. Якобы что-то происходит, но ничего не меняется. По-другому и не может быть в социуме, где женщины исполняют и роль мужчин, и свою собственную, а сами мужчины рассматривают себя как органическое звено уюта, созданного женщиной.
Женоподобный мужчина не привык выбирать четкую линию поведения и при принятии решения начинает колебаться: он долго взвешивает и перебирает разные варианты, пытается их комбинировать, но только с единственной целью - медлить как можно дольше. В конце концов принимается коллективное решение или опять-таки берется женщина, которая и здесь обнаруживает себя носителем интенциональности.
Мужская экзекутивность имеет и огромное количество позитивов, главный среди которых - позитивная мотивация к рутинному труду. Тем же... сообщество получает хорошую возможность для развития, например, сельского хозяйства, где издавна ценились женская выносливость, терпение (чего нет, например, в России). Нейтрализуются разрушительные, деструктивные проявления психокультуры: агрессивность, воинственность, жестокость, ненависть - все, что связано с американской и европейской психокультурами.
Но это же самое оборачивается деструктивными последствиями для беззащитного домашнего ребенка, который не привык отстаивать свои интересы ни перед государством, ни перед более сильным в любом отношении, привыкла подходить перед грубым насилием и терпеть надругательство над собственным достоинством...
Экзекутивный нрав, склонность колебаться под воздействием малейшего наружного стимула воссоздает психологический хамелеонизм, непоследовательность и переменчивость. Такой человек будто имеет бесконечное множество масок и способеностей стирается, воплощаться в разные образы. Он легко нарушает обещания, предает, меняет планы, убегая под давлением обстоятельств.
В сегодняшней Украине мы наблюдаем типично экзекутивную реакцию на внутренние социально-экономические и политические проблемы. Многие мужчины, спасая себя и свои семьи от последствий безработицы и экономического хаоса (и здесь их можно понять), ринулись искать счастье за рубежом: кто-то направился в знаменитые " челноки", кто-то - на сельхозработы в Польше, Греции, Франции. Сытая Европа получила огромное количество уборщиц, чернорабочих, водителей, поваров и проституток из Украины. Со всей искренностью, сочувствуя этим семейным патриотам, их человеческой выносливости, не можешь понять, почему искать в чужом рая легче, чем создать свой?
Почему женская слабость, зоологический конвенционализм стирает национальное достоинство и солидарность? Почему говорится женское "да" там, где надо сказать мужское "нет"?