
Мало есть на свете людей, которые отмечали бы свой профессиональный праздник трижды в год. Учителя - одни из немногих, кому так посчастливилось, ведь мы празднуем и день знаний, и день собственной специальности, и, собственно, день учителя. Хочется рассмотреть, что же представляет собой профессия учителя в нынешнем мире - и как живется представителям этой профессии.
Сразу хочу заметить - я незнакома со средой заграничного образования. Следовательно, все данные об этой среде я получила из открытых источников.
Общим для учителей из разных уголков мира является то, что большая часть из них остается учителями крайне недолго. По статистике, близко 70% людей, которые пришли учить, меняют место работы в течение нескольких первых лет, и больше никогда не возвращаются в школу. Кроме того, согласно рекомендации ЮНЕСКО, принятой еще в 60-х годах, во всем более-менее цивилизованном мире воплощается принцип непрерывного образования учителей.
Теперь поговорим о зарплатах. Конечно, самую низкую заработную плату получают учителя на постсоветских пространствах и в некоторых бывших странах соцлагеря. Здесь они, в зависимости от стажа, выслуги и региона (да-да, местный бюджет тоже способен влиять на уровень зарплаты) колеблется от 150 до 350 долларов.
При этом, учителя этих стран сами отвечают за ремонт и обеспечение класса. В частности, в нашей стране за учителем закрепляют кабинет, в котором он, - и материально ответственный, и уборщик.
Выйти на пенсию учителя имеют возможность по выслуге лет - им надо отработать 25 лет в системе образования. Правда, после этой выслуги пенсия насчитывается настолько мизерная, что только небольшой процент учителей осмеливается оставить работу. В сельской местности учителям предоставляют льготы на коммунальные услуги. Они имеют право платить лишь половину за использованный газ или уголь.
Если говорить о материальном обеспечении классов и школ, то оно в нашей стране очень посредственное. Отношение к учителям у нас редко бывает почтительным. В сочетании с фактором низкой заработной платы, все это приводит к депрессивной ситуации: учительствовать идут или от абсолютной безнадежности, или из-за глубокого фанатизма. Молодых учителей в школах - все меньше и меньше. Даже получив педагогическое образование, молодежь отдает преимущество более "хлебным" профессиям.
Теперь возьмем антипода. Китай. Здесь профессия учителя - среди самых почтенных. Конфуция признают учителем десяти тысяч поколений и доныне.
Официально китайский учитель зарабатывает немного, однако хорошую прибыль имеет от репетиторства. Причем, индивидуальные занятия с одним учеником не практикуются. Чаще всего учитель собирает группу подопечных, и занимается с ними.
Почему профессия учителя в Китае - такая почтенная? Потому что в этой стране наиболее высокооплачиваемая профессия - чиновник или профессор. Чтобы иметь такую должность и деньги, надо сдать крайне тяжелые тесты. Ни об одной коррупции не может быть и речи - за это китайцы рискуют получить смертную казнь. Вот и уважают в Китае учителей - ведь они едят свой хлеб не за красивые глаза, а в результате тяжелого труда.
Совсем другим является положение, скажем, в такой полностью цивилизованной стране, как Израиль. Зарплата учителя-начинающего в четыре раза меньше, чем у гастарбайтера на полях. А, чтобы заработать на пенсию, следует отработать по меньшей мере 36 лет. Никаких преференций и льгот израильские учителя не имеют. Немного престижа добавляет ортодоксальные школы, где дети изучают религиозные тексты. Также общую картину немного улучшают стаж и повышение квалификации. Однако, все равно интересно - кто же идет работать в школу при таких стартовых условиях?
В Европе положение педагогов более-менее стабильно. Учителя не занимаются кабинетами, окрашиванием, ремонтом парт и стульев - для этого есть специальные специалисты. Конечно, зарплата учителя не позволяет мотаться на Гавайские острова, но ее полностью хватает на бюджетные путешествия и безбедную жизнь.
Профессия эта в Европе не принадлежит к слишком престижным, но и непрестижной ее не назовешь. Молодые люди могут без страха идти в педагогические вузы, зная, что будущее их будет стабильным.
Наивысшую зарплату имеют учителя Англии и Голландии. А вот социальные преференции имеют педагоги практически всех европейских стран. К этим преференциям принадлежат льготная пенсия, право на доплату за жилье (например, в Париже учитель может рассчитывать на почти 100 евро доплаты на жилье, как житель региона с высокими ценами, а сельский учитель имеет право на временное жилье при школе). Кроме того, много стран практикуют доплату за престижность и сложность профессии (кстати, у нас такая доплата доходит до 20%, но лежит на совести местных бюджетов). В учебных кабинетах есть сенсорные доски, мультимедийные установки, компьютеры. Кстати, надбавку к заработной плате получают учителя в неблагополучных районах (например там, где много иммигрантов).
Привилегированные школы-пансионы за рубежом (английские, американские) по структуре напоминают сказочный Хогвардс. Там учтивые детки с учтивыми прическами носят под мышкой учебники и тетради, тщеславно закатывают губы при встрече с простыми смертными, не пользуются айфонами и айпадами на уроках (имеют право это делать лишь на перерывах и по завершению учебного процесса). Их учебный день имеет по 11-12 уроков, правда - по 35 минут. Эти дети после окончания школы вступают в Оксфорд, Кембридж и Гарвард.
Учителя в таких школах напоминают учителей викторианской эпохи: у них короткий отпуск и много работы над учебными планами. Их не нагружают ни бумажной работой, ни еще чем-то, что отвлекало бы их от учебного процесса.
Несколько слов о Соединенных Штатах. Учитель государственной школы здесь должен получить общенациональную лицензию на преподавание или лицензию от власти конкретного штата. На началах за работу платят до 25 тысяч долларов в год - это в такой глубинке, как, скажем, штат Южная Дакота. Понятно, что где-то в Вашингтоне эта сумма будет более чем вдвое.
Впрочем, профессия учителя в Штатах - непрестижная, а кое-где и опасная. Учителя имеют дело с детьми из разных социальных классов, некоторые из детворы могут и оружие в школу принести, и пострелять из нее.
Рабочая неделя американских учителей представляет в среднем 40 часов (для примера, на постсоветском пространстве, в Израиле, во Франции идет речь о 18 часах рабочей нагрузки). Кроме того, мужчин в американской системе школьного образования менее чем 25% (и это неудивительно).
А, чтобы завершить сравнение - давайте заглянем в украинскую глубинку. Могу из собственного опыта сравнить жизнь учителя провинциальной и столичной школ.
Так вот, в провинции парты в среднем используют по 40 лет. Ни о каких пластиковых окнах не идет речь - в одном из окон моего класса была огромная дыра, заложенная кирпичом, из-за чего зимой температура в классе могла снизиться до 12 градусов тепла. На всю школу была одна сенсорная доска и единственный мультимедийный класс.
В столице - в каждом классе сенсорная доска мультимедийная, стеклопакеты, новые парты, демонстрационный стол, с которого в буквальном смысле слова не сыплются опилки.
В провинциальных школах легче что-то запретить, чтобы не надо было это покупать. Например, большинство химических реактивов в школе - под запретом согласно последним предписаниям - даже хлорка, соляная кислота. Учебниками обеспечивают не полностью, но обеспечивают. А права сказать ученику, чтобы купил учебник - нет. Работай, как хочешь. Но что это я о грустном?
С праздником! Всех с праздником, потому что рано или поздно каждый человек в жизни сталкивается с тем, что придется что то или кого то учить, - или молодых коллег, а может родных детей, или даже соседского Васю, мама которого сделать ему алгебру. И, как бы мы все не относились к учителям в целом, не можно отрицать того факта, что мы такие мудрые не сами по себе, а потому, что когда-то нашелся человек, который научил нас читать, писать и суммировать два и три. Несмотря на условия, в которых эта учеба происходила.