Западный регион в четвертый раз принимал «Премьеры сезона». Страны, которые справляются, уже давно поняли: иметь у себя театральный фестиваль — престижно. Вот и кичатся друг перед другом города, вот и становятся забытые Богом уголки мировыми художественными центрами.
В нашей же стране фестивальная жизнь еще достаточно разрежена. Сложные времена переживают известные «Березилля» и «Золотой лев», а «Киев майский», презентуя зрителям иностранных гостей, отечественного театра никоим образом не стимулирует.
На этом фоне еще большей поддержки и внимания заслуживают отдельные подвижнические попытки на уровне региональному — они в который раз доказывают, что национальное искусство «приращивается» провинцией, а не шумной и суетливой столицей.
Ежегодный фестиваль театров Западного региона «Премьеры сезона», который прошел уже в четвертый раз, — детище актера и до недавнего времени директора Ивано-Франковского музыкально драматичного театру имени Франка Романа Иваницкого. С недавних пор он является «министром культуры» всей Ивано-Франковщины и с энтузиазмом рассказывает о роскошных туристических перспективах края, о сводке домов культуры, ремонте библиотек, закупке компьютеров и автобусов...
Но загруженность государственническими делами не мешает господину Роману придирчиво следить за фестивалем, каждый вечер посещать представления и немножко вздыхать от несовместимости чиновнического жизненного графика и актерской работы...
Вообще же Львовское межобластное отделение Национального союза театральных деятелей Украины, которое охватывает весь этот регион и опекает фестиваль, — едва не отдельная планета на отечественной художественной карте. Более за все это похоже на единственную большую семью с отцом — Федором Стригуном, художественным руководителем Львовского театра имени Заньковецкой — во главе. Там ездят друг к другу в гости и полностью в курсе соседских дел. И фестиваль выходит такой сам семейный и уютный, и даже острые замечания на открытых обсуждениях представлений выглядят и воспринимаются как дружественные советы.
В то же время на фестивале существует и достаточно усердная конкуренция. Неуверенные в себе не приезжают туда совсем, чтобы не позориться перед соседями. Следовательно, в Ивано-Франковске происходит своеобразный марш-парад тех, кто может подтвердить свою жизнеспособность, художественную и организационную возможность.
В этом году здесь были представленные премьеры театров Львова (имени Заньковецкой), Тернополя, Ровно, Луцка и самого Франковска. Плюс гости из Бреста с «Дядей Ванею» и из столичного Театра на подоле с «тематическим» представлением — «Таиной бытия» за пьесой Иващенко с самим Франком в роли главного героя. И всех их, без преувеличения, уникальная франковская публика восторженно приветствовала стоя — где такое еще встретишь в наше циничное время?!
Собственно, фестиваль продемонстрировал ощутимый наклон в сторону классики. Разве что Ровенский театр не на шутку всколыхнул зрительские эмоции «Соперниками» — современной пьесой белорусского автора Манохина с фатальным любовным треугольником военных времен в центре. Остальные же составили сверхклассические «Украденное счастье», «Оргия», «Мартын Боруля», «Наталка Полтавка». Но воплощены они оказались совсем по-разному: от сугубо консервативной бытовой манеры — к развернутым метафорически фольклорных картин. Однако абсолютным чемпионом относительно свежести прочтения стала «Наталка Полтавка» из Луцка в постановке Ф.Стригуна: казалось бы, внешние рамки — сугубо традиционные, но где вы видели, чтобы долгожданная встреча Натальи и Петра сопровождалась такой реакцией зала, которая, быстрее, подходила бы решающему матчевые Лиги чемпионов?!
Как бы то ни было, полностью правый Федор Стригун, когда все время подчеркивает: даже в самом периферическом театре Украины, в самой неудачной постановке всегда найдется хотя бы один (а, как правило, два-три) актерский «брильянт». И в самом деле, Владимир Ячминский и Мирослав Коцюлим из Тернополя, Нина Николаева из Ровно, Жанна Добряк-Готвъянска, Владимир Пантелюк, Юрий Суржа из Франковска, Лариса Зеленова, Александр Пуц и Александр Якимчук из Луцка (не говоря уже о коллекционной труппе «заньковчан») — это и вправду золотой фонд отечественной сцены. А еще же есть молодые — Александр Ярошенко из Луцка или Станислав Лозовский из Ровно, для какого жюри специально придумало приз «Актерский дебют».
Проблем у театров, конечно, хватает. Самая болезненная — с режиссурой. Сам лишь Стригун, невзирая на всю мощность, не может бесконечно «спасать» театры своего региона собственной фантазией и «римейками». Явно из отчаяния в роли постановщика выступил даже директор Ровенского театра Владимир Петрив — и хотя он хороший актер, и представление буквально «взлелеял», но это, очевидно, не панацея.
Правда, вопрос режиссуры является краеугольным для всей отечественной сцены. В настоящий момент скажем лишь, что «нижнюю точку» исторических катаклизмов, которые постигли в последние 15 лет театры Украины, мы, кажется, уже пережили. Не все, но много театров стоят стойко и преодолевают «иждевенскую» психологию: не ожидая «милости от природы», они понемногу зарабатывают себе на жизнь, готовят собственные кадры...
Поэтому фестивали, подобные Ивано-Франковскому, — удобный случай вслух это заметить.