What in UA - Новини культури і мистецтва

И все-таки оно снимается

Архівкіно
Дмитро КовальчукКоментарі: 0Перегляди: 167
8
лютого
2011

На кальварийських посиделках с журналом «КINO-КОЛО» журналист узнал, сколько стоит украинский фильм-участник Каннского кинофестивалю «Путники», на каком телеканале монтирует анонсы режиссер фильма Игорь Стрембицкий, кого называют вероятным режиссером блокбастера «Тарас Бульба», для какой страны работает лауреат Берлинале, аниматор Степан Коваль.

В среду в конференц-зале УНИАН говорили о кино. Не плаксиво, тоскливо и траурно, а так, достаточно оптимистично. Об участии украинских фильмов в трех самых престижных в своих отраслях фестивалях — дипломной работы Игоря Стрембицкого «Подорожные» в конкурсе короткометражных фильмов Каннского кинофестиваля, документального фильма Валентина Васяновича «Против солнца», который уже получил спецприз жюри МКФ в Клермон-Феррани, и анимационной ленты «Пьеса для трех актеров» студента пятого курса Института имени Карпенка-карого Александра Шмигуна в официальной программе «Панорама» 29-го МКФ в Анси. Естественно, шла речь о лентах документальных, короткометражных и анимационных, которые могут проявить талант режиссера за меньшие деньги, чем полнометражное игровое кино.

Модератором встречи выступил кинокритик, главный редактор квартальника «КINO-КОЛО» и Национального кинопортала kinokolo.ua, автор и ведущий программы «Аргумент-кино»(«1+1») Владимир Войтенко, он между другим презентовал юбилейное, 25-те, число «КINO-КОЛА», которое отличается тем, что на его на страницах отроду не увидишь маразмы украинского кинопроцесса, — только искусство, конструктов и евроинтеграция. Фактически это был публичный счет кинематографических «прибылей»(убытки сознательно не трогали) «при свете», то есть в присутствии прессы, чтобы донести определены месиджи не только к обществу, но и к культурным чиновникам. Потому что, по словам участников собрания, к Министерству культуры и туризма, которое стало открытым и прозрачным, теперь просто так не пробьешься, по крайней мере сценаристке фильма «Путники» Натали Конончук из «Каннской челобитною» не удалось, содействие их с режиссером фильма поездке в Канн предоставляет телеканал «1+1» и лично Александр Роднянский.

Из разговора на посиделках создалось впечатление, что украинским кинематографистам государство создало такие условия существования, вопреки которым они и начали двигаться и в борьбе с ними рожать интересные произведения. Скажем, участник нынешнего Каннского кинорынку Тарас Томенко, который повезет во Францию свой новый фильм «Пересохшая земля», делал эту 25-минутную ленту свыше 4 лет, и это на Президентский грант! Тарас говорит, что прошел 9 кругов ада государственного финансирования, когда деньги то заканчивались, то исчезали, то зависали. Главного демона Томенко видит в искусстве на улице Франка, зато Валентин Васянович говорит, что министерство ему помогало, а студия «Укркинохроника» мешала — обещала дать единственную в хозяйстве хорошую камеру, а дала три никудышные, вместо пленки 33 мм выдали 16 мм, а затем еще и фильм принимать не хотели, сказали, что он позорит экран. А министерские пришли и сказали, что им нравится, — так Васянович и вышел из ситуации. Кинокритик Сергей Тримбач тоже вспомнил, как трудно и грустно снимался на «Наукпопи» 10-минутный документальный фильм «Любовь небесна» за его сценарием. После этих съемок режиссер Юрий Терещенко зарекся снимать на кинопленку, только на цифру. «Если ближайшие год-два не состоится реконструкция студий, кина не будет, — уверенный господин Тримбач. — Потому что и люди разучились работать за 10 лет простоя, и разруха полна». Зато Игорь Стрембицкий, который зарабатывает деньги монтажом анонсов на телеканале «Тонис», не на кого не сетовал, а фильм «Путники» делал 4 года потому, что... ленивый. «Официально лента стоит 15 тысяч гривен», — искренне ответил Игорь на нескромный вопрос о деньгах. А неофициально — плюс доплата за транспорт, авторский монтаж на собственном компьютере и остальные «безделушки». Жена Игоря, сценаристка фильма и редактор «КINO-КОЛА» Наталья Конончук просто взяла кассету, положила ее в конверт и, чтобы не размениваться на пустяки, отослала из киевской Главпочте просто в Канн. На вопрос «о чем ваше кино», Наталья сказала: «Я вам отвечу так, как во французском посольстве, когда мне визу не хотели давать, — «о психах». Молодые кинематографисты, в отличие от своих пафосных «дедушек» из Союза, много шутили, а о своей работе говорили приземленно и смешно: Наталья Конончук сказала, что сценарии рождаются с того, что Игорь толкает какую-то идею, потом о ней забывает, а она записывает где-то на лоскутке. Когда же приходит срок сдачи какого-то грантового проекта или конкурса, она садится и быстренько делает сценарий. Кстати, Наталья и Игорь выиграли грант в Гете-интституту по программе «Примирение» и будут снимать новый фильм.

Учителя Игоря Стрембицкого, известного документалиста Сергея Буковского больше тревожит: а что после Канн? Что будет с Игорем, Валентином, Александром? «Нынешняя власть наступает на те же грабли, что и предыдущая, — она не умеет мыслить стратегически. Они опять ставят на блокбастер. Я не против «Тараса Бульби»( кстати, первым претендентом на режиссерское кресло украинско-польсько-французкого проекта называют Федора Бондарчука), но это две недели в прокате, а дальше? Я убежден: задание государства — поддерживать именно молодых кинематографистов, это ее прямая обязанность», — считает Буковский.

Впрочем, засвечивание на международных форумах все же обеспечивает наших режиссеров работой — лауреат «Серебряного медведя» на Берлинале, аниматор Степан Коваль, который работает на ТЕТ, в настоящий момент снимает украинскую анимационную сказку для большого русского проекта. Валентин Васянович благодаря продюсеру Светлане Зиновъевой снимает новый фильм — о двух супружеских парах, одна из них проживает в селе, а вторая — в городе, с какой скоростью проходит их время и на что они его тратят.

За каталогом, который выдал Центр имени О. Довженко, в 2004 году в Украине было снято 115 фильмов, и, как сказал кинокритик Сергей Тримбач, за документальное кино нам сегодня не стыдно, а классик украинской анимации, учитель Степана Коваля и Александра Шмигуна Евгений Сивокинь сообщил, что за последние 5 лет украинские аниматоры привезли свыше 20 престижных наград из Международных кинофестивалей. Осталась мелочь — раскачать игровое кино, но зацикливаться на нем тоже не стоит. Ведь стали в швейцарском прокате прибыльными документальные фильмы, ведь функционировал когда-то в киевском кинотеатре анимационный зал, и успешно. Нужно просто двигаться. Недаром 25-те «КINO-КОЛО» вышел с «рабочей« темой на обложке: Украинское. Вчерасегоднизавтра.

Валентина КЛИМЕНКО

Союз нерушим республик киношных
Бестселлер в Китае - рядовая книжка в Украине
Поділіться в соцмережах:twitter.com facebook.com blogger.com livejournal.ru
Ще записи на тему
Квест-комнаты становятся все популярнее
Квест-комнаты становятся все популярнее
Одесская киностудия выложила все фильмы в YouTube
Одесская киностудия выложила все фильмы в YouTube
Все про алмазную вышивку
Все про алмазную вышивку
Все про модульные картины
Все про модульные картины
Залиште коментар!

Коментар буде опубліковано після перевірки

Ви можете ввійти за допомогою свого логіна або зареєструватися тут.

(обязательно)

  • Афіша подій
  • Кіно і Театр
  • Музика
  • Образотворче мистецтво
  • Література
  • Людина і суспільство
  • Мозаїка життя
Останні коментарі
Фантастика Форума
  • GustavoNig » Легко ли быть наблюдателем, когда вокруг творится зло и нельзя вмешаться, навести порядок, защитить? Главный...
Украина победитель Евровидения 2016
  • Stasya » Хто з 2022 року? У 2016 ми ще не знали, що знову виграємо Євробачення!
  • Головна
  • Про сайт
  • Коментарі
  • Контакти
  • Архів
×
Пошук по сайту
© Новини культури та мистецтва, 2025.