На кальварийських посиделках с журналом «КINO-КОЛО» журналист узнал, сколько стоит украинский фильм-участник Каннского кинофестивалю «Путники», на каком телеканале монтирует анонсы режиссер фильма Игорь Стрембицкий, кого называют вероятным режиссером блокбастера «Тарас Бульба», для какой страны работает лауреат Берлинале, аниматор Степан Коваль.
В среду в конференц-зале УНИАН говорили о кино. Не плаксиво, тоскливо и траурно, а так, достаточно оптимистично. Об участии украинских фильмов в трех самых престижных в своих отраслях фестивалях — дипломной работы Игоря Стрембицкого «Подорожные» в конкурсе короткометражных фильмов Каннского кинофестиваля, документального фильма Валентина Васяновича «Против солнца», который уже получил спецприз жюри МКФ в Клермон-Феррани, и анимационной ленты «Пьеса для трех актеров» студента пятого курса Института имени Карпенка-карого Александра Шмигуна в официальной программе «Панорама» 29-го МКФ в Анси. Естественно, шла речь о лентах документальных, короткометражных и анимационных, которые могут проявить талант режиссера за меньшие деньги, чем полнометражное игровое кино.
Модератором встречи выступил кинокритик, главный редактор квартальника «КINO-КОЛО» и Национального кинопортала kinokolo.ua, автор и ведущий программы «Аргумент-кино»(«1+1») Владимир Войтенко, он между другим презентовал юбилейное, 25-те, число «КINO-КОЛА», которое отличается тем, что на его на страницах отроду не увидишь маразмы украинского кинопроцесса, — только искусство, конструктов и евроинтеграция. Фактически это был публичный счет кинематографических «прибылей»(убытки сознательно не трогали) «при свете», то есть в присутствии прессы, чтобы донести определены месиджи не только к обществу, но и к культурным чиновникам. Потому что, по словам участников собрания, к Министерству культуры и туризма, которое стало открытым и прозрачным, теперь просто так не пробьешься, по крайней мере сценаристке фильма «Путники» Натали Конончук из «Каннской челобитною» не удалось, содействие их с режиссером фильма поездке в Канн предоставляет телеканал «1+1» и лично Александр Роднянский.
Из разговора на посиделках создалось впечатление, что украинским кинематографистам государство создало такие условия существования, вопреки которым они и начали двигаться и в борьбе с ними рожать интересные произведения. Скажем, участник нынешнего Каннского кинорынку Тарас Томенко, который повезет во Францию свой новый фильм «Пересохшая земля», делал эту 25-минутную ленту свыше 4 лет, и это на Президентский грант! Тарас говорит, что прошел 9 кругов ада государственного финансирования, когда деньги то заканчивались, то исчезали, то зависали. Главного демона Томенко видит в искусстве на улице Франка, зато Валентин Васянович говорит, что министерство ему помогало, а студия «Укркинохроника» мешала — обещала дать единственную в хозяйстве хорошую камеру, а дала три никудышные, вместо пленки 33 мм выдали 16 мм, а затем еще и фильм принимать не хотели, сказали, что он позорит экран. А министерские пришли и сказали, что им нравится, — так Васянович и вышел из ситуации. Кинокритик Сергей Тримбач тоже вспомнил, как трудно и грустно снимался на «Наукпопи» 10-минутный документальный фильм «Любовь небесна» за его сценарием. После этих съемок режиссер Юрий Терещенко зарекся снимать на кинопленку, только на цифру. «Если ближайшие год-два не состоится реконструкция студий, кина не будет, — уверенный господин Тримбач. — Потому что и люди разучились работать за 10 лет простоя, и разруха полна». Зато Игорь Стрембицкий, который зарабатывает деньги монтажом анонсов на телеканале «Тонис», не на кого не сетовал, а фильм «Путники» делал 4 года потому, что... ленивый. «Официально лента стоит 15 тысяч гривен», — искренне ответил Игорь на нескромный вопрос о деньгах. А неофициально — плюс доплата за транспорт, авторский монтаж на собственном компьютере и остальные «безделушки». Жена Игоря, сценаристка фильма и редактор «КINO-КОЛА» Наталья Конончук просто взяла кассету, положила ее в конверт и, чтобы не размениваться на пустяки, отослала из киевской Главпочте просто в Канн. На вопрос «о чем ваше кино», Наталья сказала: «Я вам отвечу так, как во французском посольстве, когда мне визу не хотели давать, — «о психах». Молодые кинематографисты, в отличие от своих пафосных «дедушек» из Союза, много шутили, а о своей работе говорили приземленно и смешно: Наталья Конончук сказала, что сценарии рождаются с того, что Игорь толкает какую-то идею, потом о ней забывает, а она записывает где-то на лоскутке. Когда же приходит срок сдачи какого-то грантового проекта или конкурса, она садится и быстренько делает сценарий. Кстати, Наталья и Игорь выиграли грант в Гете-интституту по программе «Примирение» и будут снимать новый фильм.
Учителя Игоря Стрембицкого, известного документалиста Сергея Буковского больше тревожит: а что после Канн? Что будет с Игорем, Валентином, Александром? «Нынешняя власть наступает на те же грабли, что и предыдущая, — она не умеет мыслить стратегически. Они опять ставят на блокбастер. Я не против «Тараса Бульби»( кстати, первым претендентом на режиссерское кресло украинско-польсько-французкого проекта называют Федора Бондарчука), но это две недели в прокате, а дальше? Я убежден: задание государства — поддерживать именно молодых кинематографистов, это ее прямая обязанность», — считает Буковский.
Впрочем, засвечивание на международных форумах все же обеспечивает наших режиссеров работой — лауреат «Серебряного медведя» на Берлинале, аниматор Степан Коваль, который работает на ТЕТ, в настоящий момент снимает украинскую анимационную сказку для большого русского проекта. Валентин Васянович благодаря продюсеру Светлане Зиновъевой снимает новый фильм — о двух супружеских парах, одна из них проживает в селе, а вторая — в городе, с какой скоростью проходит их время и на что они его тратят.
За каталогом, который выдал Центр имени О. Довженко, в 2004 году в Украине было снято 115 фильмов, и, как сказал кинокритик Сергей Тримбач, за документальное кино нам сегодня не стыдно, а классик украинской анимации, учитель Степана Коваля и Александра Шмигуна Евгений Сивокинь сообщил, что за последние 5 лет украинские аниматоры привезли свыше 20 престижных наград из Международных кинофестивалей. Осталась мелочь — раскачать игровое кино, но зацикливаться на нем тоже не стоит. Ведь стали в швейцарском прокате прибыльными документальные фильмы, ведь функционировал когда-то в киевском кинотеатре анимационный зал, и успешно. Нужно просто двигаться. Недаром 25-те «КINO-КОЛО» вышел с «рабочей« темой на обложке: Украинское. Вчерасегоднизавтра.
Валентина КЛИМЕНКО