
В Киеве прошла интерактивная выставка мотыльков японского художника Такахиро Мацуо. Желающих попасть оказалось очень много и люди стояли в очереди что бы увидеть чарующую красоту бабочек.
Полумрак, мелодичная фортепианная музыка и большой, полупрозрачный, пока еще “неживой” экран. А возле него невысокая худощавая фигура художника, на его губах мягкая улыбка — он приглашает заглянуть в свой мир. И пропуском туда служит ярко горящий красный шарик. Возьми его, взмахни рукой, как волшебной палочкой, и сотни белых бабочек ринутся за твоим движением. Замрет рука, и они остановятся. А если закроешь шарик, все развеется, как дым.
В современном медиаискусстве, образцом которого и является интерактивная инсталляция «Фантазм», очень часто художник лишь организовывает пространство. Собственно произведение искусства создает зритель. Как говорит сам г-н Мацуо: “Человек не может войти в непосредственный контакт с обычным произведением искусства, тогда как в «Фантазме» он использует шарик, чтобы общаться с художником и физически стать частью его мира. В этом случае видеоизображение и поведение человека создают искусство”.
Выбор белых бабочек в качестве основного мотива для работы художник объясняет просто. Для него это символ красоты, чистоты и невинности — то, что является отражением фантазийного мира. Хотя, согласно некоторым источникам, в Японии бабочка — символ женщины, несколько бабочек, порхающих вместе, — символ семейного счастья. А вот белые мотыльки олицетворяют души умерших. Кроме того, считается, что бабочка символизирует перерождение, переход из одного состояния в другое и бессмертие.
За видимой простотой инсталляции скрывается сложный технологический процесс. Ведь чтобы бабочки полетели, необходимо не только высокотехнологичное оборудование, но и специально написанная программа. Наталья Мажалий и Людмила Мацюк, кураторы “Медиа Арт Лаборатории”, которые пригласили художника, объяснили, что существует несколько разновидностей медиаискусства.
Это может быть как просто видео, которое вы созерцаете, так и интерактивное действо, непосредственным участником которого вы становитесь. В зависимости от используемых сенсоров интерактивная работа “может реагировать” на голос, движение, прикосновение или же свет (излучение). В работе Такахиро Мацуо были использованы сенсоры, реагирующие на излучение красного шарика, который зритель держит в руке.
Компьютер благодаря специально написанной программе улавливал поступающий сигнал и обрабатывал его. И бабочки начинали порхать. Но самое главное в такой работе — чтобы все технологические сложности остались незаметными, а на первый план вышло искусство. До Киева «Фантазм» демонстрировали на всемирном фестивале новых медиа Ars Electronica в Австрии.