
Традиционное утреннее «Пробуждение» третьего дня этно-джазового фетиваля «Флюгеры Львова из Бучач» в этом году происходило не с «Мертвым петухом», а с молодой и, как показал концерт, перспективной группой «ГИЧ Оркестром».
Все - и публика, и музыканты не знали чего ожидать от этого концерта, потому что продолжать основанный легендами львовского года ритуал не так уж и просто. Однако, из первых же минут стало понятно, что опасения были бесполезными, и мы все были присутствующими при рождении нового местного музыкального культа. В конечном итоге, для хорошего настроения хватало и радикальной вусатости публики (усы - символ «гичив», отращенные, приклеенные или нарисованные, они давали скидку на билет).
Но кроме усов у группы была еще и этническая музыка которой она создала атмосферу наподобии, по-видимому, первых Вудстоков. Сейчас музыка группы еще достаточно неоднородная - она то поражает своей пронзительной хиповой искренностью, то сбивается в пляжную босанову; то захватывает изысканными аранжировками на восемь человек, а звучит в одну гитарку, как песни около ватри. Но в группы есть харизма и драйв, умение играть и добрые тексты. Ребятам хочется пожелать только одного - профессионального продюсера, который выведет на достойный для них уровень, потому что достойные они уже многого.
Продолжение, то есть завершение фестиваля началось в 17 часов. «Dzyga Jazz Quаrtet» впервые выступила во Львове собственно в составе квинтета - к группе приобщился бас-гитарист Роман Иванчишин, чьей композицией группа и открыла последний день «Флюгеры Львова из Бучач». Благодаря нему группа наконец зазвучала стандартнее, потому что пианисту Аркадию Орехову уже не пришлось тянуть на себе и басовую партию - что, следует отметить, у него выходило больше чем умело и служило за один из фирменных элементов саунда группы. Зато остался другой - исключительная полифоничность: почти всегда партия каждого инструмента имеет полноценное горизонтальное измерение, и, даже служа в данный момент за акомпонемент, может рассматриваться как самостоятельная мелодичная линия. Полностью в одну композицию они отыграли на тему самбы.
Следующим выступил киевский квартет «Vinipuz Mob» с тщательным образом продуманным, но драйвовым сетом urban funk 'в. Сразу чувствовался многолетний (в нашем случае - 15-ти) довод музыкантов и профессиональный столичный саунд. Громко, технически, энергично - хоть фанк и не слишком танцевальная музыка, но люди в конечном итоге сдались под натиском его драйва и кинулись выпрыгивать под сценой.
Дать своим уставшим телам немного отдыха люди смогли только что на выступлении польсько-украинско-израильской группы «Project Grzegorza Rogali», образованной польским тромбонистом Гжегожем Рогалем и израильской саксофонисткой Сагит Зильберман при участии контрабасиста Войцеха Пульцина и ударника Игоря Гнидина, который в этот вечер играл в двух группах подряд. Творчество «P.G. R» кружит вокруг еврейских народных мотивов и клезмера в джазовой обработке с привлечением латинских элементов - например, румбы. Но невзирая на инспированность такими «горячими» мотивами, саунд группы на удивление нежен, деликатен, аранжировка минималистичная. Их музыка певче-мелодичная и пронзительная, немного унылая и задумчивая, если ее слушать внимательно. А слушать на фоне ее не рекомендуется - под нее пробирают мысли и не пьется мед.
Завершил фестиваль родной и незаменимый для «Флюгеров» «ShockolaD», который презентовал свой новый альбом «World». Выпущен за несколько недель до фестиваля альбом представляет уже полностью сформирован этно-джазовый саунд группы, расширяя его за счет вплетания в импровизации на украинские народные темы мелодий и ритмов со всего мира. «В нашей музыке сильная мелодика, в африканской - ритмика. Нам интересно наблюдать, что рождается при их сочетании. Но мы никогда не возводим их вместе искусственно - просто порою они сами ложатся одна на другую». - комментирует клавишница группы Настя Литвинюк.
На конец выступления музыканты сошли со сцены и с инструментами «пошли в народ». Возглавили процессию Игр с барабаном через плече, девушки выводили простенький, но гипнотический мотивчик, который подхватила и публика; к ним присоединились и другие музыканты, кто с чем, подыгрывая каждый на свой манер... Если бы места было больше, вышло бы, по-видимому, нечто вроде новоорлеанских джазовых парадов, но в тесном дворике Ратуши особенно разгуляться трудно, поэтому фестиваль завершился так, как и должен завершаться всякий хороший фестиваль - общим пением и танцами, когда стирается разница между музыкантами и публикой и все соединяются в радостном музыкальном порыве.
Вот такими удались десятые «Флюгеры». В следующем году будет еще лучше.