
Картины с сюжетом «Казак Мамай» и «Казак бандурист» изучаются разнопланово. Сюжет, композиционные схемы, цветные постановки уже достаточно хорошо изучены. В настоящее время наступило время исследования мелких деталей картин.
В данной статье впервые проанализируем изображенную на полотнах посуду. Это позволит глубже осмыслить содержание, вложенное в эти работы, а также открыть один из аспектов культуры питания украинцев конца ХVIII - начала ХХ века, а еще уточнить датирование отдельных сюжетов. Родниковой базой для данного исследования являются работы, внесенные к фундаментальному альбома «Казак Мамай» (2008), а также картина которая была найдена недавно из частной коллекции.
Посуда изображена на большинстве картин «Казаков Мамаев». Посуду на картинах можно разделить на две группы: посуда для потребления и хранения напитков и посуда для приготовления и потребления горячих кушаний.
Первая группа более многочисленная. К ней входят бутылки, кружки, кубки, чашки, рюмки и ковши. Как правило, эти изделия изображали на переднем плане картин, справа или слева от центральной фигуры. Это не случайно, ведь одним из ключевых для восприятия изображенного на анализируемых полотнах сюжета распространённая на картинах надпись:
«Казак душа правдивая
Рубашки не имеет
Если не пьет, то вши бьет
А все же не гуляет».
Хотя на большинстве картин центральный казак не пьет, но посуда для напитков красноречиво «намекает» своим присутствием что это не исключено. Кстати, подобная композиция содержится на самом давнем точно датированном изображении казака бандуриста (середина ХVIII века) из «Кужбушков» Киево-лаврской иконописной мастерской]. Правда, на ней нет бутылки, а есть кружка, черпак и цилиндровой формы - кадушка. На всех других полотнах бутылка имеется. Эта посуда имеет разную форму, что, в определенной степени, позволяет уточнить датирование некоторых работ. В частности бутылки, изображенные на некоторых картинах, датированных ХVIII - началом ХІХ века, по нашему мнению, в действительности не могут быть старее 1830-х годов. Соответственно и датирование данных работ необходимо пересмотреть. К тому же есть работа с бутылкой данного типа точно датирована 1832 годом. Принимая во внимание это, считаем возможным продатировать картины с похожим набором посуды для хранения и потребления напитков (бутылка и чашка похожей формы 1830-1840-ми годами.
Лишь на одном, уникальном сюжете, казак употребляет алкогольный напиток (красное вино или наливку) из прозрачной рюмки. Бутылку же держит под рукой. Сцена потребления напитков гайдамаками содержится и в нескольких сюжетных композициях, изображенных на заднем плане полотен.
Спутником бутылки в наборе для потребления спиртных напитков является рюмка (кубок), кружка или чашка. Заметно, что казак использовал или стеклянные или металлические изделия, разные по форме и пропорциям. В одном случае на картине изображено черпак.
Достаточно интересными являются сцены приготовления и потребления еды гайдамаками, изображенные на заднем плане картин. Главным сосудом, в котором они готовили кушанья, был металлический казан, подвешенный над костром на триноге. Кашевар мешал кушанье деревянной ложкой. Такими же ложками и потребляли готовую пищу. Напитки хранились в бочках с бронзовым краном для сливания. Одна из них имела колеса для перевозки.
Только на одном полотне изображен сосуд, который со значительной судьбой вероятности можно считать глиняным. Ее держит в руках джура Мамая, выполняя его приказ принести кашу, которая варится в казане. За формой сосуд имеет вид небольшого горшка с донышком и резко отогнутыми венцами. Интересной является деталь, что может интерпретироваться как тулийка (тогда можно считать исследуемый сосуд ринкой) или небольшой рогач, за который джура держит сосуд в руке.
Таким образом, посуда на картинах «Казак Мамай» изображена в нескольких контекстах. Первый, основной, изображенный на переднем плане, передает набор посуды (бутылки, кружки, кубки, черпаки, чашки), предназначенный для использования самим Мамаем. Как правило, это достаточно дорогие изделия. Отдельные из них - подчеркнуто «барские». Второй, дополнительный (казаны, бочки, бутылки, кубки и рюмки), размещено на заднем плане в сценах пирования гайдамаков. В двух редких сюжетах показана сцена приготовления кушаний джурой непосредственно для Мамая. Именно в одном из этих сюжетов фигурирует уникальное изображение сосуда, что, вероятно, является глиняной - горшком или ринкой.