
На первый взгляд, творческий замысел художника из Винницы Владимира Козюка оригинальностью не поражал. Художник всего лишь решил осуществить ряд путешествий в разные уголки Подолья в поисках старых домов под соломенными крышами, которые еще кое-где сохранились, и нарисовать цикл их «портретов». Однако когда проект приобрел законченную форму и вышел «на люди» в виде тематической персональной выставки «Последний штрих прошлого тысячелетия», которую открыли в художественном зале областного краеведческого музея, он не мог не зацепить ностальгических струн во многих душах.
«Это то село, из которого я вышел», — доверчиво и немножко сентиментально сказал мне на вернисаже один из друзей. Он и не догадывался, что почти дословно повторил мои собственные мнения, вызвав в памяти по-детски яркие картины того, как когда-то перешивали снопы на доме нашей соседки, бабы Марии. Но когда-то было — в 1963-ом? В 1965-ом ли? И остались ли до сих пор где-нибудь умельцы, способные перешить дом, вывести верх так, чтобы потом дожди не затекали? Вероятно, отошли они вместе со старыми домами, которых остались единицы, потому на нескольких картинах изображены здания, явно покинутые обитателями, с полупроваленными крышами, с зияющими пустотой окнами. Действительно — последние архитектурные штрихи прошлого.
И выписал их Козюк с настоящей любовью: одни белыми корабликами тонут в летнем буйном изобилии травы, прячась под кронами ясеней, другие затаились посреди зимней тишины, обложенные кукурузой, чтобы не так замерзли. А, чтобы ни у кого из посетителей не возникало сомнению, что изображено является не плодом воображения художника, а у него существуют реальные прототипы, автор дополнил малярную экспозицию документальным фоторядом, в котором их легко узнать. В конечном итоге, и от самих названий полотен — «Дом бабы Васки», «Дом бабы Фросины», «Дом деда Николая» — веет настоящей человеческой добротой.
«Знаете, лет через пятнадцать-двадцать эти картины будут на вес золота. Потому что самих домов не останется, рисовать не будет из чего — останется только память о них». Эта фраза прозвучала в обсуждении после выставки в узком художническом кругу и поневоле подтолкнула к мысли, что корни художественного успеха кроются, вероятно, не в экстраоригинальности, а в умении почувствовать глубинный дух народа и то, как он преодолевает время. Именно это поразительно точно почувствовал Владимир Козюк.
Виктор МЕЛЬНИК