
В столице провели восьмой киновидеофестиваль «Открытая ночь»
Бутылочная почта нашего кино, последний из могикан — так называют сегодня камерный киновидеофестиваль «Открытая ночь». Не в удобных апартаментах с огромным экраном, а, как всегда, ночью на обзорной площадке «Панорама» над Андреевским подъемом, он собирает преимущественно студенческую молодежь.
Экран, два на полтора метра, покачивается на ветре, гости примерзают к принесенным из галереи «Ателье Карась» деревянных стульев и раскрывают зонтики, потому что над их головами — дождевое и звездное небо. Жюри о 21.00 оставляет площадку, чтобы в комфортных условиях галереи «Ателье Карась» до утра просматривать hd фильмы онлайн и определять победителей. В четыре, когда всходит солнце, они поднимаются наверх пожать руки победителям. «Открытая ночь» не имеет финансовой поддержки государства, хотя среди ее организаторов — Минкультуры и Национальный союз кинематографистов. Победители в наилучшем случае получают видеокамеру и кассеты.
В худшем же, когда организаторам трудно найти спонсора, — новогодние хлопушки или еще какие-то игрушки. Кинорежиссер Михаил Илленко, основатель и арт-директор «Открытой ночи», пытался сделать все, чтобы хоть на восьмой раз она была похожа на показательный обзор нашего молодого киноискусства. Однако пока еще, как шутят журналисты, «Открытая ночь — дубль восемь» напоминает быстрее самодеятельные вылазки для сбора гербария в Красную книгу нашего кино.
Более чем скромный прием гостей, как всегда, компенсировало почтенное жюри: Иван Малкович, братья Капрановые, Владислав Ерко, Виталий Малахов. Тридцать четыре работы подали на рассмотрение жюри студенты КДИТМ им. Карпенка-Карого и Киевского Национального университета культуры и искусств. Награждать в этот раз их было чем — призовой фонд фестиваля вырос до 20 тысяч гривен.
Этой «Открытой ночи» изюминой стала «Ойра», которую снял сельский учитель Владислав Чабанюк, и фильм Анны Яровенко о съемке «Ойры». Правда, к пересмотру организаторы дали сокращенные варианты (из-за большого количества работ, представленных на фестивале), потому много моментов для тех, кто не видел эти фильмы, осталось непонятными. По той же причине не было лент известных режиссеров, а также исчез «Ретроспективный взгляд», где показывали украинскую классику.
Как и в прошлом году, все картины тяготели к видеоряду и стилю телерепортажу. Но если на «Открытой ночи — дубль семь» кино- и видеопродукция представлялась в соотношении приблизительно один до четырех, то «Открытая ночь — дубль восемь» была похожа на одну большую документальную хронику из творческих абстракций и символических идей. Например, Оксана Плисюк снимала времена года на площади Независимости. Улыбающиеся дети, бабушки с авоськами, дома строятся, те же дома разрушаются, демонстрации. Флаги разных цветов, памятники разных форм. Все это одновременно на экране, в разных ракурсах — просто Гринуей. Из таких лоскутов Оксана смонтировала свои «Времена года на Площади». Похожими по содержанию были ленты «День Украины в Украине» Романа Боднарчука и «Сны в городе» Максима Мехеды, хотя все трое заверяют, что не знали о том, что снимают их коллеги.
Символизму на фестивале тоже было хоть отбавляй. Например, Юрий Ластивка создал символ такого себе мечтателя, какой влюбленный в музыку Бетховена. Он больше всего стремится играть так, как Мастер. Но боится испортить мелодию, потому лишь включает магнитофон, слушает записи «Лунной сонаты» и представляет, что это играет он сам. Ученик Михаила Илленка Сергей Крутин пытался показать, как уживаются в одном человеке две совсем разных черты. Жил себе в мире судья. Одного осеннего дня он был на реке и увидел арбуз. Как был, в ботинках и длинном плаще, ринулся его ловить. Поймал, принес домой, целыми днями носился с тем арбузом, как малый ребенок, даже засыпал с ним. Но приходило время — и судья шел в суд, его лицо каменело, голос становился металлическим, судья рявкав: «Встать! Суд идет!»
Как говорит Михаил Илленко, учитель многих участников фестиваля, «каждый хочет закричать что-то свое, не конвейерное, и из-за этого их реплики и аргументы бывают абсолютно не понятными, хотя, иногда, и меткими. Просто жаль, что того, меткого, зритель часто не замечает».
Яркая тенденция восьмой «Открытой ночи» — переориентация на конкретного заказчика, в нашем случае — русскоязычного. Оно и не удивительно. Как сказала корреспонденту Юлия Галайчук, режиссер фильма «Бей, барабан», «приходит время, и романтика в горячих студенческих головах уступает место здоровому прагматизму. Хочется зарабатывать деньги. И если это нельзя сделать в Киеве, то легко — в Москве». В конечном итоге, кое-кто пытался обойти скользкий вопрос языка и ограничиться только языком кино — много работ снято вообще без слов, самими лишь визуальными средствами. Особенно это касается фильмов КДИТМ, поэтические кинотрадиции, следует думать, там втемяшивают неплохо. И, как утверждают братья Капрановые, «кино без слов — не такая уже и плохая штука. Потому что обычно студентам очень трудно говорить к зрителю. Это звучит неубедительно».
«Нужно также обратить внимание на то, — утверждает член жюри, художник Владислав Ерко, что уменьшается количество анимационных фильмов — четыре из тридцати четырех. И это при том, что наши аниматоры всегда отмечались особенной стойкостью при любых условиях. А то, что участников маловато и много из них в нескольких номинациях соревновались сами с собой, — вообще тревожная тенденция, которая продолжается из года в год...»
Восьмая «Открытая ночь» не создала сенсации, не стала и прорывом в кино. В конечном итоге, сколько лет уже проводится фестиваль, но ни об одном фильме из его колыбели мы и до сих пор не слышали. Однако, как утверждает директор издательства «А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА» Иван Малкович, двадцатилетние ребята и девушки, которые снимают на архаичной технике и допотопной пленке, растут. Они изобретают что-то свое, почему-то учатся. Полностью может быть, что маленькая площадка «Панорама» станет для них стартовым».
Алина СТРИЖАК