
Как обобщенное искусство, так музыка и музыкальные инструменты в частности, берут свое начало в трудовой деятельности народа. Когда-то они имели более прикладное, чем эстетическое значение.
Разные колотушки, дуплистое дерево или другие подобные предметы, из которых можно было добывать звук ударом палки, люди сначала использовали для организации трудового процесса группы, объединенной одновременной работой. Позже эти приспособления превратились в ударные инструменты, которые справедливо считаются самыми давними. Рога и трубчатые кости животных, пустотелые раковины и тому подобное, которые сначала служили людям средством связи, со временем, когда на них были сделаны отверстия для пальцев, которые меняли высоту звука, стали первыми духовыми музыкальными инструментами.
По времени происхождения духовые музыкальные инструменты считаются вторым, более поздним и качественно новым этапом развития народного инструментария. Однако ударные и духовые инструменты не могли полностью удовлетворить эстетические запросы народа. Его поиски привели к созданию струнных инструментов, прототипом которых был лук с туго натянутой тетивой.
Таким образом, народ в начале своей трудовой и культурной жизни, используя разные предметы и приспособления, взятые из окружающей природы или сделанные руками человека, превратил их в музыкальные инструменты, которые и теперь представляют три основных группы: ударные, духовые и струнные.
Музыкальные инструменты создавались, развивались и совершенствовались в процессе экономического, технического и культурного развития общества. Они являются живыми свидетелями самых давних и самых глубоких культурных связей между народами даже территориально самыми отдаленными. Музыкальные инструменты — это яркое свидетельство художественной жизни трудового народа, показатель его духовного развития и усовершенствования.
На Украине бытует много инструментов других народов: гитара, мандолина, балалайка, гармония, баян, волынка, дрымба, лира, классический образец скрипки, изготовленный итальянскими мастерами, цимбалы, флейта Господина (кувицы, или свирель), окарина и др.
Но одни из них используются народом в музыкальной жизни эпизодически (гитара, мандолина, балалайка), а другие стали украинскими (цимбалы, волынка, скрипка, лира, свирель, дрымба, впоследствии и баян). Цимбалы, лира и волынка испытали на Украине значительные изменения в структуре, форме, размерах и тому подобное. В них значительно улучшены акустические свойства, расширен диапазон, технические и художественно-выразительные возможности. В этой связи есть основания считать их украинскими народными инструментами.
Однако вопрос заимствований, взаимосвязей, как и становления и развития украинских народных инструментов, которые берут свое начало в давней культурной жизни восточных славян, еще достаточно не изучены и не освещены в литературе.