
Две тысячи километров на машине, 53 человека на съемочной площадке и шесть полных съемочных дней, — столько усилий стоило ДС "Калушскому городскому телевидению" чтобы создать первый художественный фильм "Невымышленная Рождественская история".
Съемки длились месяц, и за это время организаторы успели не только выучить творчество писателя Николая Гоголя, но и нашли практически единственную на всю область карету, и единственные на весь город ботиночки, похожие на обувь конца 18-го века. В фильме снялся один из самых известных в городе руководителей, а также — священник. Поэтому, вы просто должны это увидеть!
Предложение снять фильм при участии финалистов телепроекта "Калуш имеет таланты" прозвучало на финале конкурса, 26 декабря. Впереди Новогодние и Рождественские праздники, и этот фильм будет очень уместным, особенно в длинные зимние дни, оставалось только в жатые сроки все организовать и снять. И, поскольку тринадцать участников финала своей возможности сняться в кино терять не имели намерения, то коллектив городского телевидения, как один из организаторов конкурса, почувствовал себя ответственным за осуществление мечты своих подопечных.
— Предложение съемок фильма было для нас несколько неожиданным. Однако, мы чувствовали ответственность за участников проекта "Калуш имеет таланты", соорганизатором которого было и Калушское городское телевидение. Конкурсанты, и правда, отдали немало время для достойного участия в проекте, поэтому, мы должны были выполнить обещание и устроить после финала что-то невероятное, — вспоминает директор Виталий Крохта. — Поскольку приближалось рождественское время, единодушно решили снимать по мотивам "Вечеров на хуторе близ Диканьки" Гоголя. Поэтому, в этом году Рождественские праздники для участников съемок продолжались месяц. И я благодарен работникам КМТ за то, что за это время им удавалось также исполнять свои непосредственные профессиональные обязанности.
Новогодние ассоциации с "Вечера на хуторе близ Диканьки" возникли практически во всех и практически — сразу. Однако, разные виденья у соорганизаторов проекта — КМТ и ПК "Минерал" просто заставили телевизионщиков отстаивать свою позицию. Представители культуры видели экранизацию как мюзикл, "телевизионщики" же — как полноценный фильм. Чтобы дойти консенсуса, постановили, что будут воссоздавать фильм максимально точно.
— Пересмотрев все возможные экранизации фильма, и расписав его просто по минутам, потратив много времени, мы, в конечном итоге, взялись снимать фильм. Однако, отправившись на съемки рождественского мюзикла, мы на полпути выявили, что там просто нет снега! На полянах в лесу даже зеленится трава, — рассказывает режиссер ДС "Калуське городское телевидение" Руслана Овсиенко.— Поэтому, мы кинулись спешно искать снег. И, в частности, поэтому география съемок — такая большая. В целом, наездили за время съемок около двух тысяч километров на авто директора КМТ.
Дальше следовало найти тех людей, которые бы могли исполнить роли. Да, несколько ролей исполняли финалисты проекта "Калуш имеет таланты": Оксана — победительница проекта Ангелина Созина, ее сосед — Юрий Бойко, мальчик, который стал обладателем номинации "Выбор КМТ". Для фильма он специально слепил из пластилина фигурки Вакули и Оксаны. А главные "взрослые" роли решили на себя взять сами работники телевидения.
Юрий Барна, — в церковном театре уже исполнял роль и чертей, и ангелов. При чем, Юрий стал просто душой киношной компании. Придерживаясь сценария, он сумел внести в фильм юмористическую нотку. Следовательно, Черт был в центре внимания.
Вместе с чертом там часто оказывался и Дьяк. Еще бы: журналист КМТ Игорь Мудрик и сам хотел быть Чертом. Но роль отдали меньшему на рост Юрию Барни: так ему было более легко поместиться в печь, мешок, и залезть на плече Вакулы.
Были в ленте дебюты. При чем, — наиболее неожиданные. Не исполнял до сих пор ни одной роли, однако, сыграл казака Чуба в ленте директор ДС "КМТ", депутат городского совета Виталий Крохта. Сначала директор планировал сыграть сельского председателя, однако, потом стал отцом главной героини. Кстати, в фильме — почти не узнаваемым.
Наиболее проблемно дался кастинг на роль Царицы. Однако, режиссер Руслана Овсиенко вспомнила свою девичью фамилию — Король, и решила в ленте стать настоящей королевой. В то же время, — руководила артистическим "королевством" и как оператор и режиссер.
— Уникальность фильма — в том, что он снят одной камерой. Но этого никто не заметит. Да, сцену приходилось снимать по несколько раз, чтобы каждый раз подойти из другого ракурса, снять другой план. При чем, несколько раз подряд сцену надо было повторить к наименьшим деталям. Поэтому, у нескольких операторов могли бы возникнуть расхождения в творческих виденьях, — говорит Руслана. — Однако, на будущее будем учитывать, что операторы на киносъемках — ценные люди. Моя же роль снималась последней. Это было что-то наподобие "сам себе режиссер", когда я пыталась быть одновременно по обе стороны камеры.
Просто сенсационный талант благодаря ленте открыл в себе и. директор КП "Калушавтодор" Николай Барченко. Он дал согласие на съемки фильма как раз во время промежуточных выборов 23 января. Узнав, что сцену, где Крыса поедает летучие вареники, собираются "вырезать" из сценария через нехватку актера, он просто воскликнул: "Поэтому не надо искать черта, у кого черт — за плечами"!. Поэтому, именно его роль станет в ленте маленькой сенсацией.
Собрав актерскую команду, поняли, что даже те, кто профессионально работает на сцене, перед камерой совершают "грубые" ошибки. Поэтому, все быстро учились работать "на камеру", в частности, чувствовать себя в достаточно ограниченном пространстве. А параллельно — постоянно искать реквизит.
В процессе съемок бывали и совсем экстремальные ситуации. Например, одну из сцен снимали в церкви. Согласился сниматься и тамошний священник о. Николай Данов.
Но настоящую атмосферу украинской горницы смогли воссоздать только в комплексе отдыха «Усадьба». Там несколько дней подряд устраивали настоящую киностудию. Параллельно, — гримировались, одевались, снимались, ссорились и мирились. Буквально проживя несколько дней в "Усадьбе", участники проекта стали настоящей командой, и даже — прониклись друг к другу симпатией.
Если у исполнителей ролей крестьян проблем с подбором одежды не возникало, поскольку немало народных костюмов предоставило для съемок заведения культуры города, то одеть Царицу было значительно тяжелее. Сначала намеревались найти платье в Ивано-Франковском областном музыкально-драматическом театре. Однако, не удалось. Красивое платье нашли в одном из свадебных салонов. А вот тяжелее всего пришлось с диадемой. Поэтому, съемочная группа за несколько дней объездила все свадебные салоны Калуша, и во всех получила отказ. Нужная диадема нашлась у победительницы конкурса красоты и грации от "Окон" "Мисс Очарование-2010" — Татьяны Яльницкой.
Еще тяжелее было найти карету. За ней устроили "охоту" по всей области. Для Царицы сначала предложили открытую бричку. Однако, Руслана Овсиенко решила: настоящая Царица должна ездить на настоящей карете. Да, начала вспоминать свадьбы, на которых она присутствовала, и вспомнила, что настоящая карета есть в Ивано-Франковске. Длинные поиски свадебной студии, которая владела каретой, закончились ничем. Только через несколько недель Руслане позвонили по телефону из Тисменицкого района. Узнав, что карета нужна для съемок фильма, владельцы были согласны привезти ее даже в Калуш. Однако туда отправилась съемочная группа. Кстати, наши телевизионщики даже "разговорили" кучера.
В конце, пришлось изменять центральный аксессуар фильма — ботиночки Царицы. В первичном варианте Вакули предложили привезти Оксане фиолетовые ботиночки на высоких каблуках. Хорошо помыслив, что триста лет тому назад таких ботиночков не носили, кинулись искать обувь, подобную давнему. И — нашли. Поэтому, практически все сцены с ботиночками — пересняли, но историческую достоверность — сохранили.
Да, полуторачасовая лента вряд ли расскажет обо всех перипетиях съемок и всех тех переживаниях, когда за камерой — двадцать первый век, а перед камерой — восемнадцатое, и расстояние между ними — только один шаг. И этот один шаг одновременно предпринимают много знакомых людей. Съемки кино — это не только бесценный опыт, но и удачный способ продолжить рождественскую сказку в сердце, и даже воссоздать ее в любой момент, независимо от времени года. Все желающие смогут вернуться в Рождество на премьере фильма, которая состоится в это воскресенье в ПК "Минерал", или же на будущей неделе, — в эфире "Калушского городского телевидения".