
Сегодня в Украине сложилась чрезвычайно проблематичная ситуация, связанная с прозрачностью конкурса учебников и с тем, как создается, финансируется и развивается украинский учебник.
Об этом в середине сентября, на брифинге во Львове отметила голова парламентского Комитета по вопросам науки и образования Лилия Гриневич.
С ее слов, почти половина рынка книгоиздания фактически монополизирована через Минобразование, потому что именно оно распоряжается средствами на учебники и пособия. Кроме этого, именно сейчас издатели столкнулись с непрозрачностью проведения конкурса учебников и задерживанием выдачи, согласно процедурам, разрешений и грифов на учебную литературу.
«В результате этого переформировывается полностью рынок, но не по прозрачным правилам конкуренции. Потому что, когда есть прозрачная конкуренция - улучшается качество. А данной ситуации, когда кто-то монопольно, вручную регулирует, то, без сомнения, качество снижается, а цена, зато растет. И ситуация сейчас сопровождается такими фактами, которые отмечает Счетная палата, в частности, и которые видят разные общественные организации, когда анализируют Вестник государственных закупок, что большинство средств идут на два частных издательства, приближенных к руководству Министерства образования и науки, - отметила Гриневич.
- Другие же издатели заявляют о том, что даже победив в конкурсе учебников и получив 3 место, имеют задержки с выдачей грифов. Вы понимаете, что это значит: пройшло1 сентября, ты еще не получил гриф, после этого ты уже его получаешь, и только все уже купили себе учебную литературу.
Лилия Гриневич подчеркнула, что для нее, как для председателя Комитета ВРУ по вопросам науки и образования, сейчас важнейшее получить качественную книгу, качественную учебную литературу.
«Вижу два основных рецепта, чтобы этого достичь. Во-первых, экспертизу учебной литературы должна осуществлять независимая институция от МОП, которая находиться под общественным контролем, где работают неизвестные издательствам эксперты, которые бы давали объективную экспертизу учебников. Так есть в соседней Польше, и в большинстве стран, - заметила она. -
Во-вторых, средства на закупку учебников должны быть преданны тем, кто потребляет потом этот учебник, то есть, школам или родителям. В крайнем случае - органам местного самоуправления. И именно учителя вместе должны выбирать, за каким учебником учить. Тогда это мотивирует издателей создать лучший учебник, чтобы учитель был заинтересован учить детей именно за этим наилучшим учебником».
Прозрачные правила на рынке учебникотворения, приближение средств к потребителю - это то, что сегодня должно стать предметом в новом законодательстве об образовании, подытожила голова парламентского Комитета по вопросам науки и образования.
***
Знания всегда были в почете, а знание языков вдвойне. Турецкий язык пригодиться не только отдыхающим, но будет полезен в учебе, работе, даст возможность с легкостью общаться и решать важные дела бизнеса на Кипре, в Сирии, Ираке, Македонии и даже в Азербайджане, а поможет в изучении турецкого языка школа "Шервуд".