What in UA - Новини культури і мистецтва

Киевский оперный: попытка пунктира

Архівкниги / опера / театр
Дмитро КовальчукКоментарі: 0Перегляди: 170
7
жовтня
2010
Киевский оперный: попытка пунктира

Елена Сергеевна Зинькевич, украшение украинского музыковедения и профессор музыкальной академии, один из моих учителей, чьи лекций по истории музыки не перестану благодарно вспоминать, выдала книжку «Концерт и парк на Крутояре» («Дух и Буква», Киев, 2003). Книжка, точнее, сборник есеев о музыкальном Киеве столетней давности, стража отдельной разлогой рецензии; меня же при чтении остановили несколько строк, которые Елена Сергеевна откопала из «Киевлянина» в 1868 году. «Опера, может быть, непосредственнее указывает на успех общества, нежели даже великие мероприятия нашего мудрого правительства...».

О нынешнем состоянии Киевской оперы в настоящее время много писано — и о «полутора премьерах на год», и о кризисе певцов, которые предпочитают что-нибудь получить заграничный контракт и смотаться из единственной-соловьиной, о спектаклях, которые «застряли во времени», о финансовых неурядицах, нафталиновом репертуаре, проблемах с декорациями и реквизитом...

Вспоминаю прежнюю «Аскольдовую могилу», где воины Киевской Руси носили запорожские шаровары и селедки, а правления одного из героев лодкой, подвешенной на бечевках, вызывало не просто смех, а громкий хохот из галерки. Как, впрочем, и одного из шостаковских Сергеев, что едва вмещался в желтой шелковой сорочке и, похаживая с видом упорного донжуана под шепот поварихи «работник новый, девичур окаянный», ловил из партера не очарованы девичьи взгляды, а нескрываемые издевательства.

Это было двадцать лет назад. А за сутки гривневых кризисов хнюпали мы с сыном из «ложи третьего яруса», когда умирала Виолетта, — и это после десятка изученных в конхе, разрезанных на лейтмотивы и исполосованных на «характеристики основных действующих лиц» опер Верди! И за нашими спинами, не стыдясь, плакала бабушка — одна из тех столетних опероманок, которых зовут на имя и отчество такие же бабушки-дежурные...

Опера — большое чудо, загадка, тайна. За красоту бельканто прощается все — постбальзаковский возраст и распухлая талия, шарнирная пластика и условность поз. Якобы немодная в настоящее время, несовременная, не вписанная к контексту из-за своего непреходящего романтизма, героическую сусальность и нестерпимую ходульность сюжету, Опера, однако, отворяет каждый вечер двери и не жалится на отсутствие зрителей. И внутри этого организма есть люди, влюбленные у Нее, готовые работать бесконечно, шлифовать искусство. Таким выдался мне, например, хор Национальной оперы, большой коллектив, который состоит более чем из ста певцов, а с ними — концертмейстеров, хормейстеров, библиотекарей, репетиторов. И наивысшего руководителя, народного артиста Украины, лауреата Шевченковской премии Льва Николаевича Венедиктова.

Лев Николаевич недавно отметил полустолетний юбилей работы в театре — поэтому лет ему о-го-го! Но как-то не выпадает назвать его одним из старых дирижеров. Увидев, как по первой фальшивой ноте Венедиктов выскочил из-за пульта, слушая его «фирменные» шутки, наблюдая за кропотливой работой над самыми тонкими деталями, я сказала себе: время делит людей не по горизонтали, а по вертикали. Неисчерпаемая энергия, острое и меткое слово (вот, говорит, у меня здесь собрались все в галошах пятьдесят второго размера), безошибочный слух, совершенное знание вокала — ведь работать придется со специфическим контингентом оперного хора, где почти каждый — готов сценический певец, а иногда, такой, который не состоялся, следовательно — с кучей комплексов! Эти черты творческой личности позволяют Льву Николаевичу быть на высоте хормейстерского дела. Не на той недосягаемости, которую дают почетные звания и регалии, а на той, которая преодолевается ежедневно. Какая каждый раз приходит, будто первая и последняя победа...

Что-то меня занесло на высокий штиль; после репетиции, на которой повезли быть, я зашла поблагодарить. Лев Николаевич говорил по телефону и вытирал пот из чела — нет, не платочком, а большим махровым полотенцем... Почему-то этот жест показался символом ежедневного адского труда Оперы, ее хора и оркестра, ее миманса и вспомогательного штата, ее солистов и руководства. Их всех можно поднести к небесам, можно ноги вытереть, а можно попробовать посмотреть иначе.

Атмосфера оперного фойе и зрительного зала требует неспешных похаживаний, черно блестящих смокингов и декольтированных платьев, флирта и рассматриваний сквозь лорнеты, а не банальные бинокли. Антракты длинные, спешить некуда; в промежутках между антрактами, которые называют, кажется, действиями и картинами, тоже не спеша разворачиваются какие-то драмы и интриги, разрушается чья-то любовь, льется чья-то кровь... Это атмосфера «давно и неправда» — тех времен, когда Киев считался оперным городом, когда Булгаков ходил на «Фауста» раз из сорок, когда оперные певцы были общими любимцами, а потерю великих композиторов каждый киевлянин воспринимал как личную трагедию. Тогда это была атмосфера, объемная, прозрачная; в настоящее время же видим расплющенное черно-белый-малиново золотой фон для демонстрации туалетов и финансовых возможностей фирм.

Вот Злотник, подбодренный «Экватором», заявляет, что следующее его творение будет завоевывать Оперу. Конечно, если из телеекрана рекламная мамзеля вопит из бархатной ложи «хачу-у-у!», то не оперного баритона она хочет, и не «Оскара» за лучшую роль — а мороженого всего-навсего, но сколько пафоса! Другая все может купить за MasterCard, даже «бесценного» собственного мужчину (тоже в театре) — то почему Злотникову не купить с требухами Национальную оперу и голосом певицы, которая берет, говорят, «ре» в третьей октаве, заорать из сцены «Губы твои алые-е-е»...

Попса, друзья, попса давит все. Фальшивое кокетство и картонно картинные падание на колени Николая Баскова некоторым искренним и доверчивым малороссам выдаются за чистую монету. Они и думают: это — Опера. Роскошь. Богатство. «Красива жизнь». А что же «великие мероприятия нашего мудрого правительства» — они рассчитаны по большей части на улицу, на выпивший охлос, прошу прощения, — Демос, которому и вообще «пополам», было бы дешевое пиво. Елена Сергеевна, правда, дает цифры: сто лет тому назад, когда головка капусты стоила пять копеек, а буханка хлеба — восемнадцать, лучшие билеты в Оперу были по десять рублей. Недешевое удовлетворение, скажу я вам. С тем отличием, что те, кто в настоящее время имеет деньги на театральный билет, пропорциональные к сегодняшним продуктовым ценам, по большей части переговариваются в партере по мобильных, не представляют, кому ж-таки влюбленная Татьяна писала письма, и из «Кармен» выносят — «не люблю, когда женщина изменяет»...

То кто, спрашиваю я вас, виновный в нынешнем состоянии Национальной оперы — ее руководство, ее звезды, извечные интриги в труппе, ревность, гордость? Нынешнее время ли, которое требует именно такой Оперы? Другая, кажется, ему не нужная.

Елена ЧЕКАН

Во время вручения премии им. В. Стуса Тарас Компаниченко хватался за сердце, а Кость Москалец прятался среди зрителей
Славьтесь, слависты!
Поділіться в соцмережах:twitter.com facebook.com blogger.com livejournal.ru
Ще записи на тему
Музейный квест на выставке «Герои. Попытка инвентаризации»
Музейный квест на выставке «Герои. Попытка инвентаризации»
Киевский театр оперы расширяет жанровые возможности
Киевский театр оперы расширяет жанровые возможности
Залиште коментар!

Коментар буде опубліковано після перевірки

Ви можете ввійти за допомогою свого логіна або зареєструватися тут.

(обязательно)

  • Афіша подій
  • Кіно і Театр
  • Музика
  • Образотворче мистецтво
  • Література
  • Людина і суспільство
  • Мозаїка життя
Останні коментарі
Фантастика Форума
  • GustavoNig » Легко ли быть наблюдателем, когда вокруг творится зло и нельзя вмешаться, навести порядок, защитить? Главный...
Украина победитель Евровидения 2016
  • Stasya » Хто з 2022 року? У 2016 ми ще не знали, що знову виграємо Євробачення!
  • Головна
  • Про сайт
  • Коментарі
  • Контакти
  • Архів
×
Пошук по сайту
© Новини культури та мистецтва, 2025.