
Более актуального для Украины искусства, чем проект Анатолия Федирка и его команды «Утро Родины», в эти дни я просто не знаю. Но 16 ноября его презентация состоялась в Кракове.
Может, Родину более легко осознавать на чужбине? А может, просто на Родине актуальное искусство не актуальное? Как бы то ни было, но за несколько дней до презентации проекта в самом престижном зале Кракова, муниципальном выставочном зале, где проходят знаковые для польского искусства события вроде международного триенале графики, «Бункер штуки», «Ранок Родины» заанонсировала влиятельная «Газета избирательная». Почему какая-то украинская выставка так заинтересовала поляков? Во-первых, потому что Федирко взялся осмысливать тему Родины с помощью ландшафтов малых родин двух основных соперников в завтрашней президентской битве — Виктора Ющенко и Виктора Януковича и украинского «папы» Леонида Кучмы. Во-вторых, после того как Анатолий Федирко стал лауреатом Международного триенале графики «Краков-2003», его имя в художественных кругах Польши вызывает определенный интерес. В-третьих, Федирко всегда эпатирует, это не нравится здесь, в Украине, потому что его общественные рефлексии часто воспринимают как национал-мазохизм, но интересует там — и именно в контексте сугубо художественных рефлексий.
Следовательно, «Утро Родины» — это 10 живописных полотен и 4 ящика с десятью коробками деревянных кубиков, две бечевки и две дощечки. Откуда такая товароведческая точность? Просто эти ящики и картины мы впятером — художники Анатолий Федирко, Владимир Гулич, Юрий Волгин, Ирина Каленик и журналист Валентина Клименко — в руках везли через украинскую и польскую границы, на скорость заносили в вагоны, передавали через окно купе, грузили в такси вместе с польскими художниками.
В черновицком поезде, где час до Перемишля тети бинтовали себя склеенными скотчем лентами из пачек папирос, ни украинские, ни польские таможенники к художникам не придирались — картины то и картины, только одна пограничница очень хотела глянуть на искусство хоть одним глазом. Пришлось обойтись ксероксами полотен, подготовленных специально для таможенников. Впрочем, как говорят женщины, в паспортах которых нигде штампа ставить, за деньги к «челнокам» тоже никто не придирается. Ирина Каленик говорит, что в настоящий момент это уже не те масштабы украинско-польской контрабандной дружбы, вот три года тому назад, когда они везли в Польшу предыдущий проект, на терминале стояли до трех тысяч людей из кравчучками и тюками. Пограничники в Перемишле тоже опытным глазом выхватывают не-торговцев и предлагают «артистам» пройти вне очереди.
В Кракове на вокзале нас уже ожидают Павел Хавинский и Гжегож Глазик, художники, члены группы «Новые медиа», «наша команда», как говорит Федирко, поскольку с ними господин Анатолий делал уже несколько общих проектов, о последнем — «Дети Бойса» — написал престижный и влиятельный польский Art&Bussines. После посиделок в мастерских выяснилось, что 4 ящика с деревянными кубиками, которые за концепцией должны составлять собравшихся на выставке, еще «чистые» — на кубики нужно наклеить фрагменты пейзажа поселка Жуковка, где родился Виктор Янукович. Родину украинского Премьера рисовали последней, потому и не успели наклеить его родной ландшафт на кубики. Делать ничего, в пустых белых стенах галереи, пока художники вешали пейзажи: Жуковка — налево, Хоружевка — направо, Чайкине — прямо, мы с Ириной Каленик, художницей и женой лауреата Федирка, должны были клеить разноцветные бумажечки с кусками кранов, терриконов, грузовиков, серого неба на деревянные кубы. Оказывается, актуальное искусство очень просто делать и почему-то очень трудно понимать.
О 18.30 подтягиваются журналисты, художники, студенты, друзья и знакомые участников акции, каждый берет по рюмке водку, и в то время, когда в Киеве длятся теледебаты, в Варшаве начинается выставка. Федирко подчеркивает, что это акция не политическая, а художественная, и баланс символизируют две качели, на которых, меланхолично раскачиваясь, Павел Хавинский по-польски, а Анатолий Федирко по-русски (нет украинского толкователя) рассказывают концепцию. «Трудно отрицать зависимость личности от места рождения, от среды и ландшафтов, которые влияли и влияют на формирование личности политика. Поселок Жуковка, что на околице города Енакиево, где родился и рос будущий Премьер-министр Украины Виктор Янукович, — сегодня эта свалка отработанной породы, шлаков и тому подобное — классическая ситуация для Донбасса, промышленного региона Украины, ориентированного сегодня, к сожалению, на промышленные технологии ХІХ века. Люмпенизовавшая рабочая среда, где рос молодой В.Янукович, в конечном итоге, — классический образец сталинской индустриализации 20—40рр. ХХ век. Село Хоружевка, малая родина лидера оппозиции В. Ющенко, — классический пример украинского буржуазного села, собственно, основой которого искусственно объединены мелкие и средние хозяйства на фоне живописной степной Украины, романтизированной в народных песнях. В конечном итоге, в общественном сознании образ Виктора Ющенко символизируется со свободной, возможно, и патриархальной, но европейской Украиной; образ Виктора Януковича — из доиндустриальной, советской, люмпенизовавшей Украиной, преисполненной мечтой и ностальгией относительно коммунистического реванша». Пейзажи выполнены из натуры в стиле соцреализма, а постмодерновый привкус проекта предоставляют кубики, которые на предыдущей презентации «Утра Родины» в Киеве (без Януковича) собирали дети. Кто первый соберет кубики, того родина победит — такая игра. В Кракове в кубики не игрались, они лежали на полу в художественном хаосе, и их возили на большой тачке между собравшимися, только одна паненка, живописно умостившись на полу, составила один пейзажик.
Как для визуального искусства, на «Утра Родины» было многовато тексту, ведь, кроме художников, на качелях говорили еще и привезенные из Киева политологи — оппоненты Олесь Доний и Олег Хавич. Политологи были смешны, тексты напоминали бред, и эти двое на качелях среди кубиков и сельских пейзажей добавляли, за режиссерским замыслом Федирка, абсурда в постмодернизм.
Поскольку поляки уважают креативность и вальяжность, то художники выставку хвалили, газеты написали, телеканалы показали. В «Бункере штуки» она экспонировалась лишь один день, а затем переехала в одну из многочисленных краковских галерей.
...В Кракове особенно остро чувствуется разница между старым, вечным искусством — в архитектуре, музеях, дворцах, кофейнях — и современным, которое остается только в там и тогда, и то при условии, что о нем напишут в газетах. Газеты написали — значит, проект состоялся. Только которым будет завтрашнее утро нашей Родины?!
Валентина КЛИМЕНКО