
Берлинский кинофестиваль на финише
Лютневого приятного вечера в Берлине сразу в двух местах можно было услышать пение украинцев. В посольстве Украины происходила пресс-конференция Русланы Лыжичко, а в кинотеатре «Делфи» — мировая премьера украинской киноленты «Путеводитель», включенной к программе «Форум» (напомню, туда отбирают по возможности прикольные, «продвинутые» фильмы). Одновременно побывать и здесь, и там было невозможно, да и родное посольство никак не отреагировало на присутствие украинских кинематографистов в немецкой столице (хотя до сих пор оно имело хорошее обыкновение нас приглашать). Поэтому я пошел на фильм...
Как рассказала мне искусствовед Елена Новикова, в посольстве на пресс-конференцию Русланы собрались полностью почтенные люди. Представители дипкорпуса, члены сената Берлина, депутаты Бундестага. Это кроме журналистов. Показали и короткий фильм о оранжевой революции, так что без кино не обошлось. Поводом для пресс-конференции служил диск с песнями Лыжичко, сделанный в Берлине. В придачу показали и клип. Кстати, по моему мнению, европейский успех Русланы — это не только ее вокал, но и яркая пластика, которая кое в чем напоминает фильм «Тени забытых предков». Так что должен поставить магарыч авторам всемирно-известной ленты...
«Это была идеальная революция, - сказала Руслана о оранжевых событиях.— Вроде бы все происходило таким способом...» Спрашивали об особенностях съемки клипа. В частности, о волках — или дрессированные? Когда зашла в клетку, поделилась воспоминаниями Лыжичко — клиповая актриса, «мне оставалось только одно: гладить их и быть молящимся». Похвасталась певица и своей благотворительной деятельностью. В частности, помогает детям, больным церебральным параличом. Словом, украинка, как я понял, продолжает очаровывать европейцев, продолжает интересовать их. Дай-то, Боже, чтоб что-то подобное случалось и с нашим кино.
Теперь к вечернему сеансу в «Делфи», посреди прежнего Западного Берлина. Зайдя в большой зал (где-то так мест на 800), я усмотрел, что чуть ли не все места уже заняты. На краю сидел Александр Роднянский, который продюсировал производство ленты «Путеводитель» Александра Шапиро на заключительном этапе ее производства (кстати, он же есть сопродюсером и фильму Александра Сокурова «Солнце», одного из фаворитов Берлинале). Везде можно увидеть плакаты кинокартины, зрители, которые пришли ее посмотреть, могли взять к рукам газету с достаточно разлогим интервью режиссера. Ну а затем началась картина и часть зала сразу повеселела. Было заметно: зрители «в курсе», что фильм обещает приколы, всяческие фокусы-покусы. Кое-кто у нас тоже знает Шапиро с этой стороны — первая его лента «Цикута» была даже запрещена к кинопрокату и распространялась на видео...
Смотреть «Путеводитель» — непростая штука. Автор отдает преимущество показательные на экране реальности в ее «неочищенном» виде: изображение неряшливо, монтаж рван, ракурсы неудобны для созерцания. Так или иначе, а впечатления режиссерской одаренности фильм не оставляет. В нем обработано пространство Киева, это действительно путеводитель, только сделанный из периферийного угла (именно так!) зрения. Достаточно много персонажей, которые общаются такой себе «приблатньонной» русской, с киевским акцентом. Каждая группа героев имеет здесь свое соло. Больше всего понравилась новелла о том, как двое молодых людей договариваются о том, чтобы снять квартиру в Дарнице. Блестяще сыграли свои роли Алла Сергийко и Леонид Ямненко. Такой себе бытовой сюр, насыщенный большим количеством деталей и нюансов поведения. Однако в целом фильм неравный, к тому же иностранцам, наверно, и не очень понятный. Тем более что диалогов многовато, а еще и закадровый текст. Следовательно, публика понемногу стала расходиться — на конец осталась где-то половина.
Когда полуторачасовая лента закончилась и пошли титры, я увидел, что исполнителем песен был Ангел. Так и написано — черным по белому. Это приятно. Как и то, что Шапиро уверенно отвечал на все вопросы ведущего и зрительского зала после сеанса (на «Форуме» это традиция — летучие пресс-конференции вместе с зрителями). Философствовал, концептуально мыслил, словом, демонстрировал, что не лыком шитый. «Как только вижу путеводитель, - заявил он, - я немедленно хочу забрести...» Не всем захотелось. Но в Киеве, наверно, успех будет значительно больше — «обманываться» и блуждать, как известно, мы всегда совету. Особенно в родных палестинах.
И еще немного приятного: практически решено, что «Путеводитель» будет иметь прокат в Германии. Конечно, вряд ли это будет что-то масштабное — это кино на «любителя». А все же. Так как известно, продвижение наших фильмов на запад — вещь проблематичная. Для начала, конечно, их еще нужно производить в приличном количестве. Хотя когда на фестивальном кинорынке, или же фильмовом маркете, я спросил у русского дистрибьютора, как оно торгуется, как продается, она кисло ответила: но практически ничего. «Как это?— изумился я, — вы же столько продуцируете, чуть ли не сотню фильмов!» — «Так, а продавать фактически ничего...» Вот такое-то. Впрочем, ежедневный фестивальный Screen сообщил о том, что американская кино-кампания «Двадцать первый век Фокс» купила права на русскую картину «Ночная стража / Ночной дозор» Тимура Бекмамбетова. Тот же, который был и в украинском прокате. В русском он, по официальным данным, выиграл прошлогоднюю гонку во всех американских блок-бастеров, собрав шестнадцать миллионов долларов. Не все, правда, верят той цифре — говорят, обычные русские приписки. Да еще безумная реклама Первого русского телеканала, который, собственно, и продуцировал ленту. Так или иначе, а покупка прав одной из самых солидных заокеанских компаний — это серьезный успех.
Кстати, россияне в этот раз представлены во всех программах Берлинале — в конкурсах полно- и короткометражном, в «Панораме» (фильм «Марс» Анны Меликян; был на нашем фестивале «Молодость»), «Форуме» («Шкодерник / Пакостник» Тани Деткиной), конкурсе детского кино... Случается, и непрямое присутствие русского — как, к примеру, в немецком документальном фильме «Кока: поделано от Чечни» Ерика Бергкраута. Сказ о нескольких женщин, которые бросили вызов геноциду России на поприщах Чечни. Они доводят — с помощью видеокамеры прежде всего — что это действительно геноцид. Одна лишь цифра: за две последних войны в 90-х и в начале уже нынешнего века погибло 35 тысяч детей. А люди отводят глаза... Русская журналистка Анна Политковская свидетельствует: даже ближайшие люди не хотят знать правду о Чечне.
Об ужасных событиях в Руанде, когда в огне гражданской войны погибло около миллиона людей, рассказал американский фильм «Когда-то в апрелеSometimes in April» Рауля Пека, представленный в большой конкурсной программе (напомню, в конкурсе к этому показывали и другую картину на том же материале «Гостиница «Руанда»). История, воспроизведенная глазами журналиста... Масштабно и страшно. Мы в Украине, как и россияне в настоящее время, не хотим вдумываться в страшные страницы нашей истории. Зачем? Нужно вдохновляться оптимистичными эмоциями. Да, но при необходимом балансе: должны знать правду, хотя бы самую страшную, чтобы не повторять ошибки прошлого.
Проблема выживания человечества — как физического, так и духовного — поставлена в центр нового фильма русского режиссера Александра Сокурова «Солнце / Солнце / Sun» (совместное производство России, Италии, Франции). Ее показали в конце фестиваля, и это была или не самая долгожданная лента. Третья картина известного художника в его тетралогии о власти (доты были «Молох» и «Телец», главные персонажи которых — Гитлер и Ленин). Здесь героем ленты является японский император Хирохито. Окончание войны, 45-й год. В Японию входят американские войска. Однако император ни на мгновение не срывается. Поэтому, наверно, что удивительно сосредоточенный на процессе мышления, рефлексии. Это и помогает ему принять непростое решение: он не хочет быть богом нации, ее мифическим солнцем. Он представит перед людьми свой теплый человеческий лик — это звезда (не случайно перед американскими фотографами он копирует Чарли Чаплина), которая спустилась на землю...
Знакомый почерк Сокурова: немного тягучее, однако последовательно погружается он во внутренний мир человека. Магия кинематографического наблюдения... Впрочем, подробнее об этой работе позже, тем более что фильм выходит в украинский прокат 24 февраля. Пока еще воспроизведу некоторые высказывания режиссера, которые прозвучали на пресс-конференции после показа.
— Уникальный гуманитарный урок — вот что определяет мой интерес к Гитлеру, Ленину, а теперь Хирохито. Хотя об итогах говорить рано, ведь впереди еще работа над четвертой лентой тетралогии. Вот когда будут все четыре — можно говорить...
— Почему вы выбрали именно этих исторических персонажей, а не каких-то других?
— Тяжелый вопрос. Меня интересует, прежде всего, состояние человека, то, как именно она преодолевает жизненные испытания. Почему тот, кто входит во власть, так быстро теряет человеческое подобие, декомунизируется? Так называемой проблемой власти невозможно не интересоваться: слишком мы все зависимы от нее, слишком большим является опасение, что власть станет опасной. Я заметил: тот, кто добывает тоталитарную власть, теряет счастье. У него нет гармонии. Почему так? Меня это личностно интересует: почему счастья нет тогда, когда, казалось бы, есть все? Император Хирохито имел определены гуманитарные принципы, и он их продемонстрировал в исключительно сложных обстоятельствах. Нужно подчеркнуть, что идет речь о японцах, нации, которая на протяжении длительного времени находится на грани выживания. С 1860-х годов они в обороне — от нашествия европейцев, внедрения чьих стандартов способное лишить японцев собственной идентичности. И все же перерождение, по моему мнению, происходит. Япония является народом, который судьбой своей показывает, что ожидает нас всех в недалеком будущем. Я имею в виду прежде всего внутренние проблемы... А перед Хирохито у меня, как у россиянина, еще и долг. Выдается, что он спас Россию, СССР во время Второй мировой войны. Когда бы японцы ввели войска на Дальний Восток — мы бы не выдержали нашествия из двух боков. Хотя думал он не о нас. Умов, Гитлер завоюет Россию, а затем примется порабощать и японцев. Так или иначе, а это гуманитарный подход к решению проблем. И это урок. Нужно думать о жизни людей. Никакие политические идеи не страже человеческой жизни....
Немало критиков, журналистов после пересмотра имело разочарованный вид. Однако подождем решение большого жюри, куда, напомню, входит и наш сценарист Андрей Курков. Среди претендентов и фильм «Капризная туча» тайванец Цай Миньляна — достаточно шокирующий синтез жестоко реалистического изображения городской жизни, порнофильма и мюзикла. А идет речь об упоминавшихся Сокуровым внутренние проблемы. О том, что большой город лишает человека естественности. I выходит сплошная тебе симуляция. Даже в интимных отношениях: легче является контакт с красавицей на обложке журнала, чем с живой и теплой женщиной.
Что же, субботнего вечера в модерном сооружении Берлинале Дворца состоятся торжественное закрытие фестиваля с вручением наград и показ американо-немецкого фильму Билла Кондона «Кинси / Kinsey». А пока свой вердикт обнародовало только жюри конкурса короткометражных фильмов. Главный приз, «Золотого медведя», получил британец Питер Марк Бернц за 10-минутную ленту «Молоко». Двух серебряных мишек повезут домой американец Джей Даплас(«Интервенция») и немка Изабелла Плучинская (Jam Session). Наша Кира Муратова, чей фильм «Довидка»/«Справка» представлял Россию, к сожалению, осталась без наград.
Сергей ТРИМБАЧ