
Эти работы отличаются за подходами, стилями, взглядами на самое сильное чувство в мире. За каждой из картин стоит значительно больше, чем просто красивое изображение - в них вписаны человеческие судьбы.
Любовь как богиня. Сандро Ботичелли, «Рождение Венеры» (в 1486 г.)
Главными заказчиками и меценатами Ботичелли были братья Медичи - Лоренцо и Джулиано, чей род правил Флоренцией. Семейство Медичи большое внимание уделяло искусству, понимая, что благодаря нему увековечит свое имя.
Флоренция того времени была цветущей художественной ячейкой, а жемчужиной в нем считалась юная Симонетта Веспуччи. Она была дамой сердца Джулиано Медичи, а также объектом любви половины мужчин в городе. От чахотки Симонетта умирает в возрасте двадцати трех лет. Ровно через два года в день смерти любимой от ножа политических врагов погибает и Джулиано Медичи.
Ботичелли, глубоко тронутый фатальной судьбой Симонетти и Джулиано, воплощает образ прекрасной Веспуччи в своих работах. Ее лик навеки стал символом чистой, совершенной, абсолютной красоты.
На картине, рожденная с морской пены богиня любви Афродита, в раковине плывет к берегу. Слева западный ветер Зефир в объятиях жены Хлориды дует на нее цветочками, с покрывалом ее встречает одна из граций.
Любовь как философская категория. Тициан, "Любовь земная и Любовь небесна" (1515 - 1516 гг.)
Картина создавалась на заказ летнего венецианского придворного Николо Аурелио, который решил жениться на молодой состоятельной вдове. Таким способом жених преклонных лет собирался показать будущей жене, что настоящая любовь - это не земные плотские утехи, а божественная духовная близость. Неизвестно, или оградил этот тонкий намек неравный брак от измен, но, несомненно, подарил человечеству удивительный аллегорический шедевр.
Вторую любовь Тициан написал со своей любимой дочери, юной Виолетты. Земная любовь впитанная в традиционный свадебный наряд. Она держит в руках чашу с драгоценными камнями - символ бренности и быстротечности земного счастья. Любовь небесная - обнаженная, без украшений. Она ничего не скрывает, она чистая и первородная. В руках у нее чаша с огнем - символ вечного небесного счастья. Купидон, который окунул пышную ручку в фонтан-саркофаг, превращает мертвую воду в живую.
Название картины неоднократно изменялось. Сначала она называлась «Красота украшенная и не украшенная» (1613), потом - «Три типа любви» (1650), «Божественная и светская женщины» (1700). И наконец в 1792 году впервые появляется ее окончательное название «Любовь земная и Любовь небесная».
Героическая любовь. Франсуа Буше, «Геракл и Омфала» (в 1740 г.)
Представитель стиля рококо Буше считался лучшим живописцем при дворе Людовика XV и был любимцем маркизы где Помпадур. Его работы чувственные и раскованные, как и взгляды французской аристократии того времени. Стиль рококо предусматривает кукольность и театральность образов, легкомысленные и игривые отношения. Это идеализирует сладкий мир, где нет места глубоким переживаниям и трагизму, где амуре вьются возле влюбленных пар, как мухи вокруг меда. Модной в тот период темой считается пастораль: сценки любви беззаботных пастухов и пастушек.
Буше часто выбирает мифологические сюжеты. Но не с целью поведать зрителю историю, а потому что этот контекст позволяет изображать тела в их обнаженной пышности и величии. «Геракл и Омфала» считается одной из наилучших картин художника. Уже после свершения двенадцати подвигов Геракл в приступе гнева совершает убийство. За это боги наказывают героя и отдают его в рабство лидийской царицы Омфали. Но такое служение не отягощает Геракла. Увидев Омфалу, он влюбляется у нее и добровольно складывает оружие и львиную шкуру, которую, насмехаясь, одевает царица. Сам Геракл наряжается в женскую одежду, прядет вместе с другими рабынями, а в свободное время дарит своей любимой госпоже страстные утехи.
Любовь, на которую молятся. Михаил Врубель, «Богоматерь с младенцем» (1884 - 1885 гг.)
А этот шедевр находится под куполом Кириловской церкви в Киеве. 28-летний студент Петербуржской Академии искусств Михаил Врубель приехал в Киев по приглашению искусствоведа и мецената Адриана Прахова реставрировать Кириловскую церковь. Частый гость дома Прахова, Врубель проводит вечера в компании волшебной жены мецената Эмилии. Иметь трех детей, тридцати двухгодичная Эмилия слывет женщины образованной, но экзальтированной. Врубель безнадежно влюбляется в Прахову и именно из нее пишет лик Богоматери. В образе младенца Иисуса воплощает черты младшей дочки Эмилии Ольги. Такой выбор модели вызывал резонанс в обществе. «Чего я должен молиться на свою соседку», - воскликнула возмущенная прихожанка, увидев икону. Сама Эмилия отдаляется от Врубеля и относится к нему достаточно прохладно. Через несколько лет Михаил в письме вторую напишет: «Я резал себя ножом. Поймете Вы? Я любил женщину, она меня не любила - даже любила, но много чего мешало ей понять меня. Я страдал, а когда резал себя, страдания уменьшались». За жестокой иронией судьбы Врубель закончит свою жизнь в стенах Кириловской психиатрической больницы, которая входила в состав Кирилловского монастыря.
Эротичная любовь. Густав Климт, «Поцелуй» (1907 - 1908 гг.)
Все творчество Климта пропитано эротикой. Сам художник ни разу не был женат, но имел бесчисленное количество романов. Ему приписывают от трех до сорок детей. После смерти Климта 14 человек претендовало на наследство, утверждая, что художник - их отец.
«Поцелуй» - одна из самых романтичных картин в мире. Мужчина и женщина слились в одну золотую фигуру, что за утверждением некоторых искусствоведов, напоминает фаллический символ. Символический характер несет и орнамент на одежде: строгий, геометрический у мужчин и мягкий округлый у женщины. Мужчина, сжав лицо любимой и целуя ее, воплощает активную доминирующую силу. Женщина пассивно подчиняется. Некоторые искусствоведы-феминистки критикуют Климта за то, что в его картинах женщина - только пассивный объект мужского желания.
Любовь, которая дарит крылья. Марк Шагал, «Прогулка» (в 1917 г.)
Именно картины, посвященные счастливой любви к своей жене Белли Розенфельд, сделали Марка Шагала популярным. Герои художника почти невесомы - они летают, зависают в воздухе. Любовь дарит им крыла, отрывает от земли и реальности.
Позже в дневнике художник сознается, что ни одной картины он не мог закончить без одобрения жены. «Прогулка» - теплая и радостная работа. Счастливый художник одной рукой держит любимую, своего журавля в небе, в другой руке синица - его творчество.
Любовь в лице одной женщины. Амедео Модильяни, «Портрет Жанны Эбютерн» (в 1918 г.)
Кокосовый орешек - так называли Жанну Ебютерн друзья Модильяни за яркий контраст белой кожи и каштановых волос. История любви Жани и Моде одновременно прекрасна и трагическая. Тридцатитрехлетний скандалист и обольстительность Модильяни познакомился с талантливой студенткой-художницей Жанной Ебютерн, когда той было лишь двадцать. Не обращая внимания на запрет родителей на союз с евреем, Жанна становится любовницей и музой Модильяни, проходит с ним вместе через бедность и годы тяжелой болезни Амедео, прощает ему обиды и грубости, рождает от него дочку. Жанна разбилась на смерть, выбросившись из окна дома родителей. Это было на следующий день после смерти Модильяни. Она была на девятом месяце беременности вторым ребенком.
Слепая любовь. Рене Магритт, « Влюбленные» (1928)
Магритт был подростком, когда его мама утонула, выбросившись из моста. В момент, когда ее тело на виду у Рене достали из воды, рубашка закрывала лицо покойной. Поговаривают, что этот факт отобразился на творчестве художника: он рисует русалку с головой рыбы и ногами женщины, часто скрывает на картинах лицо людей.
Сам Магритт был женатый раз и на всю жизнь: из Жоржеттою Бергер он прожил долгие 45 годы. Тринадцатилетнюю Жоржетту Рене впервые увидел на ярмарке, когда ему самому было только пятнадцать. Это была любовь с первого взгляда, но тогда судьба развела пару. Через семь лет они встретились опять, чтобы больше не расставаться. Утонченная и талантливая Жоржетта стала верной музой и критиком Рене: ей первой художник показывал свои работы, и к ее мыслям больше всего прислушивался.
«Влюбленные» или «Любовники», как еще иначе называют работу - метафора слепоты романтичной любви. Эти двое не видят не только ничего вокруг себя, но и не могут разглядеть истинного лица друг друга. Существует и другая версия картины: головы героев тоже закутаны в ткань, но «смотрят» на зрителя. Опытные искусствоведы не советуют трактовать эту картину только в контексте слепоты любви, ведь для любителя ребусов и загадок Магритта это слишком простое объяснение.
Неуравновешенная любовь. Пабло Пикассо, «Портрет Доры Маар с кошкой» (в 1941 г.)
У Пикассо было много романов, но Дору Маар по праву можно назвать самой яркой и самой загадочной женщиной в его жизни.
Она была в черных перчатках, расшитых розовыми цветами. Она развлекалась: положив ладонь на стол, быстро втыкала чем между расставленными пальцами. И вдруг промахнулась. Розовые цветы стали красными от крови. Такой Пикассо впервые увидел Дору Маар в кафе «Две кубышки». И сразу влюбился в ее руки с тонкими пальцами и длинными, словно когти, ногтями. Те перчатки он берег под стеклом вся жизнь.
Дора была умной и творческой женщиной, талантливым фотографом, поэтессой, представительницей парижской богемы того времени. Однако характер Маар отличался нервностью и неуравновешенностью. Дора часто впадала в истерики. Из-за этого на всех картинах Пикассо изображал любимую в слезах, хищных позах, с безумными глазами. Со временем психическое состояние женщины заострилось. Их отношения с Пикассо, которые длились почти 10 лет, подходили к концу. Побаиваясь, что женщина укоротит себе возраста, Пикассо и общие друзья настояли на лечении Доры в психиатрической больнице. То был финал. Дору впоследствии выписали, но их отношения с Пикассо больше не возобновились.
Картина «Дора Маар с кошкой» написана в годы оккупации Парижа. Тогда отношения Маар и Пикассо дали трещину. Художник позже сознается, что изображая тогда Дору, он видел в ней персонификацию войны. В настоящее время портрет считается одной из самых дорогих картин в мире. В 2006 году полотно пошло с молотка за 95,2 млн. долларов.
Сверхреальная любовь. Сальвадор Дали, «Атомная Леда» (в 1949 г.)
«Я люблю Галу больше отца, больше матери, больше Пикассо. И даже больше денег» - так Дали писал о любви своей жизни Елену Дьяконову, уроженке Казани, более известной как Гала. Женщина не отличалась канонической красотой, но имела исключительную харизму. И очень любила таланты. В прямом смысле: до знакомства с Дали Гала была замужней за поэтом Полем Елюаром и имела роман с известным сюрреалистом Максом Ернстом. Старше Дали на десять лет, Гала безошибочно разглядела в нем гения и стала его единственной натурщицей, музой и агентом на длинных 53 года. Это она титаническими усилиями создала ему круг богатых меценатов - рекламировала, убеждала, продавала. Это она научила Дали быть скандальным и экстравагантным.
На картине «Атомная Леда» воплощен мифологический сюжет. Зевс превратился в лебедя и прилетел, чтобы соблазнить греческую царевну Леду. У Сальвадора Дали этот миф изображен на оригинальном футуристическом фоне.
Коментарі: 1
1 Денз 13-03-2015 22:45
Буйной любви надо страшиться так же, как ненависти. Когда любовь прочна, она всегда ясна и спокойна.