
24 февраля — 40 лет со дня смерти Александра Архипенко
Из давних, еще княжеских, времен украинские художественные достижения оставили заметный след в европейской культурной среде. Страницы европейской истории засекли имена Алипия Печерского, Андрея Русина, придворного маляра польского короля Ягайла (XV век), художников XVIII века Дмитрия Левицкого, Владимира Боровиковского, наших почти современников киевлян Казимира Малевича и Олександры Екстер, харьковчанина Владимира Татлина, херсонца Давида Бурлюка...
Но ни один из украинских художников не сделал более весомый взнос в мировую художественную культуру, чем Александр Архипенко (1887—1964).
Эмоциональный вихрь чистого искусства
Он был одним из тех, кто, наследуя Прометея, вышел за каноны общепринятого, расширил пределы восприятия человеком окружающего мира. Он стал величиной мирового масштаба, мастером, который приобрел планетарное признание.
Историки культуры называют его гением среди скульпторов XX века, имя которого вспоминается в обществе из Матиссом, Пикассо, Нехваткой, Леже, Дюшаном, Мондрианом, Малевичем, Кандинским, Филоновым. Его произведениями гордятся самые славные музеи мира: Центр Помпиду в Париже (знаменитый Бобур — Beau Bourge), музей Modern Art и галерея Соломона, Гуенгайма в Нью-Йорке, музее Москвы, Стокгольма, Берлина, Тель-Авива.
При жизни и после смерти он имел несколько сотен выставок в Европе и Америке, где признанный волшебником скульптуры. Первый кубист в этом виде искусства, своего рода Пикассо от скульптуры, Архипенко был неопровержимым авторитетом для многих авторов. После его новаторских достижений скульптура уже не могла оставаться такой, которой была до сих пор. Всем своим творчеством он утверждает кредо Жоржа Брака, первого идеолога кубизма: «Чувства разрушают, ум строит».
Но родина славного скульптора вспомнила имя своего сына лишь в последние годы. Два года тому назад в Национальном художественном музее Украины его произведения были показаны впервые (!) в истории нашего искусства. А к этому наследством мастера его украинские потомки могли с восторгом и гордостью миловаться, рассматривая альбомы самых выдающихся музеев мира и буклеты самых престижных зарубежных выставок.
Скульптуры Архипенко, выставленные на Венецианском бьеннале в 1920 году, были проклятые тамошним католическим собранием. Деформация человеческого тела, образа и подобия Всевышнего, выпадала с покорно-самонеуважительного отношения к самим себе, которое подобает истинно христианской душе. Из-за этого, собственно, не стали своими ни Ель-Греко, ни Гойя, ни любое отклонение от академических канонов, гротеск или пародия, любовь к жизни, не такая, как разрешено. А Александр Архипенко, сегодняшний язычник от искусства, слишком откровенно увлекался жизнью, человеком, его возможностями. Говорил ливанский поэт Халиль Джебран: «Жемчужина — храм, построенный болью вокруг песчинки. Какие же страдания построили наши тела и вокруг каких песчинок?»
Почувствовать общечеловеческую, космическую ответственность творческой потуги, разжечь свой подъем к степени неразрывного слияния духа и материи, когда напряжение внутреннего естества материализуется в конкретную пластичную сущность — именно эту миссию и поставил целью Александр Архипенко. Сына преподавателя Киевского университета (где и родился, как он, шутя уточнял), внука иконописца берегла и поощряла судьба. Интересный к изобретательству, самой достойной среди земных искушений, он был обречен на поиск недосягаемого, создания неописуемого, постоянное испытание своей титановой прочности.
Проучившись четыре года в Киевском художественном училище, он отправляется в Москву, а через год, в 1908-ом, в Париж, где его друзьями становятся Пикассо, Нехватка, Леже, Модильяни. Благодаря интуиции Гийома Аполлинера, известного открывателя талантов, Архипенко стал известен как неординарный художник, который заявил о себе в Салоне независимых художников в 1910—11 годах. В залах Лувра его растрогала вовсе не Венера Милоска, не Джоконда, не Роден... Он знакомится с миром архаичного африканского искусства, наивного и открытого гимна жизнеутверждающей силе эросу, жажды к жизни, торжеству чистых стихий, движения, земли, воды, огня. Визуальный радужный поток сознания, насыщенный материализованным медитативным джойсевским кипением мыслей, пленял его, пристыдив тогдашний цветовой аскетизм европейской живописи. Мастер, воспитанный на многовековых традициях европейского искусства, как ошарашенный неофит осознает, что именно этот эмоциональный вихрь и имеет право зваться чистым искусством. Ведь он не стреножен причудливыми условностями и искусственными схемами нудной западной культуры, которая ищет утонченного декора своему клинически обреченному извращению, наподобие вызывающих тряпок и пудовых слоев «штукатурки» для прикрасы своих никому не нужных истерий.
И главное, что осознал молодой скульптор, — именно тайна мира, его неисчерпаемость и является стимулом к познанию. Даже ценой риска для жизни. Это и является свободой, которая устанавливает законы общения художника с миром. Они преодолевают стремление мира получить от художника все изложенным, как на ладони.
Недосказанность, загадка, символ, эмоциональное переживание неизведанного. Именно это и становится импульсом для творчества, поиска, дерзанья, которое, в конечном итоге, и делает нас лучшими.
Вселенная, как писанка
Изобретен им стиль полихромной скульптуры, пластики, покрытой радугой цветов, — скульптурорисование, динамический угластый кубофутуризм, предоставляет формам и цветам не только пространственного, но и часового измерения. А это роднит его скульптуру с музыкальной композицией, расширяет к четырехмерной мир музыкально цветных ассоциаций Чурлениса или Скрябина. Этот стиль становится иллюстрацией звукового наполнения мира, которое поэтически выразил Аполлинер, предоставляя громким звукам нашего языка соответствующих цветных признаков. Если, по академической традиции, которая идет от античной Греции, скульптура начинается там, где материал касается пространству, то нынешнее представление о пространстве благодаря усилиям Эйнштейна (с каким Архипенко, кстати, был знакомый) радикально изменилось. Наш земляк стал одним из первых, кто начал экспериментировать с идеей динамического пространства. Когда пространство начинает преобладать над материей, скульптура в традиционном понимании перестает существовать.
Александр Архипенко стал переводчиком языков давних культур на язык современного искусства. Именно архаика, магическое искусство, его ритмы бессмертия чувствовала тогдашняя растерянная Европа, которая осунулась, барахтаясь у шмарклях декаданса. Поиск нового стал творческим кредо художника, который исповедовал идею, выраженную отцом даосизма Чжуан-Цзи: «Там, где есть изменения, есть жизнь». Его скульптура, абстрактная и сюрреалистическая, которой уже тесно в пределах изобразительного искусства, вобрала у себя нелукавое детское мировосприятие Африки, завораживающую давность трипольской культуры, мистерический экстаз, утонченность пифагорейской Эллады, космизм древнеегипетского сонцепоклонения, влияние загадочного и молчаливого Востока. По убеждению Архипенко, толчком к творчеству становится не присутствие, а именно отсутствие чего-то.
Немного вы встретите таких загадочных скульптур, как его. Женщина, которая моет волосы (из национального музея Львова) — само воплощение мистической неуловимости, нового пространственного измерения. Художественное произведение становится паузой, остановкой в часовом и пространственном потоке, его «времяразделом», новым мироустройством, организованным собственными руками, микрокосмическим отражением и продолжением этого мира. Еще Моцарт высказывался, что из всех тонкостей музыкального искусства самым тяжелым для овладения является ощущение паузы, недосягаемое иногда даже для маститых композиторов. Архипенко стал «поэтом Пустоты», мастером композиционного интервала как первичной формы именно потому, что поставил перед собой цель, достойную усилий, которые он готов положить на алтарь Искусства. За этой целью всех творцов он видел родство культур. Однажды в музее Трокадеро, увидев деревянную тарель с украинским орнаментом, с удивлением услышал, что вещь откуда-то из Океании. Скульптурные традиции разных эпох и народов, которые пережили часовые буревалы, являются наибольшим свидетельством родства «вещей далеких».
Определено, под воздействием взрыва сознания довоенного экспрессионизма после 1910 года появляется его «Медрано», человекообразный механизм из стекла, дерева и металла, первый в XX веке робот. Уже в 70-ые годы идея «искусства движения» воплотилась во множество разножанровых «мобилей», в творения известного французского авангардиста Жана Тенли. В 20-ые годы скульптор создает «машину подвижного искусства», своеобразный механический дисплей, назвав ее «Архипентурой», где фрагменты живописных произведений двигаются вроде современных слайдовых фильмов, воспроизводя сочетание пространства и времени. Одним из популярных материалов для него стал также плексиглас, подсвеченный изнутри, прозрачный, эзотерический, на взгляд Архипенко, свидетель бесконечности мира, который наталкивает на идею абстрактного, а не на жесткую материальность непрозрачных материалов.
Модуляции света и прозрачности стали одним из главных методов архитектуры XX века. Одним из самых популярных образов его скульптуры стало зеркало, символ загадочности бытия, которое имеет свое зазеркалье — потустороннее бытие.
В 1921—1923 годах Архипенко жил в Берлине, где, как и в Париже, учредил художественную школу. Потом, до конца жизни, — США. В 1949 году его произведения кому-то из конгрессменов даже показались инспирированными марксизмом, опасными для общества. Гитлер просто уничтожил их. В то же время в СССР власть изъяла его произведения из музеев, объявив их «буржуазной прихотью». В 1952 году были уничтожены две картины и скульптура из Львовского собрания, презентованного автором, который стал членом Львовской ассоциации независимых украинских художников. Немного из работ, какие сохранились-таки в Украине, уцелели благодаря мужеству и смекалке тогдашних работников музеев: их представили, как работы неизвестного автора.
Венецианские гондольеры в полумраке запутанных каналов и поныне окликают друг друга любым звучным словцом. В 1920 году, в дни традиционного наплыва публики на такое массовое зрелище, как бьеннале, над каналами Венеции можно было услышать то, которое было «на слуху» у славного города: «Arhipe-e-e-e!..» Остается надеяться, что так когда-то будет и на его родине . Ведь нам этот пароль-фамилия может стать куда большим поводом для гордости, и в конечном итоге — явлением культурной обиходности. Виталий Коротич как-то назвал Украину «центробежной страной», поскольку она, как будто центрифуга, разбросала собственных детей по мирам и нечасто вращающаяся, чтобы посмотреть, где и как устроили они свою жизнь, которая творится с ними в настоящий момент. Имя Александра Архипенко, которое из остервенением искоренялось из памяти украинцев, сегодня стало важным поводом для раскаяния нашей культуры. Дань уважения к этому гражданину мира стала подтверждением наших творческих сил, основанием для самоуважения. Ведь культура, которая не претендует и не воспитывает себя в стремлении ко всемирным масштабам, обречена стать провинциальной.
Андрей ШЕСТАКОВ
Коментарі: 1
1 artlover 03-04-2012 00:26
Недавно вышла книга Ирины Азизян "Александр Архипенко". Это первое на русском языке исследование творчества выдающегося скульптора XX века. Детально проанализирован весь творческий путь скульптора – от первых гипсовых опытов до бронзовых скульптур, выполненных в США в 60-х. Произведения Александра Архипенко сопоставляются с произведениями крупнейших представителей мирового авангарда – Жака Липшица, Осипа Цадкина, Генри Мура и др. Реконструируется и анализируется педагогическая система художника и многое другое.
Купить книгу можно тут: http://www.artlover.com.ua/node/3199