
Вышивка Подолья. Известным центром вышивки на Подолье было и сегодня остается село Стена. Самым любимым цветом вышивки в Стене стал черный цвет, в особенности им вышивали рубашки.
У них густо зашивались рукава «лучкой» (черной шерстяной ниткой). Создавали узоры в виде вертикальных полос геометрически-растительного орнамента («кудри», «василек», «виноград») в технике крестик, «штаповка».
Эти живописно заключенные орнаменты, преисполненная динамика движения и монументальная выразительность, контрастировали с горизонтальной трехдольной композицией геометрического орнамента полика в верхней части рукава.
В давние времена в Стене, как и в Клембивце, шили на «бомбаке» (тонком полотне) «широм» (серебряной нитью, свернутой с черной, или же золотой с красной нитью).
Рубашки Западного Подолья выделяются темным колоритом. Это черный с малой примесью темно-красного или желтого. Вышивка имеет сложную композицию и размещается на воротнике, манжетах.
Вышивки Тернопольской области характеризуются насыщенным, темным, вплоть до черного, колоритом. Выполненная шерстью, густые, без пробелов, орнаменты сплошь укрывают рукава женских рубашек, вышиваемые «поверхностным швом». Из начала XX века распространилась техника крестика, орнаменты цветов, сама же вышивка стала более ярких цветов.
На Восточном Подолье для предоставления рубашкам особенно праздничного вида сплошные массы орнамента, которые укрывали весь фон рукава, разукрашивали серебряными и золотыми нитями, легкости и ажурности рубашкам предоставляет «смереживание» отдельных частей «пауками».
Особенностью вышивки является наличие двух вертикальных линий на груди — «погрудой», трех на спине, а также пышно украшенный рукав. Это широкая горизонтальная полоса из трех, иногда из пяти (как на Гусятинщине) частей, а расшивание рукава — в виде вертикальных полос росинно-геометричного орнамента или косых полос, по большей части геометрического рисунка. Выполнены шерстью, густые орнаменты сплошь укрывают рукава женских рубашек. На территории восточных районов Тернопольщины выделяются яркостью вышивки Чорткивского, Бучацкого и Монастырского районов. На Гусятинщини самобытными центрами были села Самолускивцы, Яблунив, Глибов, Гримайлив, Копиченцы, Базар, Джурин и др.
Копиченцы — известный центр вышивки и вышивания. Орнаменты шитья с детства пленяли в настоящее время известную на весь мир мастерицу — Марию Зарембскую. Творчески переосмысленные узоры, которые вышивали мама и бабушка, осовремененные артистической фантазией Зарембской, безукоризненны по цветной гамме и техническим средствам, ложатся на полотно полотенец, украшают мужские и женские рубашки. Сегодня они являются украшением галереи «Родная хата», что на Костельной улице Киева.
В начале XX века распространяется техника вышивки крестиком, применяют орнаменты цветов, к темным цветам добавляются более яркие цвета — синий, фиолетовый, зеленый.
В 30-тые-40-вые годы популярными становятся орнаменты «лягушки», «цепь», «кривеньке». Вышитые рубашки здесь имеют своеобразный черно-фиалковый колорит. Основной рисунок создается черный, к нему добавляются синяя, фиолетовая, вишневая краски.
В 40-х годах на Гусятинщине распространяется вышивка бисером, блестками, стеклярусом. Ячейкой вышивки бисером становится село Самолускивцы. Для Бучацкого района характерными были рубашки с так называемыми капающими рукавами.
Своеобразной красотой выделяются вышивки Надднестрянщины, в частности Борщевского и Залищицкого районов. Узоры здесь выполняются черной шерстью, вышиваемые разнообразными техниками шитья: «поверхницей», «стебновкой», крестиком, «кудрявым швом». Именно эти швы создают высокий рельеф вышивки, контрастное противопоставление белого поля рубашки и густой насыщенной массы орнамента. Для предоставления рубашкам праздничного вида сплошные плоскости вышивки расцвечивали серебряными, золотыми нитями, блестками. Ажурности предоставляет мережання отдельных частей «пауками» или другими разноцветными мережками.
Да, в с. Вовкивцы Борщевского района вышивка растительным орнаментом черного цвета контрастировала с широкими полосами мережек желтого и оранжевого цветов. В с. Устье широкие полики имеют тридольную композицию и чередуются тоненькими полосами золотого и серебряного шитья-«маскацела». Распространены здесь также мережки «мыкающегося». Особенно интересные рубашки, рукава которых украшено косыми полосами с мотивов орнамента так называемых звезд. В верхней части рукава среди полос обязательное парное изображение солярных знаков — солнца и месяца. Такая вышивка в с. Устье имеет названия «плечики», «крупленка», «рукав».
В Залищицком районе рядом с геометрическими широко бытует растительный орнамент крупных форм. Это — извилистые ветки, которые укрывают перед и спину рубашки. В некоторых селах этого района (например в Богдановцы) рубашки вышивали красным шелком, как в красном Углу, тщательным образом их «рисили», то есть собирали в мелкие складочки, что создавало дополнительный художественный эффект разнообразия и глубины поверхности полотна рубашки.
Вышивка Надднестрянщины выделяется самобытностью и имеет определенную общность с народной одеждой Покуття и Пруто-днестровского равнинного междуречья. Здесь было распространено несколько типов рубашек — рубашки с «морщенкой» и реликтовая туникообразная женская рубашка, которая имела в каждой местности свои вертикальные и горизонтальные композиционные построения. Кроме того, в красном Углу, в местностях по течению Днестра, бытовал уникальный тип рубашки с «крученными» рукавами.
Будничные рубашки украшались легкой вышивкой вокруг разреза пазушки, на подоле, концах рукавов и в местах соединения деталей кроя. Вышивали «низью», настилом, крестиком, мережкой разноцветных тонов, шерстяными нитями, заполоччю, добавляли шелк, серебряную и золотые нити, металлические пластинки (блестки).
Декоративный акцент в женской рубашке сконцентрирован на рукавах, вышивка которых имеет ярко выраженную композицию. Полики, или «оплечье», высотой 12-20 см обрабатываются с трех сторон каймой, которая образует рамку, вышитую шелковыми нитями с добавлением золотых и серебряных.
В Заставнивском районе узоры вышивки расположены поперечными полосами (от двух до семи). Основу орнаментирования составляют мелкие геометрические элементы в сочетании с геометризируемыми растительными мотивами ярких зеленых, черных, желтых цветов. Между ними размещены более узкие полосы «сухозлоты» или из цветных нитей. Над поликом, в верхней части рукава, вышивается полоса от 5 до 15 см шириной — «морщина», или «морщенка». Ее узор исключительно геометрический и отличается от узора полика и нижней части рукава как за техникой, так и за композицией. Орнамент вышивается одноцветной нитью — желтой, светло-зеленый, иногда черной или красной. Мотивы — ромбовидные, разнообразной конфигурации. Вышивка «морщины» имеет много общего с вышивкой рубашек восточных районов Подолья, которые декорируются « кафасором», то есть легкой композицией, которая удачно контрастирует с насыщенным поликом. Нижняя часть рукавов завершается вертикальными полосами, в которых центральный «столб» имеет форму развитой ветки со стилизованными листьями и цветами. Узкие боковые «вилянки» состоят из мелких, филигранной работы мотивов, расположенных на некотором расстоянии друг от друга или же в виде гирлянды.
Распространен также принцип ритмичного дежурства наскисных полос, построенных из мелких геометрических мотивов сложного внутреннего строения. В отличие от Заставнивского района, в Кицманском композиция поликов состоит из больших орнаментальных мотивов растительного характера, «собранных» в букеты роз и мальв, иногда случаются мотивы птиц. Нижняя часть рукава завершается мелкими узкими косыми или вертикальными полосами в виде веточек или мотивов птиц. Особенно это касается с. Ровно Кицманского района.
В некоторых других селах этого района (Ошихлибе, Южинец) были распространены длинные безрукавки — «цурканки». Они разукрашивались мехом хорька, яркой аппликацией с сафьяна и вышивкой. В композиции чувствуется тонкое понимание мастерицами особенностей фактуры разных материалов — соотношение белого фона «цурканки» с пушистым теракото-чорным мехом и яркими цветами сафьяновой аппликации. Короткие безрукавки — «мунтяны» — в художественно-стилевом отношении подобные «цурканой» и родственные с изделиями молдовського населения.
В Кельменецком районе вышивка рубашек сдержанная как в цвете, так и в орнаментировании. Нижняя часть остается белой, только концы украшаются узором и собираются в сборки («пшеничку»). Самыми распространенными являются разнообразные растительные мотивы — ягодки, цветы, розы, листья дуба, елочные ветки. Их вышивают преимущественно черным цветом. В Сокирнянском районе популярные рубашки «чернятки» с косыми орнаментальными полосами.
Начиная с 1950-х годов в Кицманском, Сторожинецком и Новоселицком районах распространяется вышивка бисером. Это преимущественно натуралистические мотивы цветов. Если в 60-70-х годах бытовали композиции коврового характера с тенденцией к воссозданию небольших по размеру цветов, то впоследствии появляются яркие цвета укрупненных мотивов. Вышитые бисером узоры сочетают с широкими полосами ажурных мережек — «цирой» — сложного растительного орнамента. Блеск белого шелка, прозрачность мережки эффективно контрастируют с красочной «наложенной» вышивкой бисером. Художественные особенности народного наряда Надднепрянщины, в частности Залищицкого и Борщевского районов Тернопольской области, имеют много общего с отделкой одежды населения, которое живет на противоположном берегу Днестра, — в этнографическом районе Покуття.
Красота действительно Божественная, тут возражений нет
Поперечная «низь». Оригинальный шов, который имеет большое распространение в западных областях Украины, разновидность «занизывания». Выполняется с изнанки вышивки, вертикально по ширине узора, преимущественно нитями черного цвета. Белые промежутки ткани с лицевой стороны дополнительно зашивают гладью красного, зеленого или желтого цветов.
Если доминирующий цвет вышивки, например, красный, промежуточные вкрапления гладью выполняют черными, синими, зелеными, желтыми нитями.
Характерным для этого шва является то, что на иглу набирают непарное количество нитей ткани (рис. 41).
В зависимости от величины стежка различают «простую» и «замковую низь». Если стежок покрывает более чем пятью-семю нитеми ткани, то на четвертой нити обязательно делают так называемый замок, то есть длинный стежок разделяют на два — первый стежок покрывает с первой по четвертую нить включительно (рис. 42/1), а второй — с четвертой до последней (рис. 42/2). Выходит словно перекрещивание двух стежков на четвертой нити.
«Продольная низь». Вышивают на обратной стороне будущей вышивки швом «вперед иглу», набирая на иглу столько нитей, сколько на рисунке. Каждый ряд стежков прокладывается от одного края ко второму через одну нить ткани. Например, первый ряд рисунка вышиваем справа налево, второй, отступив одну нить ткани вверх, прокладываем уже слева направо. «Продольная низь»« полностью отвечает шву «занизывание», только шьется на обратной стороне ткани. При этом обязательно иглу необходимо вводить между нитями ткани.
Гладь «кафасор» распространена на Подолье. Ее вышивают вертикальными столбиками, которые состоят из горизонтальных стежков. Весь рисунок выполняют нитями одного цвета. Вышив один вертикальный столбик через весь узор, вышивают соседний и т. д., пока не заполнится весь орнамент. Каждый стежок «кафасора» удален от другого на одну или больше нити (в соответствии с рисунком).
Гладь «поверхница» также распространена в западных областях Украины и интересна своим выполнением. «Поверхницей» всегда используют в сочетании с другими швами — «низью», крестиком. Вышивают нитями пастельных цветов. Это достаточно красивая, прозрачная вышивка (рис. 44).
«Переплетенные мережки». Эта мережка характерна для западных областей Украины. Чтобы выполнить ее, свободные нити ткани стягивают в тонкие столбики с трьох-четырех нитей, образовывая мережку «двойной прутик». Потом закрепляют толстую крученную нить справа на середине мережки и скрещивают по два столбика (рис. 45/1). Для этого на иглу набирают два соседних столбика и движением иглы на себя снизу вверх второй столбик выворачивают за первый (рис. 45/2). Нить протягивают.
Чтобы иметь «двойную переплетенную мережку», вместо двух соседних столбиков переплетают четыре, причем попарно переплетают первый столбик с третьим, а второй — с четвертым (рис. 46/1). Сначала набирают на иглу первый и третий столбики, а второй остается под иглой. Предыдущим способом переплетают столбики (рис. 46/2). Потом, оттянув протянутую нить против движения вышивки, подхватывают на иглу второй и четвертый столбики (рис. 46/3) и тем же движением переплетают и эту пару. Протягивают нить, таким образом получают сложное красивое переплетение из четырех столбиков (рис. 46/4).
«Шабай» — мережка с настилом без прутика, выполненная яркими контрастными нитями. Край будущей мережки предварительно обшивают по высоте «качалочками». «Качалочка» — это столбик с параллельных стежков, выполненных через одну нить ткани. Ширина — 3-5 нити. Потом нити, закрепленные «качалочкой», подрезают и вытягивают на 2-3 см. Настил выполняют нитями разного цвета.
Ступеньки настила в этой мережке выбирают произвольно. Все переходы рабочей нити прячут в настил. В меру выполнения узора дополнительно подрезают и вытягивают нити. Выполняя все операции последовательно, вышивают орнаментальную полосу (рис. 47).