Театр из Черновцов позабавил Киев фольклором
В помещении Киево-Могилянской академии небольшая, от силы на сто мест, оборудованный декорациями зал. Иногда в ней студенты из театра Ludus, дают представления. Кроме того, ежемесячно Могилянка принимает как ни Львовский театр им. Леся Курбаса, то экспериментальные театры «Кассандра», «Амфитрион» или «Свободный театр». Бывают здесь наездами и популярные фольковые группы «Древо» и «Божичи». На этой неделе маленькая сцена пригрела театр «Голос» из Черновцов. На представление «Родительские пороги» за произведениями Григора Тютюнника публика пришла пестрая. Рядом с почтенными преподавателями университета сидели молодые люди, от которых несло только что скуренной травой, то здесь, то там из чьего-то плеера вырывался Том Вейтс или Джим Моррисон. Такой контингент менее всего ожидаешь увидеть на представлении провинциального, да еще и фольклорного театра, который привез даже не премьеру. Но они пришли, заплатили пятнадцать гривен за билет, кое-кто даже десятку за буклет, и напряженно ожидали. Что-то стало понятным уже на первых минутах «Родительских порогов». На сцену, где были развешены журавлиным ключом полотенца, вышли не шаблонные рисованные девицы и шароварные казаки, а стильные, по-современному одетые молодые люди с прекрасной пластикой. Они общались с залом, лежали в проходе между стульями, флиртовали; чрезвычайно согласованно, на разные голоса пели. Это были народные песни, но они не воспринимались, как что-то обветшалое, то, что пытаются навязать. Не было искусственности, пафоса, бессмысленной бравурности. Если такие песни вообще можно с чем-то сравнивать, это похоже на «Пиккардийскую терцию» и «Древо». Постепенно актеры друг за другом начали появляться на сцене в украинском наряде, но это тоже происходило органично. Представление шло за сюжетом новеллы Григора Табаковода «Оддавали Катри». От текста оригинала режиссер Петр Колесник практически не отошел. И каждый образ был настолько колоритным, что публика жила его жизнью. То деда Свирида (засл. артист Украины Леонид Сидорчук), который от всего комсомольского сердца просил, когда будет умирать, в дорогу ему деньги дать. Потому что и в том мире женщина есть, что водку продает. А затем окончательно решил, что все-таки не умрет, «пока космонавты еще одной Земли с людьми не найдут». То Наваждению (Лариса Сидорчук), которое любит только на людях целоваться с собственным мужчиной, потому что «когда много людей, то можно и подумать, что чужой». В представление также введены частушки и танки. Известный режиссер Александр Дзекун, который тоже пришел на «Родительские пороги», утверждает: «Это работа, достойная Довженко и Параджанова. Здесь самые тонкие переливы сплелись с профессиональным актерским мастерством». Сам Петр Колесник сделанное оценивает словом «нормально». И много о своей работе не говорит: «Все, что хочу, я говорю представлением». За восемь лет существования «Голос» много сказал о себе не только в Украине, но и за рубежом. Это театральные фестивали в Германии, Франции, Польше. Было и такое, что на Международном театральном фестивале в Словакии жюри не знало, за какими критериями оценивать молодых актеров черновицкого театра — настолько профессиональной была их игра (чтобы довести все до такого уровня, Петр Колесник ежегодно набирал группу из тридцати человек, всего их учил и оставлял в театре только трех самых способных)...
Я возвращалась домой и снисходительно смотрела на людей в придорожных кофейнях. Вот я сегодня не напрасно прожила день. А вы?!!
Алина СТРИЖАК