Открылось Первое всеукраинское триенале художественного текстиля. Что такое текстиль, объяснить достаточно трудно. Это всегда по-разному: как будто желтолистный ковер на земле в Кириливском парке, как будто косматое покрывало, сотканное бабушкой, как будто цветочное поле или красночерепичные крыши Праги. Обычно текстильные изделия вешают на стены, окна ли, какую-то вертикальную поверхность ли, но лучше прийти и увидеть — не пожалеете! Приблизительно такое рассказывала я последними днями друзьям об открытии Первого всеукраинского триенале художественного текстиля в киевском Доме художника. Такого Киев уже давненько не видел. Организаторы — Минкульт и Союз художников — говорят об удачном переходе празднования недавнего Дня художника в съезд художников, которые работают в отрасли художественного текстилю, и надеются на резонанс, который это событие вызовет. В выставочных залах представленные работы за последние три года (отсюда и название) из всей Украины — сто участников и 21 номинация, все вековые категории — известные мастера старшего поколения и студенты художественных вузов. Дипломом за самый удачный дебют награждена самая молодая участница триенале Ксения Билык. Свою работу «Четыре стихии» она выполнила в двенадцать лет.
Техника исполнения работ и креативный подход художников тоже поразительно отличаются. Примечательно, что это триенале не заангажировано на каком-то одном направлении, а предлагает к ознакомлению все: здесь батик по шелку («Забытая тропинка», Елена Ульянова, Херсон; «Замок Любарта», Мария Гринюк, Винница) и работы с самым модерным подходом: с использованием винных пробок, древесины, сена, гвоздей или полиэтиленовых пакетиков. Последние удачно использовала в своей работе «Обещания» Елена Тименик из Львова, напихав в них цветные нити, заклеив и стиснув в правильную форму. Есть в экспозиции и интерпретации народного ткачества или обычные гобелены с использованием фольклорных мотивов и традиционной техники, например, Мирослав Шеремета из Львова с работой «Белый бескид» (шерсть, акрил, ткачество). Один из представителей традиционного текстилю, профессор Львовской академии искусств Марта Токар: «Мне очень хотелось посмотреть выставку, но еще больше — на людей! Почти все они — выпускники нашей Академии...»
И вообще, львовяне не предают заслуженному званию самых искусных в стране и представленные самый численно. «Львов всегда был впереди, они — организаторы бьеннале «Текстильное безумство» в своем городе, — рассказывает один из членов оргкомитета триенале, художник Наталья Борисенко, — и в Херсоне уже десять лет существует международный фестиваль «Скифия». А Киев в это время просто наблюдает... Поэтому мы решили не пасти задних, собрались, чтобы увидеть уровень, определить, куда двигаться дальше...». Ее дополняет член жюри, искусствовед Зоя Чегусова: «Посмотрите: это — картина украинского текстилю начала XXI века. Она знаковая, закодированная за смысловым наполнением с одной стороны, и дерзкая, смелая своими идеями в духе contemporary art, так называемого «актуального искусства» из другого».
Поэтому эта картина имеет первые, вторые и третьи позиции, попав на которых, художники получают, кроме грамот, путевки к Гурзуфа и Очакову. Туда поедут: 1-ша премия — Наталья Пикуш (Киев), 2-га премия — Наталья Борисенко (Киев) и Наталья Шимин (Львов), 3-тя премия — Ольга Марино (Киев), Ольга Парута-Витрук (Львов), Татьяна Киселева (Киев).
Современные тенденции в этом искусстве такие, что текстиль граничит с другими видами, считают искусствоведы. Происходит трансформация, например живопись использует волокна из текстилю для фактуры, для наложения краски. А в своей работе «На упоминание» дипломант Наталья Шимин из Львова использовала фото из семейного альбома, распечатав их на ткани. «Чтобы работать в текстиле, нужно не только хорошо рисовать, но и быть графиком, скульптором, — рассказывают поочередно организаторы, — живописец не сделает работу в текстиле. Художники работают относительно быстро, порой несколько часов, но ни одно панно не создается за такое время. Поэтому редко кто этим занимается, много мороки. Этим текстиль элитарен».
В то же время текстиль остается одним из самых демократических и самых доступных широкой общественности видом искусства. Он легко входит в контакт с архитектурной средой, и, собственно, одним из заданий, которые ставят перед собой организаторы, является возвращения авторского текстилю в интерьер жилищных и общественных зданий. Татьяна Московец, председатель секции прикладного и декоративного искусства: «Своеобразие текстилю, как по мне, заключается в его вездесущности. Вот стеклозаводы могут не работать, на улице в дождь не удается рисовать, а с текстилем можно работать независимо от погодных или экономических условий».