
С крымских музеев вывозятся полотна великого художника Ивана Айвазовского, и существует опасность, что некоторые экспонаты крымских собраний, которые временно демонстрируются на выставках в России, могут уже не вернуться на территорию Украины.
Тем временем в Нидерландах, в Музее Алларда Пирсона, который является частью Амстердамского университета, продолжается выставка "Крым: золото и секреты Черного моря", на которой экспонируются древние драгоценности с 5 украинских музейных собраний (4 крымских музея и киевский Музей исторических драгоценностей).
По просьбе украинской стороны срок работы выставки был продлен до сентября 2014 года. Специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швидкой сделал по этому поводу заявление: что все музейное золото должно вернуться в Крым.
Вместе с тем, Министерство культуры Украины уже сообщило, что экспонаты из Амстердама будут возвращены Украине, ведь документы на перевозку произведений были выданы украинской стороной.
Крымский кризис, без сомнения, угрожает жителям полуострова значительно более серьезными последствиями, чем перекрытый доступ к классической живописи. Тем не менее, ситуация вокруг местного культурного наследства вызывает незаурядный повод для обеспокоенности, ведь потеря художественных и археологических достопримечательностей, что ими богатый Крым, угрожает государству серьезным духовным и материальным убытком.
Славный художник Иван Айвазовский был упомянут в этом контексте самым первым не случайно. Выдающийся художник-маринист, величественные реалистичные пейзажи которого украшают все главные музеи постсоветского пространства, Айвазовский сегодня является одним из тех художников, имя которого "на слуху" даже у весьма удаленной от искусства аудитории. Способствует такой популярности и заметный спрос на его произведения среди мировых коллекционеров.
В частности, в апреле 2012 года его полотно "Вид Константинополя и Босфора" было приобретено на аукционе Sotheby's за 3,23 млн. фунтов.
Морские пейзажи Айвазовского ценятся также отечественными властями и бизнесменами как роскошный подарок с привкусом изысканности и "культурности". Последняя тенденция породила одно время заметную волну подделок на мастера. Даже в резиденции бывшего президента Януковича Межигорье было найдено полотно художника.
Самая большая коллекция произведений художника (417 работы) уже свыше 100 лет хранится в Национальной картинной галерее им. И. Айвазовского в городе Феодосия.
Галерея эта была основана самим художником. Первая экспозиция с 49 работ была открыта еще в 1845 году в зале просторного дома, который принадлежал Айвазовскому, а в 1880 году открывается еще один постоянный выставочный зал. Собрание картин в галерее постоянно обновлялось, поскольку работы художника регулярно посылались на выставки и, принимая во внимание прижизненный успех, уже не возвращались в галерею.
В 1845 году, уже имея статус признанного художника и профессора нескольких европейских академий, Айвазовский окончательно поселился в своем родном городе Феодосия, где открыл школу искусств, а в дальнейшем и картинную галерею.
После смерти художника в 1900 году галерея, согласно его духовному завещанию, была передана городу: "Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосия со всеми картинами, статуями и другими произведениями искусства, которые находятся в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосия и, в память обо мне, Айвазовского, завещаю галерею городу Феодосия, моему родному городу ".
Значительными собраниями западноевропейской, украинской и русской классической живописи владеют также Симферопольский и Севастопольский художественные музеи. Первичный состав обеих коллекций сложили произведения из дворцов и имений Южного берега Крыма, а также летней императорской резиденции в Ливадийском дворце, национализированных в 1920 году.
Симферопольский художественный музей был основан в 1922 году. Значительная часть произведений была потеряна в результате боевых действий на полуострове в годы Второй мировой войны. Сегодня в музее находится 77 произведений, которые сохранились от довоенной коллекции.
Нынешняя коллекция художественного музея представляет ряд полотен и графических произведений мастеров 18 в. (А. Венецианова, В. Тропинина, И. Айвазовского), художники-передвижники (И. Репина, Н. Ге, А. Куинджи), ключевые фигуры предела столетий (В. Васнецова, М. Врубеля, В. Нестерова, А. Бенуа, Л. Бакста) и выдающихся новаторов ХХ столетия (К. Петров-Водкин, П. Кончаловский, А. Дейнека, Т. Яблонская).
Основан в 1927 г., Севастопольский художественный музей им. М. Крошицкого важен, прежде всего, своей коллекцией западноевропейского искусства: произведениями художников XVI - X IX ст. мастеров Италии, Голландии, Фландрии, Франции и Германии.
Особенный искусствоведческий интерес представляют картины "Мадонна с младенцем" неизвестного художника флорентийской школы начала XVI ст., "Святое семейство" неаполитанца Луки Джордано, а также, картина "Пастушок, который играет с кошкой и мышкой" кисти Томмазо Салини.
Широко представлены в коллекции также традиционно любимый среди публики "малые голландцы" и фламандский натюрморт.
Отдельное украшение музея - монографические коллекции художников, чья жизнь и творчество связаны с Крымом. Зокема, это М. Волошин, К. Богаевский, Н. Самокиш, ученике Айвазовского Е. Магдесян и М. Казас.
Кроме сугубо творческой деятельности, уже упомянутый нами Айвазовский интересовался археологией и сделал немало как меценат для своего города.
В частности, на его средства был возведен Феодосийський музей старожитностей, который является одним из самых старых музеев Европы и самый старый городской музей в Украине.
Музей старожитностей был основан в 1811 году за инициативы феодосийского градоначальника С. М. Броневского. Жемчужина современного собрания музея - украшения и керамика времен Античной Феодосии ( VI ст. к нашей эре - IV - V ст. нашей эры), периода, когда город был одним из самых больших эллинских портов Северного Причерноморья и важной ячейкой Боспорского государства, а также, интересны самобытные достопримечательности периода господства Генуэзцев (14-15 в.) и империи (15-17 в.) Османа
Другой археологический музей с длинной и славной историей - Керченский музей старожытностей - был открыт 2 июня 1826 года на основе собрания родоначальника керченской археологии Поля Дюбрюкса. От начала своего существования музей проводил раскопки, обследования и описание древних городищ и некрополей Крыма.
Во время Крымской войны (1853-1856) здание музея и экспозиция были ограблены, и наиболее ценные экспонаты вывезены в Лондон, где и в настоящее время хранятся в Британском музее.
Тем не менее, сегодня музей остается обладателем уникальной коллекции археологических достопримечательностей, среди которых надгробные стеллы, скульптуры, памятники эпиграфии, архитектурные детали, плиты с тамговыми знаками, терракоты, расписная керамика, амфоры, античное стекло, нумизматика, которые охватывают период с IV ст. до н. е. по XIV ст. н. е.
Безусловно, главная археологическая и музейная ячейка полуострова - Национальный заповедник "Херсонес Таврический" вблизи Севастополя.
Херсонес Таврический – давногрецкий город-государство, основанный в 422-421 гг. до н. е. греческими выходцами из Гераклеи Понтийской. В античные времена Херсонес был важным торговым, ремесленным и политическим центром юго-западного побережья Крыма.
С V в.в. н.э. Херсонес входил в состав Византийской империи, а в 988 году был захвачен киевским князем Владимиром, что, по мнению историков, стало одним из важных шагов на пути к союзу с Византией.
Исследование руин бывшего Херсонеса начато с 1827 г., а систематические розкопи - с 1876 г. Находки из Херсонеса разных периодов прикратили сегодня немало музеев современных Украины и России.
На территории заповедника функционирует археологический парк под открытым небом, так называемое Городище с открытыми после раскопок зданиями и сооружениями разных периодов жизни города: эллинистического, римского и, главным образом, византийского. Открыта для посещения и так называемая хора - сельскохозяйственный участок античного города с уникальной за уровнем сохранности системой древней агротехники.
Археологический музей при заповеднике был основан в 1892 году. К его собранию входят, среди остального, эпиграфические достопримечательности (среди них самая известная - "Присяга херсонесцев" (III ст.), коллекции монет, полихромные надгробию стеллы IV, - III в.в. до н.э., мозаики из черно-белой гальки и цветных камней, античная керамика и коллекция архитектурных фрагментов.
В 2013 году заповедник был внесен в список мирового наследия ЮНЕСКО.
Кроме упомянутых нами достопримечательностей, условно зачисленных в европейскую традицию, на территории Крыма также расположены и хранятся огромное количество жемчужин исламской художественной культуры и выдающихся примеров архитектурной мысли Схожу.