What in UA - Новини культури і мистецтва

Старинная посуда на картине «Казак Мамай»

Образотворче мистецтво, Історіяживопис / картина / культурна спадщина / музей / традиції / художник
Дмитро КовальчукКоментарі: 0Перегляди: 488
5
листопада
2015
Старинная посуда на картине «Казак Мамай»

Картины с сюжетом «Казак Мамай» и «Казак бандурист» изучаются разнопланово. Сюжет, композиционные схемы, цветные постановки уже достаточно хорошо изучены. В настоящее время наступило время исследования мелких деталей картин.

В данной статье впервые проанализируем изображенную на полотнах посуду. Это позволит глубже осмыслить содержание, вложенное в эти работы, а также открыть один из аспектов культуры питания украинцев конца ХVIII - начала ХХ века, а еще уточнить датирование отдельных сюжетов. Родниковой базой для данного исследования являются работы, внесенные к фундаментальному альбома «Казак Мамай» (2008), а также картина которая была найдена недавно из частной коллекции.

Посуда изображена на большинстве картин «Казаков Мамаев». Посуду на картинах можно разделить на две группы: посуда для потребления и хранения напитков и посуда для приготовления и потребления горячих кушаний.

/2art/kazak_mamay1.jpg Старинная посуда на картине «Казак Мамай»

Первая группа более многочисленная. К ней входят бутылки, кружки, кубки, чашки, рюмки и ковши. Как правило, эти изделия изображали на переднем плане картин, справа или слева от центральной фигуры. Это не случайно, ведь одним из ключевых для восприятия изображенного на анализируемых полотнах сюжета распространённая на картинах надпись:

«Казак душа правдивая

Рубашки не имеет

Если не пьет, то вши бьет

А все же не гуляет».

/art/mamai1.jpg Художественный центр Мамаи

Хотя на большинстве картин центральный казак не пьет, но посуда для напитков красноречиво «намекает» своим присутствием что это не исключено. Кстати, подобная композиция содержится на самом давнем точно датированном изображении казака бандуриста (середина ХVIII века) из «Кужбушков» Киево-лаврской иконописной мастерской]. Правда, на ней нет бутылки, а есть кружка, черпак и цилиндровой формы - кадушка. На всех других полотнах бутылка имеется. Эта посуда имеет разную форму, что, в определенной степени, позволяет уточнить датирование некоторых работ. В частности бутылки, изображенные на некоторых картинах, датированных ХVIII - началом ХІХ века, по нашему мнению, в действительности не могут быть старее 1830-х годов. Соответственно и датирование данных работ необходимо пересмотреть. К тому же есть работа с бутылкой данного типа точно датирована 1832 годом. Принимая во внимание это, считаем возможным продатировать картины с похожим набором посуды для хранения и потребления напитков (бутылка и чашка похожей формы 1830-1840-ми годами.

/art/mamay3.jpg Казак Мамай

Лишь на одном, уникальном сюжете, казак употребляет алкогольный напиток (красное вино или наливку) из прозрачной рюмки. Бутылку же держит под рукой. Сцена потребления напитков гайдамаками содержится и в нескольких сюжетных композициях, изображенных на заднем плане полотен.

Спутником бутылки в наборе для потребления спиртных напитков является рюмка (кубок), кружка или чашка. Заметно, что казак использовал или стеклянные или металлические изделия, разные по форме и пропорциям. В одном случае на картине изображено черпак.

/art/mamay13.jpg Казак Мамай

Достаточно интересными являются сцены приготовления и потребления еды гайдамаками, изображенные на заднем плане картин. Главным сосудом, в котором они готовили кушанья, был металлический казан, подвешенный над костром на триноге. Кашевар мешал кушанье деревянной ложкой. Такими же ложками и потребляли готовую пищу. Напитки хранились в бочках с бронзовым краном для сливания. Одна из них имела колеса для перевозки.

Только на одном полотне изображен сосуд, который со значительной судьбой вероятности можно считать глиняным. Ее держит в руках джура Мамая, выполняя его приказ принести кашу, которая варится в казане. За формой сосуд имеет вид небольшого горшка с донышком и резко отогнутыми венцами. Интересной является деталь, что может интерпретироваться как тулийка (тогда можно считать исследуемый сосуд ринкой) или небольшой рогач, за который джура держит сосуд в руке.

/art/mamay2.jpg Казак Мамай

Таким образом, посуда на картинах «Казак Мамай» изображена в нескольких контекстах. Первый, основной, изображенный на переднем плане, передает набор посуды (бутылки, кружки, кубки, черпаки, чашки), предназначенный для использования самим Мамаем. Как правило, это достаточно дорогие изделия. Отдельные из них - подчеркнуто «барские». Второй, дополнительный (казаны, бочки, бутылки, кубки и рюмки), размещено на заднем плане в сценах пирования гайдамаков. В двух редких сюжетах показана сцена приготовления кушаний джурой непосредственно для Мамая. Именно в одном из этих сюжетов фигурирует уникальное изображение сосуда, что, вероятно, является глиняной - горшком или ринкой.

Голодомор. Постгеноцидний синдром
Аудіокнига: "Черна рада" Пантелеймон Куліш
Поділіться в соцмережах:twitter.com facebook.com blogger.com livejournal.ru
ViknaBrand
«ViknaBrand» – https://viknabrand.com.ua/ua/fotogalereya_balkon/ пластиковые окна в Киеве и области.

Ще записи на тему
Глиняная посуда в украинской cелянской трапезе: от народного к псевдоэлитарному
Глиняная посуда в украинской cелянской трапезе: от народного к псевдоэлитарному
Старинная украинская икона в вышиванке
Старинная украинская икона в вышиванке
Казак Мамай и каменные стелы
Казак Мамай и каменные стелы
Казак Мамай в истории и искусстве
Казак Мамай в истории и искусстве
Залиште коментар!

Коментар буде опубліковано після перевірки

Ви можете ввійти за допомогою свого логіна або зареєструватися тут.

(обязательно)

  • Афіша подій
  • Кіно і Театр
  • Музика
  • Образотворче мистецтво
  • Література
  • Людина і суспільство
  • Мозаїка життя
Останні записи
  • Виставка «State of Will» у Довженко-Центрі — воєнна фотографія, що розкриває силу людського духу
  • «Україна в мініатюрі» у Києво-Печерській лаврі — унікальна виставка архітектурної спадщини
  • «Образи відроджені з попелу» — унікальна виставка військових ікон Сергія Герасименка в галереї «Хлібня»
  • «Blue eyes» від KOKOREVA — двомовна історія про кохання, що живе навіть на відстані
  • Міжнародна мистецька акція «Знаки Ідентичності» до Дня Незалежності України
Найпопулярніше
  • Виставка «State of Will» у Довженко-Центрі — воєнна фотографія, що розкриває силу людського духу 5
  • Персональна виставка Поліни Кузнецової «Poline (зупинка всередині)» 4
  • Виставка Валерія Шкарупи «Плин часу. Повернення» 4
  • Виставка «Іван Марчук. Пробудження» у Києві 4
  • Виставка сучасного мистецтва «48 кроків вздовж…» 3
  • Артбесіда в Києві: Українські генії Паризької школи та таємниці богемного Монпарнасу 3
  • «Україна. Космічний шлях» — унікальна виставка живопису юного генія 2
  • Виставка сучасного мистецтва «Art Happens» у Києві 2
  • Колективна виставка фігуративного живопису – зібрала 15 талантів 2
  • Виставка «Михайло Гуйда і класики» — живі обличчя епох 2
Останні коментарі
Історична драма «Ціна Правди» дивитись онлайн фільм про голодомор в Україні
  • Андрій » Фільм показує відношення та лицемірство цивілізованого світу до геноциду українського народу. Про який знали, але...
Дивитись фільм «Поводир» який був номінований на Оскар
  • Олеся » Щойно переглянула "Поводир" і серце буквально розривається... Найбільше вразило те, як режисер показав силу людського...
Война с сексуальным гламуром Александра Ктиторчука
  • Tessa » Ось і догрався Ктиторчук у сексуальний гламур: "Відомий фотограф Олександр Ктиторчук проведе за ґратами 12...
Виставка—продаж «Антитези до видимих історій» Нікіти Цоя
  • Mikki » Хоча я розумію намагання автора дослідити глибини людської підсвідомості та звернутись до складних філософських концепцій,...
Шокуючі новини: людина вийшла з коми та дізналася про жахливі події минулих років
  • Андрій » Тільки от Євгену Яновичу не до сміху, бідолашному. Потрапив у лапи до професійного брехуна "психотерапевта"...
  • Головна
  • Про сайт
  • Коментарі
  • Підтримати сайт
  • Контакти
  • Архів
×
Пошук по сайту
© What in UA Новини культури та мистецтва, 2025.