What in UA - Новини культури і мистецтва

Михаил Резникович: Если уволюсь — буду изменником

Кіно і Театрінтерв'ю / актор / артист / театр
Дмитро КовальчукКоментарі: 0Перегляди: 541
8
лютого
2011
Михаил Резникович: Если уволюсь — буду изменником

Скандал Театра русской драмы им. Леси Украинки не всходит из колонок газет и веб-сайтов. На нем делают имидж политики. За «жирный кусок пирога», как сказал Евгений Паперний, дерутся артисты. Единственный человек в театральном мире, который не дал размашистое интервью по поводу, — главный директор и художественный руководитель Русской драмы Михаил Резникович. Мне рассказывали о Михаиле Юриевича, что он жесткий и достаточно сложный человек. Если скажет: «Тихо!» — не дай боже муха пролетит. Похоже, не лукавили. Но я общалась с актерами, кассирами, охранниками, механиками театра. Они неистовствуют от Резниковича. И говорить для них о преступлениях господина Михаила — все равно, что рассказывать «оранжевым» о наколотых апельсинах. После длительного больничного он дает свое первое интервью.

«Ольга Сумская многократно срывала представления. Так же Лаленков, Паперний и Дрозд!»

— Когда Оксана Билозир 20 апреля сказала, что против Резниковича заведено уголовное дело и он освобожден от должности, у вас случился гипертонический криз. Скажите фамилию врача, который отказался вам дать больничный, — пошел против клятвы Гиппократа.

— Нет. Как я могу подводить врача, портить человеку жизни? Хотя для меня это было неожиданно.

— А какой врач вам таки выписал больничный? Кстати, где это было?

— За пределами Киева.

— Почему вы называете проверку театра репрессивной? Разве нормально, что Русскую драму непроверяемые восемьдесят лет? К тому же, Генпрокуратура «пришла в гости» еще до нескольких десятков учреждений...

— Театр проверяли раз на два года — десятилетия и КРУ, и налоговая. В театре есть все акты проверок.

В настоящий момент понимаю, идет речь об одном человеке, которого хотят снять, но не могут. Сначала здесь побывала Генпрокуратура. Потом пришло Контрольно-ревизионное управление. Пошло ни с чем. В настоящий момент в театре работает Управление из борьбы с экономической преступностью. А после него, как нам стало известно, придет налоговая.

— Вы недавно встречались с Оксаной Билозир, но отказываетесь комментировать эту встречу. Почему?

— У меня была одна встреча с министром, один на один. Рассказывать о ней я не буду. В этом есть определенная этика моих личных отношений с министром.

— Даже после того, как министр подписала приказ о вашем освобождении?

— Оксане Владимировне рассказали то, которое происходит в театре с точки зрения, возможно, Ольги Сумской. И Билозир в это поверила.

— Почему между Сумской и вами пробежала черная кошка?

— Артистка Ольга Сумскя очень много работает на стороне. У нее презентации, концерты, реклама, фильмы. Поэтому она часто нас подводит. Сумская в классике получила четыре главных роли: в представлениях «Крокодил», «Бешенные деньги», «Ревизор» и «Маскарад». Она была задействована еще в трех или четырех представлениях. Вот, например, в «Маскараде» получила роль баронессы Штраль — одну из главных. В спектакле было задействовано 50 человек. И за четыре дня, во время генеральных репетиций, актриса кладет мне на стол заявление. Просит ее отпустить в антрепризу на два дня. А еще на один день просит отпустить на встречу Леонида Кучмы с его однокурсниками в Днепропетровск. Это же шантаж! Как я могу не отпустить ее на встречу с Президентом?! Я ее отпустил, и за один день ввел в спектакль другую актрису. А Сумская на ту встречу не поехала. К тому же, на ее совести 5-6 прогулов. Я мог ее освободить. Но не сделал этого. И теперь она еще что-то может говорить! Я не смог бы. А она может.

— На пресс-конференции «против Резниковича» в УНИАН были также Лаленков, Паперний, Дрозд, кажется... Кстати, это правда, что Лаленкова освободили за пьянство?

— Говорил мой учитель Георгий Толстоногов: «Мышь, каждое благое деяние в театре наказуемо». Первым, кому я «выбил» квартиру, был Лаленков. Дима до этого времени в театре жил пять лет. Потом он пришел ко мне с просьбой, чтобы я помог платить за учебу его сына. Я и это сделал. Мог бы еще дольше рассказывать... Официально — я с ним не продлил контракт. Хотя, иногда, становится грустно: нужно было освободить за статьей за прогул...

Е. В. Паперний был освобожден предыдущим руководителем — я его пригласил в театр. Но он сорвал спектакль — поехал в Санкт-Петербург и не сказал никому. А мы об этом узнали за полчаса к началу спектакля. Если бы не актер из другого театра, представления не было бы. Как после этого? Я мог его освободить за прогул, но освободил по собственному желанию.

Г. И. Дрозд отказался от трех ролей. Главных — в «Госпоже министерше», «Элитные псы», «Лулу. История куртизанки». А однажды пришел ко мне в кабинет и заявил: «Буду играть в «Ревизоре» или Городничего, или никого...»

— Кстати, Николая Юдова, которого Оксана Билозир назначила руководителем Русской драмы, вы в свое время тоже освободили?

— Это было три года назад. Николай Юдов работал администратором театра. Но через его постоянные прогулы профком рекомендовал освободить его от должности. Я освободил его по собственному желанию. Но в архиве и до сих пор лежат его объяснительные записки и решения профкома.

«Ни один режиссер не работал столько с Адой Роговцевой, как я»

— Вы не отрицаете, что именно из-за вас одиннадцать лет тому назад пошла из театра Ада Роговцева?...

— Я вообще одиннадцать лет отказывался комментировать эту тему. Считал неэтично, бестактно. Вам говорю впервые. Ада Николаевна играла в моем дипломном спектакле «Поворот ключа». С ней я сделал, кажется, двенадцать ролей. Из них девять или десять — главные. Ни один режиссер никогда с этой актрисой столько не работал. Ни один. Счету Мiзинову в представлении «Насмешливое счастье», которое я поставил в 1966 г., она играла 18 лет. Двенадцать-тринадцать, пока у нее еще был такой звездный возраст, играла Сесили в «Как важно быть серьезным».

Да, когда я пришел, она пошла из театра. Мотивируя тем, что у нас разные взгляды на искусство, театр, жизнь. По-видимому, так и есть. Я предлагал ей любые роли и любых режиссеров...

— Но сегодня Ада Роговцева дает погромные интервью о вас...

— У меня есть мысль. Но не считаю возможным говорить о ней. Это будет похоже на «ты — мне, я — тебе».

— А все-таки, почему вы поставили вертушку, как на заводе, и заставили актеров расписываться в книге учета ежедневно, даже когда нет представлений и репетиций?

— Вертушку поставил не я, а Владимир Авдеенко, когда-то мой заместитель, а теперь один из «подписантов» против меня. Книга учета существовала еще до моего прихода в театр. В соответствии с правилами внутреннего распорядка, актеры должны были приходить в четырнадцать часов и узнавать, не задействованы ли они завтра в спектакле. Я немножко изменил правило, актеры должны были приходить и расписываться. Но нигде нет такого, чтобы человек не ходил на работу, а получал за это деньги. Неудовлетворенные книгой учета — люди, которым теперь тяжелее выезжать в другие города, в то время, когда они получают зарплату в Русской драме. Относительно Роговцевой, то я вообще не знаю, почему она об этом говорит. Ведь этого нововведения она уже не застала...

Не хочу вспоминать прошлое. У Ады Николаевны, очевидно, были свои глубинные мотивы пойти из театра. Хотя у меня тоже есть что вспомнить о моих отношениях из Роговцевой и об отношениях Ады Николаевны с театром. Но не буду этого делать.

Алиса Фрейндлих тридцать лет проработала в театре им. Ленсовета, где был режиссером ее муж Игорь Владимиров. Потом она пошла с этого театра до Толстоногова. Но хоть одно слово плохое сказала в прессе о Владимирова или о том театре?

Армен Джигарханян тридцать пять лет проработал в театре им. В. Маяковского. У него был конфликт с главным режиссером Андреем Гончаровим. А. Джигарханян пошел из театра. Ни слово не сказал в печати. И даже языка не было, чтобы Фрейндлих или Джигарханян претендовали убрать режиссеров, чтобы самим возглавить театр. Это нонсенс и глубокая провинция... когда мы начинаем, как у себя на кухне...

Почти нигде за пределами Киева такого уже нет. В Германии или Франции актер никогда не встанет и не скажет: «Вот тот актер плохой, я хороший!» Есть этика. У нас, к сожалению, это разрушено.

«Жизнь такое — требует легких комедий»

— Говорят недоброжелатели: скоро, кроме Татьяны Назаровой, жены Дмитрия Табачника, в Русской драме никого не останется...

— Это все сплетни. Так я к ним и отношусь. Валерия Заклунна что, не великая актриса? А Николай Рушковский — не большой артист? Юрий Николаевич Мажуга — народный артист СССР... У нас есть ведущее поколение актеров 55 лет: Давид Бабаев, Борис Вознюк, Валентин Шестопалов. За последние десять лет выросла актриса, которую сегодня уже называют звездой кино и телевидения, — Наташа Судьба. Стала приходить молодежь.

— На сайте вашего театра в настоящий момент идет резвое обсуждение представлений. И зрители говорят, что театр превращается в театр драмы и комедии. Нет проблемных спектаклей, мол...

— Что значит проблемные? Каждая русская классическая пьеса — это проблемный спектакль. В конечном итоге, «Маскарад» — это что, комедия? «Насмешливое мое счастье» (спектакль за письмами Чехова) — что, комедия? Большие на все времена «Волки и овцы» Островского — комедия? «Бешенные деньги», которые идут в театре вот уже одиннадцать лет, — тоже? А «Школа скандала» — сатира на любое общество?! А «Каминный хозяин», поставленный пятый раз (первый в 1939 году)? Кстати, за последнее время у нас было восемь премьер произведений русской классики. 27 мая состоится премьера «Весь Шекспир — за один вечер!». Это ложь, то, что говорят. Правда, что треть бюджета мы зарабатываем представлениями. В прошлом году заработали 3 млн. 700 тыс. гривен.

А вообще, в настоящий момент такое напряжение в обществе, такие катаклизмы, что сегодня, я уверен, люди хотят отдохнуть. Им не нужно ставить Достоевского. Когда-то у меня был друг, директор объединения Королева, Леонард Никифоров. Я привел его на репетицию спектакля о рабочем классе. Ну, думаю, Леня в настоящий момент скажет что-то хорошее. Он посидел, вышел и сказал: «Слушай, я еще одно производственное совещание пережил. Зачем оно мне?». Интересная вещь: в самое кровавое время — Большую французскую революцию 1789 — 1793 гг., когда рубились головы налево и справа, знаете, какой жанр возник? Оперетта. Это естественно. Потому что искусство очень часто идет перпендикулярно к жизни. А вот в сытой, благополучной стране нужная кровь на сцене. Именно поэтому Театр русской драмы им. Леси Украинки ставит в настоящий момент и легкие комедии. Жизнь требует.

«Сегодня человек искусства рискует войти в политические розборки»

...Я пытался сделать так, чтобы каждый работник театра знал: руководитель о нем думает. Я занимался этим. Возможно, потому и возникла обратная связь и актеры стали на мою защиту. Честно говоря, не ожидал. Когда-то мне еще Андрей Гончаров, главный режиссер Театра В. Маяковского, говорил: «В театре каждый грызет кость в своем углу». И это, в принципе, правда. В нашем театре этого не случилось.

— Ольга Сумская утверждает, что один из актеров в Театре им. Леси Украинки подходит к другим и угрожает: «Если ты не будешь поддерживать Резниковича, не будешь иметь роли».

— Сознательная нахальная провинциальная атака. На уровне «каждый понимает в меру своей распущенности».

Мне позвонил посол России Виктор Черномырдин и сказал: «То, которое происходит в театре, наилучшая оценка вашей работы». Но грустно — разрушается театр, который нормально работает.

— Что вам известно о письме в «Вашингтон пост»?

— Ничего.

— Неужели даже не интересовались — кто?

— Нет. Вам трудно понять. Но мне не к этому. Я этими вещами не интересуюсь. У меня много дел. Кроме театра, университет — заведую кафедрой мастерства актера и режиссуры, работа в Академии искусств, где я работаю академиком-секретарем... Все, что в настоящий момент происходит, неестественно. Я отстраняюсь от этого. Даже пытаюсь не смотреть телевизор, не читать газеты. Это вызывает такую массу негативных эмоций, которая не остается сил на работу. Статья в «Вашингтон пост» для меня была неожидана. Так же письмо 15 деятелей немецкой культуры в одной из столичных газет( в том издании нет точной цифры, сколько художников поддержало Русскую драму. — Авт.)

— Скандал с Русской драмой сразу взяли на щит СДПУ (о). Как вы это прокомментируете?

— Я лично ни у кого поддержки не просил. Но мне понравились слова Николая Княжицкого о том, что, если бы Театру русской драмы им. Леси Украинки свою помощь предложила «Наша Украина», он от нее не отказался бы.

— А работники театра? Они же советовались с вами?

— Со мной никто не советовался. Меня на тех собраниях не было. Я этим не занимаюсь — неудобно, стыдно. Я прихожу на репетиции. Для меня это интересно. И не хочу обсуждать сегодня ни одного политического деятеля. Ни справа, ни налево, ни изнутри. Сегодня такая ситуация в стране, когда человек искусства рискует, иногда не из своей воли, войти в те политические розборки, в которых входить не нужно.

— Поговаривают, скандал с Русской драмой был срежиссирован Дмитрием Табачником с вашего молчаливого согласия...

— Ложь.

— В открытом письме к Оксане Билозир вы пишете, что никогда лично не знали Януковича...

— Я и в настоящий момент это говорю. Я никогда с ним не был знакомый. Но именно правительство Януковича повысил статус всем 23 национальным заведениям. Именно поэтому — только потому! — я поддержал Януковича. Я лично. А не театр. Люди театра поддерживали каждый того, кто им нравился.

— Вы не подадите на Оксану Билозир в суд за обиду чести и достоинства?

— Очень много людей мне это советуют. Я еще подумаю.

— На форуме Русской драмы висит текст: «Резникович, когда придет из больничного, начнет выбеливаться. Мол, это все они, актеры. Меня здесь не было». Прокомментируйте.

— Отказываюсь комментировать и не понимаю этого.

— Если на театр будет продолжаться давление, будет ли дальше Русская драма просить поддержки в СДПУ(О), как это она сделала при вашем отсутствии?

— Не знаю. Мне вообще трудно. И если бы я не чувствовал поддержку театра, сам бы написал заявление на освобождение. Но я не могу этого сделать. Если 300 человек меня отстаивают, то я буду считать себя изменником, если подам это заявление.

— Это ли правда, что вы ежедневно приходите в «Дом Бергонье» и вам там подают отдельное меню стоимостью в несколько сотен доллары, о чем говорят ваши оппоненты?

— Ложь.

— На протяжении разговора у меня создалось впечатление, что вы чего-то недоговариваете. Мне показалось?

— Есть вещи об актерах, которые не следует говорить из этических соображений. Есть вещи о власти, которые нужно говорить, только когда имеешь больше информации. Я недоговариваю. Но только потому, что не хочу перемывать чье-то грязное белье. Года через три об этой истории начнут говорить «правду и ничего, кроме правды». Лет через 25 исчезнет из наших театров вся эта провинциальность — эти родимые пятна. Только жаль, что в такую прекрасную пору жить уже вам, а не мне.

СПРАВКА

Михаил Юриевич Резникович. Родился 26 апреля 1938 года в Харькове. Закончил Ленинградский государственный институт театрального искусства и кино (мастерская Георгия Толстоногова). В 1963 году в Театре русской драмы им. Леси Украинки поставил дипломное представление. После нескольких лет работы в Москве и нескольких лет вынужденной эмиграции в Новосибирск работал только в этом театре. Приехал из Новосибирска и поставил два успешных спектакля: «Молодые годы короля Людовика ХІV» и «Историю одной страсти». С 1982 — главный режиссер Русской драмы. С 1994 — ее главный режиссер и директор. Профессор Киевского театрального университета театра, кино и телевидения им. Карпенка-карого. Постановки: «Дети Ванюшина» (1970), «Отелло» (1978), «Предел спокойствия», «Тема с вариациями» (1981), «Утиная охота» (Пекин, 1990), «Дворянское кубло» (Санкт-Петербург, 1991), «История одной страсти» (1994), «Школа скандала» (1995). Автор книжек «Долгий путь к спектакля» (1979), «Театр времен» (2001). Народный артист Украины (1980), лауреат Шевченковской премии (1983).

Алина СТРИЖАК

«Я слышу, как Шекспир переворачивается в гробу»
Украинский КВН? Нет проблем?!
Поділіться в соцмережах:twitter.com facebook.com blogger.com livejournal.ru
Ще записи на тему
Как можно найти фильмы по сюжету, кадрам или фразам, если вы не помните название
Как можно найти фильмы по сюжету, кадрам или фразам, если вы не помните название
Михаил Гаврилко «Стеком і шаблею»
Михаил Гаврилко «Стеком і шаблею»
«Код да Винчи». Расшифруй, если сможешь
«Код да Винчи». Расшифруй, если сможешь
Михаил Резникович: Любая профессия в театре как гончарное ремесло — передается из рук в руки
Михаил Резникович: Любая профессия в театре как гончарное ремесло — передается из рук в руки
Залиште коментар!

Коментар буде опубліковано після перевірки

Ви можете ввійти за допомогою свого логіна або зареєструватися тут.

(обязательно)

  • Афіша подій
  • Кіно і Театр
  • Музика
  • Образотворче мистецтво
  • Література
  • Людина і суспільство
  • Мозаїка життя
Найпопулярніше
  • Серіал Спіймати Кайдаша - всі серії дивитись онлайн 13
  • Серіал «Кіборги» 2022 Епічна Сага Про Захисників Донецького Аеропорту - дивитись онлайн 3
  • Фільм «Червоний» (2017) дивитись онлайн – історія боротьби українських повстанців у радянських таборах 2
  • Как можно найти фильмы по сюжету, кадрам или фразам, если вы не помните название 1
  • Фільм «ЖИВА» (2016) драматична історія боротьби українських повстанців – дивитись онлайн 1
  • Серіал «Файна Юкрайна» дивитись онлайн всі сезони 1
  • Фільм DZIDZIO Контрабас 2017 дивитись онлайн 1
  • Серіал Відморожений DZIDZIO - всі серії дивитись онлайн 1
  • «Той, хто пройшов крізь вогонь» дивитись онлайн - український фільм з незвичайним сюжетом 1
  • Фільм «Гніздо горлиці» 2016 дивитись онлайн 1
Останні коментарі
Дивитись фільм «Поводир» який був номінований на Оскар
  • Олеся » Щойно переглянула "Поводир" і серце буквально розривається... Найбільше вразило те, як режисер показав силу людського...
Перші ластівки - український серіал онлайн
  • Tessa » Перші ластівки — це справжній прорив українського кінематографа! Цей серіал про життя київських підлітків вражає...
Как можно найти фильмы по сюжету, кадрам или фразам, если вы не помните название
  • vikar » в сети гуляет ролик 10 секунд... черно белый, похоже на Голливуд( комедия) мужчина...
  • Андрій » "в сети гуляет ролик 10 секунд..." - По такому описанию сложно найти что-то конкретное. Нужно...
«Микита Кожум'яка» 2016 - український 3D-мультфільм дивитись онлайн
  • Віктор » Це справжній скарб української анімації, який доводить, що наші 3D-мультфільми можуть сміливо змагатися з голлівудськими...
  • Головна
  • Про сайт
  • Коментарі
  • Контакти
  • Архів
×
Пошук по сайту
© Новини культури та мистецтва, 2025.