
Магазин для левшей - в Киеве по адресу Оболонский пр., 1Б, ТЦ DreamTown, 3-й этаж. Интернет магазин: 4left.com.ua
Среди людей в возрасте от 3 до 35 лет — 9-10% левши. И за последние 30 лет их стало больше в 4 раза. Прежде всего это связано с тем, что таких людей перестали переучивать. Левшой быть нормально, и более того, у этих людей есть резервные возможности для поддержания жизни. Например, во время Великой отечественной войны среди пострадавших от пулевого или осколочного ранения левого полушария мозга и утративших речь левши быстрее восстанавливались и выздоравливали, чем правши.
Так как количество левшей растет, появился спрос на товары для этой группы населения. Бизнес по продаже товаров для левшей может быть очень успешен и выгоден.
И вот – уже появились магазины, например “Мир левши”, который находиться в торгово-развлекательном центре Киева.
Привлекала к магазину яркая витрина с часами, стрелки которых шли в обратную сторону. Вы как будто очутились в стране чудес, поссорились со временем, и теперь оно идет в обратном направлении.
Продавец магазина любезно пояснил, что это специальные часы, предназначенные для левшей. Стоит купить батарейки для часов, вставить и пожалуйста - у вас идут диковинные часы, и что важно, очень удобные если конечно вы Левша. Ведь так им легче воспринимать время.
Проведем эксперимент. Нарисуем круг и попросим правшу вырезать его четко по линии ножницами для левшей. Если честно, круг не получится вовсе. Эта странная геометрическая фигура местами будет напоминать овал, а местами — облако. “Точно так же вырезает левша обычными ножницами. Знаете, как я мучился в школе, когда приходилось делать аппликации и поделки!” — в сердцах пояснял продавец-левша. Постепенно погружаясь в мир левшей, можно попытаться просчитать перспективность такого нишевого бизнеса, как торговля товарами для левшей.
Выбор ассортимента
Пожалуй, 95% жителей Украины даже не подозревают, что есть ручки, ножницы, часы, ножи, вилки, ложки, зубные щетки, кружки и многие другие товары для левшей. Не подозревала до некоторого времени и Татьяна Поликарчук, владелец магазина “Мир левши” пока случайно в интернете не увидела диковинные ручки с изогнутым стержнем, часы, в которых стрелка двигается в непривычном для правшей направлении, и линейки с зеркально расположенным началом отсчета.
Татьяне давно хотелось открыть какое-то свое дело. Товары для левшей приглянулись. Тем более что мой муж — левша. Знаете, смотреть, как левша открывает консервным ножом банку, невыносимо, добавив, что и в быту многими предметами левшам пользоваться неудобно.
В общем, идея понравилась. В магазине был представлен весь возможный товарный ассортимент. Однако некоторые товары, например, шары для боулинга, клюшки для гольфа, парикмахерские ножницы, как правило, делаются только под заказ.
Поначалу было невозможно просчитать, сколько нужно того или иного товара. По словам г-жи Поликарчук, интуитивно они понимали, что наибольшим спросом будут пользоваться шариковые ручки и ножницы. А вот ложки, к примеру, взяли исключительно для наполнения витрины. Однако их раскупили буквально за несколько дней. Сейчас уже в магазине знают, что, например, перед началом учебного года, в августе, продается примерно 200 шариковых ручек.
Производственные тонкости
Определившись с ассортиментом, нужно договориться с поставщиками и производителями такой продукции. Оказалось, что товары для левшей выпускают в основном европейские компании. И переговоры вести с ними непросто. Во-первых, в ходе переписки и общения по телефону стало понятно, что многие западные производители не хотят, чтобы предприниматели из Украины за товар расплачивались банковской карточкой, и настаивают на переводе денег через банк.
Татьяна Поликарчук с улыбкой вспоминает, что при переводе валюты на хождение в банк и оформление всех необходимых документов пришлось потратить 5 дней. Во-вторых, западные производители, как правило, изготовляют товары для левшей в небольшом объеме, и уж тем более выпуск их не поставлен на поток. К примеру, изготовили партию ручек для левшей и только через 4 месяца запускают новое производство. Так что если не успел вовремя заказать, придется ждать следующей партии.
К слову, предприниматели попытались достучаться до наших производителей канцелярских товаров. Но оказалось, что они готовы обсуждать эту тему, если заказ будет не менее 5 тыс. шт. Но такие объемы для реализации не нужны. Производители уверяют, что заниматься товарами для левшей экономически нецелесообразно.
Татьяна Сидоренко, менеджер по сбыту ЧП Козлов В.Ю. (г.Харьков; производство и продажа канцелярских товаров; с 1991 г.), поясняет, что на изготовление формы для литья ручки можно потратить около 100 тыс.грн. “Сколько же нужно продать этих ручек, чтобы сначала вернуть инвестиции, а потом еще и прибыль получить?!” — в сердцах восклицает г-жа Сидоренко, пытаясь представить эти объемы реализации.
Кроме того, процесс производства очень затратный: оборудование нужно бесконечно переналаживать то под “левый”, то под “правый” товар. Собственно, еще и по этой причине западные предприятия делают в среднем полугодичный перерыв в процессе производства. Все это закладывается в себестоимость товара. Плюс издержки на логистику, растаможку, а также все риски по реализации этого не массового товара. Даже если в этой товарной категории начать демпинговать, то на спрос это никак не повлияет, потому что украинские левши уже поняли — писать ручкой для леворуких удобнее.
Достучаться до потребителя
В продвижении такого специфического товара тоже есть свои нюансы. Очевидно, что традиционные способы совершенно не подходят. Ведь даже левши в большинстве случаев знать не знают о существовании товаров специально для них. Вначале собственникам магазина “Мир левши” помогло существование аналога в Интернете, они разместили сайт на хорошем хостинге, - и пожалуйста заказы пошли сами собой. Буквально через неделю на всех поисковых интернет-ресурсах сайт магазина попадал на первую строчку. Но проблема в том, что потребители обычно не ищут специально такие товары в интернете. Так что пришлось ставку делать на магазин, в витрине которого представили полностью весь ассортимент товаров. Торговый зал украсили фотографиями знаменитых левшей.
Юрий Ткаченко рекомендует владельцам магазинов канцелярских товаров, с которыми сотрудничает, создавать небольшие уголки для левшей: “Товар специфический, пока не попробуешь, покупать не будешь. Тем более что у нас левши умеют пользоваться обычными ручками”.
Кроме того, важно еще выбрать такое место локации торговой точки, где проходит большой поток людей. Хотя, пожалуй, самый лучший маркетинговый инструмент — подготовленный продавец, который может проконсультировать покупателей по всем вопросам. По сути, продавцы должны брать на себя просветительскую миссию.
Для этого нужно не просто ориентироваться в товарном ассортименте, но и понимать, как устроен мир левшей. Заметим, правшам это понять сложно. Может, поэтому, чтобы устроиться продавцом в магазин “Мир левши”, нужно соответствовать основному требованию — быть левшой. “А как еще правша может продать товар левше?!” — искренне недоумевают в магазине.
Все, так или иначе причастные к “левому” товару, уверяют: перспективы для роста у этого бизнеса есть. Во-первых, растет количество левшей. Во-вторых, не все левши Украины сосредоточены в Киеве, так что нужно расширять географию подобных торговых точек.
Татьяна Поликарчук сейчас разрабатывает схему работы в регионах, подыскивает представителей в областных и районных центрах. Работать представитель будет по принципу прямых продаж — через учителей, воспитателей, родителей. Видит возможность для роста за счет увеличения количества торговых точек.