What in UA - Новини культури і мистецтва

Ночное кино на Андреевском спуске

Архівкінофестиваль
Дмитро КовальчукКоментарі: 0Перегляди: 261
3
грудня
2010
Ночное кино на Андреевском спуске

В столице провели восьмой киновидеофестиваль «Открытая ночь»

Бутылочная почта нашего кино, последний из могикан — так называют сегодня камерный киновидеофестиваль «Открытая ночь». Не в удобных апартаментах с огромным экраном, а, как всегда, ночью на обзорной площадке «Панорама» над Андреевским подъемом, он собирает преимущественно студенческую молодежь.

Экран, два на полтора метра, покачивается на ветре, гости примерзают к принесенным из галереи «Ателье Карась» деревянных стульев и раскрывают зонтики, потому что над их головами — дождевое и звездное небо. Жюри о 21.00 оставляет площадку, чтобы в комфортных условиях галереи «Ателье Карась» до утра просматривать hd фильмы онлайн и определять победителей. В четыре, когда всходит солнце, они поднимаются наверх пожать руки победителям. «Открытая ночь» не имеет финансовой поддержки государства, хотя среди ее организаторов — Минкультуры и Национальный союз кинематографистов. Победители в наилучшем случае получают видеокамеру и кассеты.

В худшем же, когда организаторам трудно найти спонсора, — новогодние хлопушки или еще какие-то игрушки. Кинорежиссер Михаил Илленко, основатель и арт-директор «Открытой ночи», пытался сделать все, чтобы хоть на восьмой раз она была похожа на показательный обзор нашего молодого киноискусства. Однако пока еще, как шутят журналисты, «Открытая ночь — дубль восемь» напоминает быстрее самодеятельные вылазки для сбора гербария в Красную книгу нашего кино.

Более чем скромный прием гостей, как всегда, компенсировало почтенное жюри: Иван Малкович, братья Капрановые, Владислав Ерко, Виталий Малахов. Тридцать четыре работы подали на рассмотрение жюри студенты КДИТМ им. Карпенка-Карого и Киевского Национального университета культуры и искусств. Награждать в этот раз их было чем — призовой фонд фестиваля вырос до 20 тысяч гривен.

Этой «Открытой ночи» изюминой стала «Ойра», которую снял сельский учитель Владислав Чабанюк, и фильм Анны Яровенко о съемке «Ойры». Правда, к пересмотру организаторы дали сокращенные варианты (из-за большого количества работ, представленных на фестивале), потому много моментов для тех, кто не видел эти фильмы, осталось непонятными. По той же причине не было лент известных режиссеров, а также исчез «Ретроспективный взгляд», где показывали украинскую классику.

Как и в прошлом году, все картины тяготели к видеоряду и стилю телерепортажу. Но если на «Открытой ночи — дубль семь» кино- и видеопродукция представлялась в соотношении приблизительно один до четырех, то «Открытая ночь — дубль восемь» была похожа на одну большую документальную хронику из творческих абстракций и символических идей. Например, Оксана Плисюк снимала времена года на площади Независимости. Улыбающиеся дети, бабушки с авоськами, дома строятся, те же дома разрушаются, демонстрации. Флаги разных цветов, памятники разных форм. Все это одновременно на экране, в разных ракурсах — просто Гринуей. Из таких лоскутов Оксана смонтировала свои «Времена года на Площади». Похожими по содержанию были ленты «День Украины в Украине» Романа Боднарчука и «Сны в городе» Максима Мехеды, хотя все трое заверяют, что не знали о том, что снимают их коллеги.

Символизму на фестивале тоже было хоть отбавляй. Например, Юрий Ластивка создал символ такого себе мечтателя, какой влюбленный в музыку Бетховена. Он больше всего стремится играть так, как Мастер. Но боится испортить мелодию, потому лишь включает магнитофон, слушает записи «Лунной сонаты» и представляет, что это играет он сам. Ученик Михаила Илленка Сергей Крутин пытался показать, как уживаются в одном человеке две совсем разных черты. Жил себе в мире судья. Одного осеннего дня он был на реке и увидел арбуз. Как был, в ботинках и длинном плаще, ринулся его ловить. Поймал, принес домой, целыми днями носился с тем арбузом, как малый ребенок, даже засыпал с ним. Но приходило время — и судья шел в суд, его лицо каменело, голос становился металлическим, судья рявкав: «Встать! Суд идет!»

Как говорит Михаил Илленко, учитель многих участников фестиваля, «каждый хочет закричать что-то свое, не конвейерное, и из-за этого их реплики и аргументы бывают абсолютно не понятными, хотя, иногда, и меткими. Просто жаль, что того, меткого, зритель часто не замечает».

Яркая тенденция восьмой «Открытой ночи» — переориентация на конкретного заказчика, в нашем случае — русскоязычного. Оно и не удивительно. Как сказала корреспонденту Юлия Галайчук, режиссер фильма «Бей, барабан», «приходит время, и романтика в горячих студенческих головах уступает место здоровому прагматизму. Хочется зарабатывать деньги. И если это нельзя сделать в Киеве, то легко — в Москве». В конечном итоге, кое-кто пытался обойти скользкий вопрос языка и ограничиться только языком кино — много работ снято вообще без слов, самими лишь визуальными средствами. Особенно это касается фильмов КДИТМ, поэтические кинотрадиции, следует думать, там втемяшивают неплохо. И, как утверждают братья Капрановые, «кино без слов — не такая уже и плохая штука. Потому что обычно студентам очень трудно говорить к зрителю. Это звучит неубедительно».

«Нужно также обратить внимание на то, — утверждает член жюри, художник Владислав Ерко, что уменьшается количество анимационных фильмов — четыре из тридцати четырех. И это при том, что наши аниматоры всегда отмечались особенной стойкостью при любых условиях. А то, что участников маловато и много из них в нескольких номинациях соревновались сами с собой, — вообще тревожная тенденция, которая продолжается из года в год...»

Восьмая «Открытая ночь» не создала сенсации, не стала и прорывом в кино. В конечном итоге, сколько лет уже проводится фестиваль, но ни об одном фильме из его колыбели мы и до сих пор не слышали. Однако, как утверждает директор издательства «А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА» Иван Малкович, двадцатилетние ребята и девушки, которые снимают на архаичной технике и допотопной пленке, растут. Они изобретают что-то свое, почему-то учатся. Полностью может быть, что маленькая площадка «Панорама» станет для них стартовым».

Алина СТРИЖАК

«Наш городок» как альтернатива психоаналитике
Ода дому как «Последний штрих прошлого тысячелетия»
Поділіться в соцмережах:twitter.com facebook.com blogger.com livejournal.ru
Ще записи на тему
В Киеве пройдет фестиваль авторского кино
В Киеве пройдет фестиваль авторского кино
Фестиваль «Британский театр в кино»
Фестиваль «Британский театр в кино»
Украинский зритель нуждается в качественном украинском кино
Украинский зритель нуждается в качественном украинском кино
«Как снять кино» ответы Любомира Левицкого
«Как снять кино» ответы Любомира Левицкого
Залиште коментар!

Коментар буде опубліковано після перевірки

Ви можете ввійти за допомогою свого логіна або зареєструватися тут.

(обязательно)

  • Афіша подій
  • Кіно і Театр
  • Музика
  • Образотворче мистецтво
  • Декоративно-прикладне мистецтво
  • Література
  • Людина і суспільство
Останні записи
  • МʼЯТА презентує “На нервах”: музична історія крихкості та незламних почуттів
  • «0,5 | Навпіл» – виставка творів кераміки Леоніда Нагірняка
  • Виставка «Параска Власенко. Симфонія кольору і орнаменту» до 125-річчя видатної художниці
  • Вова Циган – як 17-річний вуличний співак з Тернополя підкорив TikTok і розвіює стереотипи про ромів
  • Коли колір розкриває душу – виставка «Жіноча енергія» Валентина Метика
  • Головна
  • Про сайт
  • Коментарі
  • Підтримати сайт
  • Контакти
  • Архів
×
Пошук по сайту
© What in UA Новини культури та мистецтва, 2025.