
Новое представление Театра драмы и комедии учит любить и ценить жизнь
В чем смысл жизни? Над этим вопросом человечество дерется с тех пор, как Господь указал на двери Рая Еве и Адаму. Дерется вместе и в одиночку, когда — вдохновенно и рьяно, а когда — и так, чтобы было что делать, кто — публично и патетически, а кто — тихонько, на кухне, запивая эти размышления холодным пивом. И счастливый тот, кто своими мозговыми атаками уже «взял» правильный ответ: смысл жизни в том, чтобы жить, ценить каждое мгновение, каждую его микрочастицу. Новое представление Театра драмы и комедии «Наше местечко» — реальная соломинка для всех, кто эту простую истину пока еще осознал не до конца.
Режиссер Линас Зайкаускас увидел в пьесе американского драматурга Торнтона Уайлдера, который ушел из жизни почти тридцать лет тому назад, большую мудрость. Мудрость, какое большинство из тех, кто когда-либо держал в руках это произведение, банально охарактеризует картинками из быта обитателей провинциального местечка Гроверс-Корнерса, которое потерялось где-то в Америке, в штате Нью-Хемпшир. Утро 7 мая 1901 года, 5:45. В местечко прибывает скоростной бостонский поезд — жизнь стремительно летит вперед и ... замирает вагонами-комодами.
Пока еще на один лишь день, это в контексте вечности — не больше, чем маленькая остановка скоростного поезда в провинциальном местечке. Но не просто местечку, поселении, а в частице Вселенной, сюда даже письмо поступило с адресом: «Вселенная, планета Земля» и так далее... Две семьи живут в согласии и мире, воспитывают детей, выращивают цветы в своих палисадниках. Ведущий Лев Сомов так и объясняет зрителям: такие они, обитатели этого местечка, со своими проблемами, заботами, мечтами... Они рождаются и умирают, влюбляются и ходят к церкви, заботятся друг о друге, выдают газету и трепетно, осторожно, чтобы не расплескать, несут свою историю в будущее.
На сцене — деревянный минимализм. Лестница, чистые столы и стулья — их подлинность и естественность в «Нашем местечке» настолько знаковая, что настоящими кажутся даже условные манипуляции героев: молочник наливает молоко, семья завтракает за столом, мать и дочка нанизывают бобы на нить... В повседневных хлопотах, в ароматах сада и звуках летней ночи проходит юность, вырастают дети и соседки, миссис Гиббс (Ирина Мельник) и миссис Уебб (Ксения Николаева) уже женят своих Эмиле (Татьяна Круликовска) и Джорджа (Андрей Саминин), которых еще вчера выряжали к школе. Подобные переживания знакомые всем мамам, как и все мамы, обычно, осмысливают и фиксируют их для себя уже в прошедшем времени — никогда за хлопотами сполна насладиться этим действительно ответственным и прекрасным моментом.
«Наше местечко» после перерыва — это намного более динамически, более стремительное действо, которое неожиданно, а в то же время и ожидаемо, финиширует траурной процессией. Рожая первенца, умирает Эмиле. Пестро эмоциональная атмосфера «Местечка» волю режиссера и художника (дебют Дарии Николаевой, студентки Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры) уступает местом лаконично скорбному черно-белому миру. Стулья с крестообразными спинками, в белом — те, кто отошел в вечность, в черном — те, кто грустит за своими самыми дорогими людьми. Один стул — свободный, он предназначен для Эмиле. Девушка обреченно «направляется» к назначенному судьбой месту и ... просит Ведущего позволить ей хотя бы на мгновение вернуться в мир живых. Туда, где прекрасными были дни и ночи, где она любила и эта любовь была взаимной, где она так мечтала быть счастливой длинные-длинные годы... Ей позволяют, но в действительности так не бывают, и дерзость Эмиле наказанная взглядом матери. Еще молодой матери, которая смотрит оттуда, из прошлого, которое никогда не вернется, смотрит сквозь дочку, которой уже нет...
...Эту трогательно тревожную представление можно сравнить с сеансом психоаналитика. Наверное, все, кто побывал на нем, нетерпеливо будут относиться не только к суициду и его сторонникам, но и к такому невинному и очень современному понятию, как «депрессия». Какая может быть депрессия, когда жизнь такая прекрасная и такая короткая ...
КСТАТИ
Большая мудрость Торнтона Уайлдера
— Весь физический мир — это чистый лист, на котором мы пишем и стираем наши шаткие и переменчивые объяснение реальности.
— Время только кажется быстротекущей рекой. Он — быстрее, неподвижный, бескрайний ландшафт, а двигается взгляд, что его созерцает.
— Надежда — продукт нашего воображения. Отчаяние — также.
— Справедливость базируется на понимании всех обстоятельств.
— Письма, написанные от руки, теперь уже выглядят как приветствие из прошлого века.
— Ни один мужчина не сможет стать красивым отцом, аж пока он не научится понимать своего отца.
Людмила ОЛТАРЖЕВСКАЯ