
В украинский прокат вышла новая картина известного режиссера Девида Финчера «Девушка с татуировкой дракона», у которого есть все шансы стать самым успешным блокбастером текущего года.
В главных ролях - «последний Джеймс Бонд» Дениэл Крейг, еще не «растиражированная» актриса Руни Кикимора и номинант на премию «Оскар» Кристофер Пламер.
«Девушка с татуировкой дракона» стартовала на экранах кинотеатров почти в унисон с новым годом, который знаменует это же мифическое животное - Дракон.
В релизах говорится о «культурном феномене», поднятом в ленте. Что же, «красное словцо» прозвучало, однако совсем себя не оправдало. Ведь стильный криминальный триллер никак не тянет на отражение культурных феноменов современности. Даже учитывая постмодерные кинозарисовки: когда стирается предел между мужским и женским полом, компьютерной графикой и живой реальностью, детскими травмами и взрослыми «разборами полетов».
Номинант на премию «Оскар» Девид Финчер в прошлом году в который раз довел свой статус «топового режиссера», выпустив успешную картину «Социальная сеть». В этот раз он экранизировал бестселлер Стига Ларсона «Девушка с татуировкой дракона», который вошел в трилогию «Миллениум». Эта эпическая серия разошлась тиражом больше 65 000 000 экземпляров по 46 странам мира.
Когда-то Финчер уже имел подобный опыт - создал кино-версию культового романа Чака Паланика «Бойцовский клуб». Теперь режиссер пошел тем же простым путем - придерживался текста романа. Видим лишь незначительные отклонения: например, в произведении Ларсона описана журналистика разных стран (главный герой работает журналистом), а в фильме этого нет.
Следовательно, смазливому журналисту Микаелю Блумквисту (Крейг) надо раскрыть дело сорокалетней давности - загадочное исчезновение 16-летней племянницы влиятельного шведского магната Вагнера (Пламер). И это было наиболее экстремальное журналистское расследование в его жизни.
Два с лишним часа экранного времени главные герои ленты охотятся на серийного (и, по совместительству, еще и «семейного») маньяка. Основное же действие происходит на трусливом острове шведского побережья, где живут лишь члены одной состоятельной и большой семьи.
Но главную скрипку играет самый экзотический персонаж картины - девушка с духом дракона. Лизбет Саландер (Кикимора) похожая на «пристарелую» представительницу модной молодежной субкультуры «емо» - пирсинг, черный наряд, «пуленепробиваемое» выражение лица. Первые слова, что слышит о ней зритель такие: «она очень странная». Наверное, режиссер стремился, чтобы этот странный образ выглядел харизматично, но этого не вышло. Героиня показана как-то неуклюже и однобоко - замкнутость, банальная невежливость, мужские повадки. Также Саландер - типичная хакерша. За сутью, ее талант «крутого» следователя базируется на добывании информации через Интернет. Вспоминается диалог главных героев: «Что ты делаешь? Читаю твою страницу. Она же запаролена! Ой, не смеши меня».
Скрытый лейтмотив ленты - детские травмы и то, к чему они приводят. Поэтому в фильме видим не «культурный феномены», а серьезные социальные проблемы. Не только американские, но и общемировые. Кстати, в книге Виктории Кеплер «Один из четырех» сказано, что 10% опрошенных украинцев - жертвы сексуального насилия в семье.
Детские травмы коренным образом влияют на всю жизнь этих людей, а еще они бывают невероятно бесстрашные. Например, Лизбет Саландер с отстраненным видом кинулась фотографировать жестоко убитого маньяком кота, в то время как «Джеймс Бонд» отвернулся. Однако сама Лизбет не является убийцей, она умеет лишь жестоко и филигранно мстить, даже делать из этого перфоманс (например, устроила пытки для своего мучителя, в финале вытатуировала на его животе фразу «я насильник и свинья»).
По словам Финчера, сюжет картины «остр, драматический и сочный». Но с драматизмом переборщили - порою в самые пафосные моменты становится смешно. Например, когда «серийно-семейный маньяк» готовится расправиться из Блумквистом, который живописно обмотан целлофаном и всяким тряпьем и бодро бултыхается на шнурке. Конечно, Лизбет появилась в последний момент и спасла бедного журналиста. Что же, в сказках, где фигурирует дракон который похитил принцессу, ее всегда спасает прекрасный парень. Здесь же вышло наоборот - «принца» спасает девушка. Которая, кстати, неизвестно как пробралась в «логово маньяка» - злоумышленник же тщательным образом заблокировал все двери. Выходит, у сценаристов случилась «неполадочка».
Что же, после выхода «Социальной сети» показалось, что Финчер скатывается на качественную и стильную «кинопопсу». Особенно сравнивая с его выдающейся картиной «Загадочная история Бенджамина Баттона». Теперь видно, что режиссеру просто удалось найти свою нишу - истории о яркой и шокирующей современности.
У кого-то из зрителей проблемные моменты фильма вызывают внутренний резонанс, ценители такого стиля Финчера наслаждаются «картинкой», а кто-то просто наблюдает за развитием сюжета и разглядывает татуировку дракона на теле обнаженной Руни Кикиморы.