What in UA - Новини культури і мистецтва

Кинотеатры отказываются от трансляции социальных фильмов

Архівінтерв'ю / кіно / скандал
Дмитро КовальчукКоментарі: 0Перегляди: 156
24
липня
2013
Кинотеатры отказываются от трансляции социальных фильмов

Скандальный режиссер Павел Бардин, автор фильма “Россия 88”, на трансляцию которого в зрительный зал приходило ФСБ с просьбой прекратить показ, посетил Украину и поделился своим виденьем развития современного кино.

Так что второй фильм Павла Бардина, криминальная комедия с элементами абсурда “Гоп-стоп”, снова оказался в центре внимания. Но в этот раз придраться к чему-то, тем более обвинить режиссера в экстремизме, оказалось невозможно.

Несмотря на снова-таки острую социальную подоплеку, картина получилась ироничная, этакая сказка о русском гопнике. Съемочной группе удалось по-доброму похулиганить. Кстати, созданию эффекта сказочности здорово поспособствовал закадровый текст в стиле русских народных былин.

Его прочитал отец режиссера — Гарри Бардин, советский мультипликатор, автор легендарных “Летучего корабля”, пластилиновых “Брэка”, “Серого волка энд Красной Шапочки” и др.

— Можно пожать руку сыну человека, который создал “Летучий корабль”? Это мой любимый мультфильм. А вам какие нравятся?

— Все анимационные фильмы отца люблю. Но сейчас смотрю мультфильмы в компании своих детей. И это в основном западная продукция.

— Почему у вас не сложилось с мультипликацией? Наверняка в детстве бывали у отца на “Союзмультфильме”.

— Бывал, но я просто не тот человек, который нужен производству мультфильмов. Для этого следует быть более педантичным и усидчивым. Съемка нескольких минут фильма может занять целый день, но в анимации один день работы — это несколько секунд мультфильма. А для одной секунды порой нужно отснять сотни кадров. Например, свой полнометражный мультфильм “Гадкий утенок” отец снимал шесть лет.

Да папа никогда и не тянул меня в мультипликацию, не предлагал поучаствовать в творческом процессе. Я еще в школе понял, что я — гуманитарий. Хотя математику очень уважаю. У меня в семье много физиков — дед, мама, брат. Я уважаю их труд. У меня дед по маминой линии был одним из разработчиков первой советской атомной бомбы — работал под прямым началом Игоря Курчатова и занимался автоматикой для бомбы.

Знаю, что у деда был парадоксальный ум, он часто принимал нестандартные решения. Курчатов его очень уважал. Когда испытания прошли успешно, деда выслали в Норильск. К счастью, если можно так выразиться, он тяжело заболел, и бабушке разрешили его забрать из Норильска. Пришлось все начинать фактически с нуля. Он стал заниматься не ядерной физикой, а фотоникой (наука, изучающая излучение. — Ред.).

— Герой романа “Колыбель для кошки” Курта Воннегута задает один вопрос всем родственникам создателя американской атомной бомбы: что он делал, когда бомбы скинули на Хиросиму и Нагасаки? Интересно, что делал ваш дед?

— Советская атомная бомба на боевом дежурстве не была. И что делал дед, не знаю. Самому стало интересно. Спрошу у бабушки обязательно. Она хранительница памяти о деде. У Воннегута это вопрос, скорее, философский: отвечают ли ученые за свои изобретения. Я считаю, что ответственны те люди, в руки которых попадают эти разработки. Ученого должна вести идея.

— А режиссер тоже прежде всего должен думать об идее?

— В какой-то степени, да. Я не сторонник написания сценариев в стол. Любые идеи должны быть реализованы. Но не всегда есть возможность, в том числе материальная, их воплотить.

— А затем и продать. Картин, подобных вашим, остросоциальных, наверное, это касается в первую очередь.

— Скажу больше: их просто невозможно продать. Почему-то считается неэстетичным помещать героя в реалистичные ситуации. Но и социальное кино необязательно должно быть жестким и выпуклым. Я очень люблю, например, “Завт­рак у Тиффани” (картина 1961 г., снятая Блэйком Эдвардсом, с участием Одри Хепберн. — Ред.). Для меня это прежде всего история любви. Хотя картина поднимает конкретную социальную проблему — жизнь содержанки.

— Может, если не продается, это значит, что зритель не готов смотреть такие фильмы?

— То, что любят люди, выяснить достаточно сложно. Надо для начала провести эксперимент: показать им разные фильмы, и социальные в том числе. И потом проанализировать статистику посещений. А то все любят на эту тему рассуждать гипотетически. И как раз у тех, кто занимается куплей-продажей кинокартин, мнение о том, что любит современный зритель, сложилось на основе часто сомнительных исследований. Иногда все их выводы базируются на собственном ощущении, продюсерском вкусе.

Как мне кажется, зрители смотрели бы абсолютно разное кино, а не только мейнстрим. Яснее представление о спросе сложилось бы, если бы все картины были в равных конкурентных условиях при прокате. Многие кинотеатры отказываются от острых социальных фильмов, говоря, что это “неформат”.

— Насколько сложно найти инвестора для подобного кинопроекта?

— Государственные бюджеты получают определенные авторы. Министерство культуры на социальное кино выделяет какие-то небольшие деньги. Есть фонд соцподдержки кино. Но все такие проекты финансируются по остаточному принципу. К тому же непрозрачны критерии отбора картин. А еще многие чиновники, с которыми я общался, считают, что остросоциальные фильмы вредны. Мне один госслужащий прямо сказал, что “Россия 88” — вредное кино. Я же думаю как раз наоборот.

— Еще бы. Ведь вы показали всю подноготную неонацистского движения, организованного при содействии государства, что не является большой тайной.

— Попробуйте найти социальную проблему, в которой государство не играло бы определенную, в том числе незавидную, роль. Тогда возникает логичный риторический вопрос: зачем выделять госбюджеты на такое кино?

— Может, лучше искать частных инвесторов?

— Хочу, чтобы после запущенного проекта появлялись оборотные средства для нового. Тогда не нужны будут сторонние инвесторы. Пока так не получается. Вообще, у меня мечта есть — сделать народное кино. Чтобы каждый участник вкладывал деньги в кинопроизводство и потом получал прибыль от проката в зависимости от размера вложений.

Например, бюджет “России 88” был $86 тыс. Из них $35 тыс. — мои деньги, заработанные на телевизионном проекте. Я продал квартиру, влез в долги, занял у друзей, знакомых. Но все равно на постпродакшн не хватило. Поэтому мы были вынуждены привлекать сторонних людей.

— Читала, что Анна Михалкова стала одним из инвесторов “России 88”. Интересно: дочь “придворного” кинорежиссера участвует в проекте, который впоследствии попал в немилость властей.

— А вы знаете, она сама снимала фильмы, из которых отнюдь не все по нраву Никите Сергеевичу. Если честно, я уже не помню, как она появилась среди инвесторов. Мы просто давали знакомым посмотреть диск с уже готовым материалом. Он попал ей в руки, понравилось, и она решила помочь. Наши отношения потом продолжились — Аня снялась в картине “Гоп-стоп”. Кстати, кажется, даже бесплатно. Я вот не помню, заплатили мы ей $100 за съемочный день? По-моему, она отказалась от гонорара. Вы же понимаете, что эта актриса стоит дороже, для нее это не деньги.

— Мне говорили некоторые мос­ковские продюсеры, что рентабельность кинокартины оценивается по трем критериям: продаваемая история, режиссер и актерский состав.

— Вранье! Прежде всего продюсеры смотрят, есть ли у проекта уже хоть какое-то финансирование. Если есть, только тогда под идею ищут остальные деньги. И уже никого не волнует качество сценария. Я знаю случаи, когда на конкурс подавали даже не сценарий, а только синопсис, фактически наброски. Мне это напоминает историю с одной моей курсовой работой, в которой я написал по теме только начало и выводы, а в середине была какая-то тарабарщина.

Никто так и не заметил ничего. Так вот, под этот сценарий был уже сформирован какой-то государственный бюджет. Вот в такой фильм инвесторы готовы вкладывать деньги, ведь государству, если фильм не окупится в итоге, ничего возвращать не надо. Имя режиссера тоже едва ли определяющий элемент в формуле окупаемости.

Я часто сталкивался с ситуацией, когда режиссера подбирали при уже готовом сценарии. Ко мне приходили и даже не спрашивали, что бы я хотел снять. В таких случаях у меня возникал вопрос: почему ко мне? Если мое видение и режиссерский вкус их не интересуют в принципе!

На актеров смотрят с точки зрения типажного попадания в художественный образ. И не учитывают, насколько неожиданно и парадоксально их можно задействовать в предложенной истории. В 90% случаев важна медийность. Некоторых продюсеров и инвесторов, наоборот, сейчас интересует антимедийность — никому не известные, не “заигранные” лица и фамилии.

— Как показала ваша практика с “Россией 88”, снимать остросоциальные картины не только нерентабельно, но и небезопасно. Читала, что даже на конспиративные квартиры вас приглашали, разговаривали.

— Было дело. Через газету, в которой было опубликовано мое интервью, меня нашел человек, представился президентом фонда помощи беспризорным детям. Очень настаивал на встрече. Место встречи очень напомнило конспиративную квартиру. Кино его не интересовало.

Говорили — причем больше он — о политике. Потом оказалось, что мой собеседник представляет совершенно другой фонд, который занимается вопросами противодействия терроризму, а не беспризорниками. Он показывал папки с какими-то проектами, но даже беглого взгляда было достаточно, чтобы понять, что это только имитация деятельности.

В конце разговора я окончательно убедился, что передо мной сотрудник органов. Потому что он говорил о своих связях с госорганами США, что-то вроде “Америка нам поможет”. И предлагал мне сделать заграничный паспорт, американскую визу. Причем немедленно, и я смогу легко улететь. Это было смешно. Потом я периодически сталкивался с сотрудниками ФСБ. Они были достаточно вежливы, корректны и говорили по делу. Никто меня не контролировал, не просил “сдать” друзей. А просто спокойно предлагали посмотреть кино и обсудить.

Было какое-то внимание со стороны разных структур.

— История повторилась с новым фильмом “Гоп-стоп”. Вы так и не смогли прокатать его в полной мере. Это отголоски “России 88”?

— Не знаю. Этот фильм должен был открывать кинофестиваль “Улыбнись, Россия” в 2010 г.,

но не сложилось. Говорят, был звонок “сверху”. Но с картиной “Гоп-стоп” мы поступили по-другому — устроили масштабный показ в регионах. Тем более что тема позволяла: ведь среда массового скопления гопников, не в обиду будет сказано, — именно провинция.

— Получается, герой нашего времени — гопник?

— Я полагаю, что так и есть. Хотя, знаете, лексику и замашки этой субкультуры используют не только гопники. В нашей истории про элиту и быдло элита часто поступает абсолютно по-гопнически.

Досье

Павел Бардин, режиссер

Родился: 10 октября 1975 г.

Образование: Московский государственный университет им.М.В.Ломоносова, факультет журналистики (1998 г.); Высшие курсы сценаристов и режиссеров, нлп курсы, мастерская Александра Митты (2000 г.).

Карьера: 1992-2000 г. — журналист информационно-аналитических телепрограмм каналов РТР, ТВ-6, НТВ; 2000-2002 гг. — шеф-редактор “Известия-Медиа”; 2003-2005 гг. — шеф-редактор программы “Сегодня в 22:00”, ток-шоу “Свобода слова” на НТВ; 2005-2006 г. — режиссер и креативный продюсер сериала “Клуб” на канале MTV; с 2006 г. — ведущий радиостанции “Эхо Москвы”; с 2009 г. — режиссер.

Награды: Первая премия фестиваля дебютных и студенческих фильмов “Святая Анна” — фильм “Герой” (1999 г.); приз за лучший сценарий VIII фестиваля “Киношок” — фильм “Гризли” (1999 г.); лауреат национальной PR-премии “Серебряный лучник” (2002 г.).избранная Фильмография: “Герой” (1999 г.), “Россия 88” (2009 г.), “Гоп-стоп” (2010 г.).

Марина Приходько - учитель года 2013
Шедевры созданные с помощью ружья
Поділіться в соцмережах:twitter.com facebook.com blogger.com livejournal.ru
Ще записи на тему
5 фильмов про космос, которые стоит посмотреть
5 фильмов про космос, которые стоит посмотреть
100 фильмов за 100 минут
100 фильмов за 100 минут
Кинотеатры для народа
Кинотеатры для народа
Залиште коментар!

Коментар буде опубліковано після перевірки

Ви можете ввійти за допомогою свого логіна або зареєструватися тут.

(обязательно)

  • Афіша подій
  • Кіно і Театр
  • Музика
  • Образотворче мистецтво
  • Література
  • Людина і суспільство
  • Мозаїка життя
Останні коментарі
Фантастика Форума
  • GustavoNig » Легко ли быть наблюдателем, когда вокруг творится зло и нельзя вмешаться, навести порядок, защитить? Главный...
Украина победитель Евровидения 2016
  • Stasya » Хто з 2022 року? У 2016 ми ще не знали, що знову виграємо Євробачення!
  • Головна
  • Про сайт
  • Коментарі
  • Контакти
  • Архів
×
Пошук по сайту
© Новини культури та мистецтва, 2025.