
В Виннице открылся музей гончарного искусства
Лучшего места, чем усадьба профессионального гончара, для Музея гончарного искусства нечего и искать. Поэтому когда четыре года тому назад закончился жизненный путь керамиста-виртуоза, заслуженного мастера народного творчества Алексея Луцишина, идея появилась будто сама по себе. Сначала провели переговоры с сыном гончара, который унаследовал усадьбу, потом в местный бюджет заложили средства для того, чтобы выкупить дом и придомовые сооружения, следовательно развернулись строительные и отделочные работы. И вот в конце июля Музей гончарного искусства имени Луцишина (он действует как подраздел Винницкого областного художественного музея) принял первых посетителей.
Стоит сказать, что рассматривалось несколько концепций будущего музея. За одной из них, он должен был быть мемориальным и воспроизводить обстановку, в которой жил и работал мастер Луцишин. Но взял верх другой подход: решили сохранить мемориальность лишь в одной комнате, а в других развернуть более широкую экспозицию, которая бы рассказывала и о гончарных традициях края, и о творчестве учеников Алексея Григорьевича, которые сегодня сами стали известными мастерами.
И самое главное внимание, конечно, уделили родине Луцишина — селу Крищинци под Тульчином, которое издавна было одним из центров подольской керамики: в начале ХХ века здесь работало 150 семей гончаров. (Промысел сохранился в селе и до сих пор.) Именно Крищинци дали признанного на весь мир «художника глины» Ивана Гончара, который на Парижской выставке 1923 года получил золотую медаль. А поскольку Луцишини жилы с ним по соседству, то именно «дядя Иван» стал первым учителем юного Алексея.
После войны, в которой он был серьезно раненный, Алексей Луцишин долго заведовал клубом в родном селе, овладел профессией столяра (в мемориальной комнате стоит мебель, изготовленная им собственноручно). Впоследствии перебрался в Винницу, где вместе с единомышленниками организовывал изучение гончарства в одном из профессиональных училищ, щедро поделившийся опытом и знаниями с учениками. Среди его воспитанников такие яркие, не похожие в творческих стилях художники, как Оксана Верхова-Еднак, Евгений Слободинский и другие, — их изделия органично дополняют стенды. А сам мастер к делу жизни относился с чуть ли не набожным уважением: за гончарный круг всегда садился только в чистой вышивке.
В настоящее время эти основные орудия труда открывают музейную экспозицию, но не исключено, что вскоре оно переместится в еще одно помещение — в пристройке сотрудники намереваются полностью воспроизвести интерьер гончарной мастерской, для которого используют аутентичные предметы из мастерской Луцишина.
За замыслом его творцов, музей должен быть чем-то большим, чем просто местом сохранения и демонстрации экспонатов, и потому к дому пристроен учебный класс-мастерскую для кружка и методического работы по усовершенствованию традиционных методов творения высокого искусства из глины.
Виктор МЕЛЬНИК