
В данной статье предлагаем читателям ознакомиться с опытом США относительно цензуры в детской литературе и путями противодействия этому явлению, которые активно внедряются в данной стране.
Усилия американских правозащитников, библиотекарей, исследователей и педагогов, посвященные популяризации чтения среди детей и отстаиванию права на интеллектуальную свободу, могут быть хорошим примером для Украины.
Кто запрещает книги в Штатах
Как свидетельствует статистика, США в настоящее время являются одним из мировых лидеров на рынке детской литературы. Объемы книг для детей и подростков, которые ежегодно выходят печатью в этой стране, поражают: по данным, опубликованным в Bowker Annual Library and Book Trade Almanac, в 2009 году в США было начислено 22,395 новые заглавия детских изданий и 5,028 - подростковых, в 2010 году - 20,100 детские и 4,939 подростковые. Чрезвычайно развитая отрасль и исключительная сосредоточенность педагогов и библиотекарей на детской и подростковой литературе соседствуют здесь с современными, специфическими проявлениями цензуры, в результате которой отдельные книги обжалуются и вытесняются из полок библиотек и школьных программ. По данным Американской библиотечной ассоциации (ALA), в 2009 году было зафиксировано 460 случая таких обжалований, 2010-го - 348 случаи, 2011-го - 326. В целом за период с 1990 по 2010 год ALA имеет данные о 10,676 случаях книжных запретов. Некоторые из них являются классическими случаями цензуры в наихудших ее проявлениях, отдельные случаи имеют анекдотическую природу, но большинство является специфической формой родительского контроля, к которой можно относиться по-разному.
Украина как страна с тоталитарным прошлым знает о цензуре в детской литературе не по слухам. Однако если в СССР инициатором и внедрением книжных репрессий была государство, то в США ситуация кардинально противоположная. С юридической точки зрения, ни одна книга здесь не является запрещенной. Это гарантировано Первой поправкой к Конституции Соединенных Штатов, которая провозглашает общие свободы американской нации: "Конгресс не имеет права выдавать законы относительно внедрения любой религии или запрета свободно исповедовать ее, а также не имеет права выдавать законы, которые ограничивают свободу слова, печати и права народа мирно собираться и обращаться к правительству с просьбой устранить какую-то несправедливость". Хоть это и парадоксально, цензура в США является прямым следствием успешной работы именно демократических механизмов. Идет речь о том, что родители, родительские комитеты, общественные объединения по вопросам образования или религии имеют возможность влиять на учебные программы детей в школе и даже на то, какие книги увидит на полке их ребенок, войдя в библиотеку. В частности, они могут подать официальную письменную жалобу в школу или библиотеку с просьбой устранить данную книгу "из поля зрения" детей по причине ее неоднозначного содержания. Школа или библиотека в большинстве случаев прислушивается к их мыслям.
По данным ALA, с 1990 по 2010 год главными инициаторами книжных запретов были: 1) родители - 6103 случаи, 2) покровители школы - 1450 случаи, 3) директор, администратор - 1059 случаи. В то же время запретов, инициированных религиозными группами, меньше: 150. Подавляющее количество случаев обжалований и запретов касались школьных программ, школьных библиотек и публичных библиотек.
Интересно, что в Соединенных Штатах возникают специальные общественные объединения родителей, которые агитируют за запрет ряд произведений в школьной программе, школьных и общественных библиотеках. Для примера, PABBIS (Parents Against Bad Books in Schools/Родители против плохих книг в школах) заключила так называемый "Список над списками" из 1350 книг, которые, по мнению членов этой группы, детям и подросткам читать нельзя. До этого перечня вошли такие признанные в целом мире тексты, как "1984″ Джорджа Оруэлла, "Улисс" Джеймса Джойса, "Властелин колец" Дж.Р. Р. Толкиена, "Шум прибоя" Юкио Мисими и др.
Почему запрещают книги
В рейтинге оснований, через которые попадает та или другая книга в немилость у отдельных граждан США, за последние 20 лет определились четыре неопровержимых лидера. Почетное четвертое место занимает мотивация «жестокость». На практике мы видим, что под жестокостью часто понимают очень разные и противоречивые вещи. Для примера - книга в рисунках итальянского иллюстратора Роберто Инносенти (Roberto Innocenti) «Роуз Бланш» (Rose Blanche) (в 1985 г.). Время от времени она попадает в список «запрещенных книг» США благодаря иллюстрациям, которые в деталях передают культуру нацистов и ужасное разрушение, которого они нанесли городу девочку Роуз. Освещая серьезные вопросы войны и террора, текст и рисунки сопровождаются коротким объяснительным текстом психолога, в котором презначаетсяя, как правильно взрослому донести эту книгу к ребенку. Став свидетелем страшных событий, Инносети считает, что от детей не стоит скрывать правды. Книга рассчитана на читательскую группу «8+», впрочем взрослые привыкли к тому, что книга в рисунках предназначена для маленьких читателей, и неосторожно дают ее малышам. Само неумение взрослых подойти к чтению книги в рисунках стало причиной того, что она и попадала в список «запрещенных» книг. Хотя история Роуз - это история не только девочки, которая видит жестокие события собственными глазами, это и история человечества и добрая демонстрация разрушительного влияния идеологии.
Хрестоматийным примером запрета через специфически истолкованную « жестокость» может быть ситуация с классикой американской детской литературы - книгой выдающегося иллюстратора и писателя Мориса Сендака (Maurice Sendak) «Где живут диковиська» (Where the Wild Things Are) (в 1963 г.). Работы Сендака выделяются инновационным подходом к иллюстрациям и нестандартностью. Выйдя печатью 1963 года, «Где живут диковиська» пользовались неизменной популярностью среди читателей. Впрочем, книгу запрещали из-за того, что в одном из эпизодов главный герой Макс не слушается мать и кое-что агрессивно привередничает. По мнению некоторых родителей, такое проявление чувств не является допустимым, а следовательно, подобных книг, по их мнению, лучший избегать.
На третьем месте в рейтинге оснований для запретов книг - «несоответствие возрастной группе». Мы уже увидели, как это происходит, на примере «Роуз Бланш». На втором месте - «обидчивые высказывания». Лидирует же в жалобах наличие в книгах сцен, элементов или образов сексуального плана. Яркой иллюстрацией часто преувеличенной родителями опасности здесь может быть «история с ковбоем». В конце мая 2012 года родители школьного округа Аннвиль-Клеона, штата Пенсильвания, обратились к школьному совету с требованием запретить книгу в рисунках американской писательницы Ами Тимберлейк (Amy Timberlake) и иллюстратора Адама Рекса (Adam Rex) «Грязный ковбой» (The Dirty Cowboy) (в 2003 г.), которая в 2004 году была отмечена наградой «Золотой змей» (Golden Kite Award) за качество и изысканность иллюстраций. Книга «Грязный ковбой» - чудесный пример юмора и поэтики абсурда в детской литературе. Главный герой - неряха-ковбой, который однажды решил помыться в реке. В юмористической традиции описывается процесс того, как он снимает одежду и что он находит в ней: грязь, пыль, жуков. Когда же ковбой выходит чистым из реки, пес не узнает своего хозяина. Эта книга апеллирует и к юному, и к взрослому читателю, потому что наделена не только блестящим юмором, но и мастерски проиллюстрирована. Цвета и тональность хорошо передают естественный ландшафт, в котором живет главный персонаж, мелкие детали передают его внешность. В чем проблема с этим текстом? Группа родителей во главе с религиозным активистом попросили школьный совет запретить книгу через иллюстрации, на которых изображены обнаженные части тела ковбоя. Интересно, что некоторые библиотекари прониклись этим и провели опрос среди детей. Оказалось, что книга детям нравится, ведь грязный ковбой подчас хорошо иллюстрирует их самих после активной прогулки. Дебаты относительно запрета «Грязного ковбоя» в школе длятся до сих пор.
Исследования показывают, что учителя менее склонные выбирать для учеников книги, в которых фокусируется внимание на женщинах, социальных маргиналах, расовых или этнических группах, представители которых не принадлежат к европейскому типу. Порою мотивацией в отдельных случаях может быть страх травмировать ребенка жестокими реалиями. Для примера, под запрет в свое время попала книга Ив Бантан (Eve Buntung) "Лети домой" (Fly Away Home). Это история о бездомном отце и сыне, что проживают в аэропорту. Перебираясь из терминала в терминал, они стараются, чтобы их не заметила полиция. Однажды, когда на мальчишечьих глазах птичка вырывается из терминала-ловушки на волю, в его сердце зарождается надежда, что все поменяется к лучшему.
Примером «расовой дискриминации» книги может быть история с контроверсионной «Свадьбой кроликов» (The Rabbits' Wedding) (в 1958 г.). По словам исследователя детской литературы Леонарда Маркуса (Leonard S. Marcus), она долго возглавляла списки «запрещенных» книг. В этой истории в рисунках от Гарта Вильямса (Gartha Williams) главные герои - черный кролик и белая крольчиха - влюбились и решили жениться. Книга помогает детям лучше понять первые симпатии, путь к любви и семье, общность и разность интересов. Впрочем белый и черный кролики для общественного мнения США конца 50-х - 60-х гг. символизировали еще и неприемлемую свободу выбора и вседозволенность.
Отдельные случаи запрета книг имеют полностью анекдотическую природу. Вот например, книга американского писателя Билла Маритна Младшего (Bill Martin Junior) и хорошо известного в англоязычном мире иллюстратора Эрика Карла (Eric Carle) «Бурого медведю, бурый медведю, что ты видишь»? (Brown Bear, Brown Bear, What do You See?). Эта книга-игра для читательской группы «4+» на книжном рынке США и других стран уже свыше сорок пять лет и переведена многими языками мира. Бурый медведь - главный герой ритмичного стиха, который позволяет ребенку и взрослому поиграться в игру. Например, взрослый читает вопрос «Бурый медведь, бурый медведь, что ты видишь»? Текст подает ответ: «Я вижу красную птичку, которая смотрит на меня». Крупноформатная книга с яркими рисунками предлагает ребенку не только развить внимание, фиксируя ее на тех или других персонажах, изображенных на рисунке, но и всячески поощряет ее ставить вопрос и искать на них ответа, листая страницы, чем содействует развитию эстетического чтения и расширяет культуру чтения в целом. Не удивительно, что юные читатели обычно знают текст наизусть и часто воссоздают его. Детям также очень близкие иллюстрации Карла, потому что напоминают собственноручно сделанные рисунки или аппликации, поэтому малым читателям книга приходится по вкусу.
Интересно, что невзирая на надлежащий эстетический уровень эта книга попала в список нежелательных. В январе 2010 года Техасский совет образования запретил ее, поскольку имя писателя Билла Мартина совпадает с именем Билла Мартина - профессора философии, исследователя марксистской теории, автора книги «Этнический марксизм: безусловный императив освобождения» (Ethical Marxism : The Categorical Imperative of Liberation). Пэт Харди (Pat Hardy), член Техасского совета образования, решил внести эту книгу к списку запрещенных книг за ее критику капитализма и американского общества. Причиной такого решения Харди стала путаница с именами и фамилиями: в действительности он и мысли не имел, что оба Мартини не были ни родственниками, ни знакомыми. Также Харди не смог проверить содержание книги и ее художественную ценность.
От осторожности к холивору один шаг
С небольшим отрывом от четверки лидеров в списке распространенных причин для запретов книг идут «оккультизм» и «пропаганда гомосексуализма». Относительно последней имеем очень яркий пример. В течение нескольких лет до топ-10 наиболее репрессированных книг в США стандартно входит история «И Танго делает трио» (And Tango Makes Three). Повествование вышло печатью 2005 года в издательстве Simon & Schuster. История создана профессором психиатрии Колумбийского и Корнельского университетов Джастином Ричардсоном (он также является автором книги «Все, что вы никогда не хотели, чтобы ваши дети знали о сексе (Но боялись, что они спросят)» (Everything You Never Wanted Your Kids to Know About Sex (ButWere Afraid They'd Ask)), драматургом Питером Парнеллом и иллюстратором Генри Колом на основе реальных событий, которые случились 1998 года в зоопарке.
Двое пингвинов-самцов Рой и Село все время проводили вместе, с тех пор, как заметили друг друга. Они даже пытались высидеть яйцо, выбрав в его качестве обычный камень. Конечно, природа им не позволила иметь потомков: они - «нетрадиционная» пара. Впрочем один из работников зоопарка подбросил пингвинам яйцо другой, «традиционной» пары пингвинов. Вскоре в Роя и Село «родилась» Танго. Согласно книге, с тех пор папочки Рой и Село заботятся о своем пингвиненке и дружат с другими пингвинами.
Невзирая на незаурядную художественную стоимость иллюстраций и оформление, книга отпугивает многих читателей своим содержанием. Родители и педагоги начинают даже относительно нее определенные «культурные войны». Ведь книга затрагивает вопрос не только мультикультурного плана и проблематику социальной справедливости, но и идеологию семьи, а именно - вынуждает взрослых отвечать детям, что такое традиционная семья, и есть ли такое понятие вообще, создавалось ли оно и изменялось в зависимости от общественной мысли. Официальные причины для запрета: противоречит религиозным вероисповеданием, не отвечает возрастным группам, побуждает к пониманию «запрещенных» вещей. Впрочем здесь же важно отметить, что книга была отмечена несколькими престижными премиями, в частности наградой Ассоциации американских библиотек.
По данным ALA, в 2004 году из десяти наиболее дискриминированных в США книг три касались темы гомосексуализма. Борьба против такой литературы в отдельных штатах достигла уровня законодательных инициатив. Например, в феврале 2005 года законодатель штата Алабама Джеральд Аллен активно лоббировал законопроект, согласно которому школьные библиотеки не имели права закупать книги, в которых есть намеки на гомосексуальные отношения, или же если их авторами являются геи. За такой логикой молодежь лишали права познакомиться с произведениями Теннесси Вильямса, Трумена Капоте, Гора Ведала и др. Конгрессмен Аллен также призывал осуществить ревизию классики литературы, в частности запретить отдельные тексты Шекспира. В ответ на вопрос, что он сделает из "больше ненужными" книгами, Аллен ответил: "Я думаю, нам следовало бы выкопать большую яму, сложить их туда и похоронить".
Впрочем настоящие "священные войны" в США начинаются вокруг тех или других книг в жанре фентези или мистики, обвиненных в оккультизме ревнителями из отдельных религиозных групп. Украинские читатели хорошо помнят резонанс в СМИ вокруг подобных упреков в сторону "Гарри Поттера". А вот американцам и британцам пришлось в свое время стать свидетелями сжигания романов Роулинг. Такие инциденты регулярно фиксировались с 2001 по 2005 годы в США и Великобритании. В августе 2003 года в репортаже из одной из таких акций цитировались слова пастора из Мичигана, который утверждал, что книги наподобие "Гарри Поттера" "прославляют занятие магией и чарами и приводят людей к поклонению сатане". Еще раньше, в январе 2002 года в центре внимания СМИ оказалась одна из церквей в Нью-Мексико, в которой романы Роулинг демонстративно сожгли после того как пастор произнес проповедь "Младенец Иисус или Гарри Поттер"? Сам пастор позже сознался, что не читал ни одной из четырех написанных на то время книг о мальчике Гарри Поттере, однако "детально исследовал их содержание". В последние годы пальму первенства в количестве обвинений в оккультизме перехватила тетралогия Стефане Маер на вампирскую тему.
Литературный критик и журналист Элизабет Кеннеди, который специализируется на теме цензуры, обобщает основания для книжных репрессий до четырех причины: семейные ценности, религия, политические взгляды, права меньшинств. Их защита и отстаивание в США, как и где угодно, склонные приобретать радикальные формы, одним из последствий чего становится цензура в детской литературе.
Борьба за право читать
Проявлениями цензуры в США обеспокоенные ряд влиятельных и мощных организаций, как Американская библиотечная ассоциация, Американское сообщество журналистов и авторов, Ассоциация американских издателей, разнообразные правозащитные группы и тому подобное. Проблема активно освещается в СМИ, где вокруг этой темы нередко вздымается гипертрофированный и даже кое-что комичный шум. Общественный контроль и ограничение с одной стороны и отстаивания базовых демократических ценностей из другого напоминают две мощных волны, которые накатываются одна на другую и поднимают пену. Например, когда однажды школа в Миссури сняла из своих полок "Бойню номер пять" Курта Воннегута, это в три мига переросло в национальный скандал. А Мемориальная библиотека Курта Воннегута сразу предложила всем ученикам школы бесплатные копии "запрещенной" книги.
Американская библиотечная ассоциация, осуждая запреты относительно чтения, отстаивает позиции свободы выбора и свободы выражения своего мнения, даже если эта мысль может считаться нетрадиционной или непопулярной. ALA подчеркивает важность доступности альтернативных взглядов через книги для всех, кто хочет их читать.
ALA собирает и систематизирует всю информацию относительно проявлений цензуры в США и ежегодно оглашает списки наиболее дискриминированных в стране книг. Просматривать их можно на официальном сайте Ассоциации.
Одной из инициатив ALA вместе с рядом других организаций есть проведение ежегодной Недели запрещенных книг (Banned Books Week (BBW)). Запад призван утверждать право на свободный и открытый доступ к информации и освещать вред от цензуры в Соединенных Штатах. Впервые BBW состоялся 1982 года в ответ на резкий рост количества вытесненных из школ, книжных магазинов и библиотек книг. в 2012 году Неделя запрещенных книг будет проходить в США с 30 сентября по 6 октября. В это время " обиженным" книгам будут уделять особенное внимание в образовательных заведениях и библиотеках, будут происходить публичные чтения не только в книжных магазинах, но и онлайн: читателей активно поощряют начитывать любимые "запрещенные" книги на видео и загружать его на специальный канал в YouTube.
Несколько организаций из защиты права на свободное чтение возникли в Соединенных Штатах в ответ на особенно жесткие проявления цензуры. Например, сразу после инцидентов с травлей "Гарри Поттера" было организовано kidSPEAK, что позиционирует себя как "голос детей в борьбе против цензуры". Организация утверждает: "Дети имеют права, гарантированные Первой поправкой, и kidSPEAK помогает их отстаивать" Членом организации может стать любой ребенок. kidSPEAK берет на себя просветительскую миссию относительно детских прав и проявлений цензуры.
Важно понимать, что борьба против цензуры в любом случае не означает в США отрицания права родительского контроля. Как писал выдающийся американский правозащитник Гордон Конабл, который возглавлял Учредительство свободы чтения, "родители имеют полное право направлять своих детей в чтении книг, просмотре телевизора и разных медиа так, как они считают нужным. Публичная библиотека может способствовать в этом, предоставляя нужные консультации, рекомендованную литературу и другие сервисы в позитивный, действенный способ. Что библиотеки не должны делать, так это действовать иn loco parentis - с позиции родителей: ни ограничивать доступ к материалам или сервисам, руководствуясь исключительно "несоответственно" возрастом читателя, ни пытаясь усиливать контроль за чтением детей из подачи родителей".
Подытожить же американский подход к отстаиванию интеллектуальной свободы можно известными словами Джона Ф. Кеннеди: "Если эта нация хочет быть такой же мудрой, как сильной, если мы надеемся найти свою судьбу, тогда нам нужно больше новые идеи в головах более мудрых людей, которые читают еще лучшие книги в еще более доступных библиотеках. Эти библиотеки должны быть открыты для всех, кроме цензоров. Мы должны знать разные факты и слышно все варианты, и выслушать все критические замечания. Надо радостно воспринять все конверсионные книги и всех противоречивых авторов. Библиотеки стоят на стороже наших прав не хуже за наш Билль о правах".
Вскоре пройдут парламентские выборы в Украине, и народ Украины сможет сделать свой выбор. Но многие украинцы еще не определились кому отдать свои голоса, поэтому был создан политический форум, на котором активно обсуждаются участники выборов и их политическая программа. Всех волнует будущее страны и Президент Украины пообещал честно и открыто провести выборы и обновить Парламент и Верховный совет. Пожелаем Украине экономического процветания и культурного роста.