
Открытие новой постоянной экспозиции «Григорий Сковорода. Путешествие за счастьем» в Харьковском Литературном музее.
«Поистине, мое одиночество открыло мне небо»!
Путешествие тропинкой жизни в каждого свое. Но иногда случается, что эти тропы касаются, пересекаются и рядом идут дальше. Потому что открывается что-то общее, что-то неразделимое, большое и духовное, что помогает нам познать смысл своего и чужого существования. Ведь благодаря этому мы пытаемся жить, не склонять голову в трудном положении и понимать, насколько многогранен этот удивительный мир. Содержание человеческого существования - подвиг самопознания.
Современное общество закрепило не совсем верные стереотипы относительно философов и философии. В подсознании многих философия представляется как сверхсложная и непонятная наука, а философ возникает в образе книжного червя или кабинетной крысы. Возможно, в сегодняшнем динамическом и жестком мире это и оправдано. Но в действительности, в далекие прошедшие времена философия была, так сказать, очень утонченной и эстетической. Философы не отгораживались от людей, не защелкнулись в себе, а все шли с познанием к Истине. Именно таким человеком был Григорий Савич Сковорода - настоящий философ-путешественник.
Основой своего учения Сковорода считал школу Александрии философов, а также опирался на Сенеку и Марка Аврелия. Мир, как он считал, строится из трех частей: макрокосма (Вселенная), микрокосма (человек) и отдельной «символической реальности», которая идеально связывает их между собой. Кроме этого, каждая из этих частей разделяется еще на божественную и телесную натуры. И недаром реальность, которая связывает миры, он называл «символической», потому что под «символами» он понимал священные тексты, а именно Библию. Значительное внимание в своей философии Сковорода уделял христианской традиции. Похоже даже, что он сумел очень идеально и гармонично воплотить в своем учении самые выдающиеся черты древнегреческих философских течений (платонизму, стоицизму, пантеизму) и христианской морали. Потому что христианство - оно выше любой философии, это и есть существование, это самое познание Бога, о чем Сковорода высказывался так:
«…Чтобы познать Бога, надо познать самого себя. Пока человек не найдет Бога в самом себе, то нечего и искать Его в мире. Верить у Бога не значит верить в его существование, а значит отдаться Ему и жить по Его закону».
Таким образом, именно Григория Сковороду считают основателем философии как науки в наших краях, именно с него началась религиозная философия, формирования настоящей школы мыслителей, которые не равнялись на своих европейских коллег, а шли, путешествовали своим путем.
Если продолжать эту тему, то можно дойти до вывода, что философия Сковороды не была даже философией как таковой. Это было что-то намного большее, что-то более всеобъемлюще. Кажется, что Григорий Савич пытался коснуться своим сильным и могучим словом разных сторон человеческой жизни. Его высказывания касаются не только абстрактных мыслей, познания истины, но и земного существования, работы, образования, любви, дружбы. Он не просто исповедовал идеи - он учил людей морали и добру, учил своими поступками и образом жизни. Его мысли, его стихи - это озвученные мнения простых людей. Он не боялся идти наперекор судьбе, не боялся говорить то, что думает, не боялся новаторства, он был таким человеком, который познал самого себя. Вероятно, он даже и не подозревал, что его собственную миссию можно сравнить с пророческой. Таких людей очень мало, но их слово и дело достойны целой жизни.
«Когда зерно хорошо, хорошими наслаждаешься плодами»
Григорий Сковорода оставил по себе большое наследство в виде рукописей, печатных философских произведений (какие при жизни Художника почти не выдавались) и сборников стихов. И вот наконец в нашем родном городе, центре Слободской Украины (какую Сковорода называл «землей Нагорной»), благодаря усилиям четырех преданных своему делу энтузиастов: Татьяны Пилипчук, Ольги Бондар, Екатерины Ткаченко и Анни Соколиной - был сложен каталог проектов музея и была организована музейная экспозиция, посвященная большому философу. Расположилась она в Харьковском Литературном музее (улица Фрунзе, 6).
Сама выставка представляет воссозданные рукописи и документы Художника, которые в настоящее время хранятся в Отделе рукописей киевского Национального института литературы им. Т.Г.Шевченко и еще не выставлялись при всем народе. Но она не похожа на обычный музей. Когда заходишь в помещение, то как будто попадаешь в какой-то удивительный мир, где чувствуешь дыхание времени, слышишь и видишь слово Художника.
Так оно и есть: интерьеры музея имеют специальное тематическое оформление, что невозможно отделить от экспозиции. Авторство такого проекта принадлежит Анне Соколиной, а его воплощение стало возможным благодаря картинам Екатерины Ткаченко. Эти обе безусловно талантливые девушки являются выпускницами Харьковского художественного училища. Екатерина Ткаченко закончила также Харьковскую академию дизайна и искусств за специализацией «монументальная живопись» и является членом Молодежного союза художников Украины, принимала участие во многих выставках и художественных фестивалях.
Относительно оформления музея надо сказать отдельно. Внутренний вид попал настроить посетителя на восприятие философии Художника, определения содержания и значения экспонатов через разнообразные символы, росписи и художественные образы.
Сразу же после того как вошли мы видим путеводитель, который дает определение этому миру, который находится вне времени, и в котором мы сейчас находимся. Надпись говорит: Выставка «Григорий Сковорода: Путешествие за счастьем» - это попытка рассуждениями философа воссоздать путь человека к счастью». И отправляемся в путешествие.
«Сердце тогда напитывается, когда просвещается»
«Святость жизни заключается в делании добра людям», - говорил Григорий Сковорода. Нельзя представить человека без Бога, без веры, без того, кто из небес хранит нашу мирскую жизнь. Обращаясь к Богу, мы святым Его имя, мы ищем благословения наших новых начинаний. «Эта невидимая натура, или Бог, все живое пронизывает и поддерживает, везде всегда есть, была и будет»!
По словам отца Василия (настоятеля Свято-Дмитриевского храма Украинской Автокефальной Православной церкви), который был приглашен на церемонию освящения экспозиции «эта выставка поможет посетителю открыть в Сковороде христианина, зрелого сознательного христианина, который умеет удивляться величию творения, открывать мудрость Творца, православного христианина, который строит свою жизнь». Святой отец также отметил, что «хочется пожелать всем нам, чтобы, открывая эту Личность, мы смогли заглянуть в свою душу, увидеть там сокровища, незаметные раньше за привкусом жизненных забот».
Татьяна Пилипчук, автор концепции этого музея, провела первую своеобразную экскурсию в его истории. Первой комнатой, в которую мы зашли, был Сад философов. Эта комната поразила своим спокойствием и, в то же время, напряженностью мыслей. Сам интерьер толкает на размышления. И недаром еще античные философы проводили свои лекции именно в садах. А в произведениях Сковороды герои собираются в утреннем саду. Здесь становится возможным рассмотреть (или же предпринять хотя бы первый шаг до этого) сущность существования. На стенах изображены зимние пейзажи в украинских городах и селах. Среди степи возвышаются деревья. Вот высокие городские здания, вот избушки, вот храмы, четырехглавый каменный и маленький деревянный на холме (ну просто как те же «деревянные церкви Русы» на картине Левитана). И вот главнее всего - рождение ребенка, новой жизни, который оберегается ангелами-хранителями. Рождается в мире человек - земной творец добра, новорожденный живой огонь!
Посреди комнаты и вплоть до самого потолка находится импровизированное дерево. Оно на вид грубое, серое, неприветливое. Но вместо листьев на нем: цитаты Художника! Вот так, то что выросло из зернышек познания Истины на этой земле, теперь положено людям. «Надо только знать, кто и для чего рожден. Лучше быть кошкой, чем с ослиной натурой львом»! Главные слова здесь «Nosce te иpsum»! («Познай себя»!).
Сад философов
Кстати, общий фон комнаты является смесью разных оттенков фиолетового, розового и белого цветов. Эти краски незаметно переходят друг в друга, не контрастируют, создают целостную картину. И потому очень мягко и гармонично воспринимаешь этот мир. В частной беседе с Екатериной Ткаченко я отметил очень глубокую атмосферность этих росписей, что якобы захватывает и не хочет отпускать. Сад познания самого себя. И стоишь посреди него, как Хранитель склепа, и смотришь на божественные и человеческие творения. Тем более, что-то загадочное и необычное в этом есть.