What in UA - Новини культури і мистецтва

Отчет перед сыном

Архівхудожник
Дмитро КовальчукКоментарі: 0Перегляди: 210
24
вересня
2010

Художник Сергей Якутович представил выставку в галерее искусств Киево-Могилянки перед презентацией выставки «Вибраnе nезавершеnий проект», приуроченной к представлению художника Сергея Якутовича на получение Шевченковской премии, было какое-то университетское сборище. В выставочном зале так и остались столы с разлитым на них пивом, вином и недоеденными конфетами. Напуганные работницы галереи, наступая журналистам на пяти, заменяли пустые банки из-под пива на полных, а прореженные коробки конфет — на только что раскрытых.

Похоже, организаторы рассчитывали на большее количество гостей. Но среди тех,кто пожаловал, были настоящие ценители искусства Сергея Георгиевича Якутовича, кстати, сына известного и выдающегося художника, лауреата Шевченковской премии Георгия Якутовича. Например, кинорежиссеры Юрий Илленко и Роман Балаян. Между приветствиями Сергея Георгиевича из 50-летием автор фильма «Молитва за гетмана Мазепы» воскликнул: «С этими картинами можно прожить всю жизнь, и каждого дня тебе будет открываться что-то новое!». Собственно, хоть Илленко и является лицом заинтересованным (Якутович был художником на «Молитве», все росписи, мозаики на киношных стенах дома Мазепы, дворца Петра — дело его кисти), но не согласиться с Юрием Герасимовичем нельзя. Заметно, что автор — большой эрудит, хорошо знает историю. Это позволяет Якутовичу не просто отобразить ее, показать гербы городов и сел Украины или воспроизвести свои воспоминания об Испании, но и предложить свой взгляд на прошлое. И высказаться о картине. Посарказничать. Интересно, что над многими произведениями Якутович делает надписи. Около картины, где у Мазепы на голове вместо шляпы трилика Горгона — Петр и, а вокруг — перессоренная старшина, Якутович написал: «Для меня Мазепа — не герой, не мот, не деятель, хотя все это есть и было... Это горе от ума... Нежность, воспитанность и достоинство.» Есть и другие высказывания: «И страх придумал кто-то, кто никогда не знал страха, а гордость — кто никогда не знал гордости» или «Каждый умрет только тот смертью, которую придумал сам» (почти дословно — Борис Гребенщиков). Сам Якутович посреди своих картин, писаных черной гуашью, одетый в черное, в очках в бесцветной оправе, похожий на мистификатора, на алхимика среди своих учеников. «То, что я показываю в настоящий момент, — говорит он, — не наработка, не отчет. Даже не итог того, что я сделал за 50 лет. Это то, что я хотел бы показать своему сыну.

Потому что считаю: что бы ты не делал и как бы ты не жил, если у тебя есть ребенок, когда ты творишь, должен видеть перед собой ее глаза. Наше поколение, те, кто слушал «Битлов», мы не стары, не зануды. Мы можем показать, как ни нужно и как возможно. Проблема в том, как показывать».

Заместитель редактора издательства «София» Максим Добровольский — друг юности Якутовича. Так мне удалось узнать, которым был Мастер, когда еще был учеником.

«Расхристанным, — говорит Добровольский. — Мы познакомились на дне рождения у общего знакомого, то я подумал: «Ну и расхристанный, ну и косматый». Сергей носил длинные волосы. Он, хиппи, слушал «Битлз» и был творческим человеком». Сергей добавляет: «Но мне было неинтересно выходить в люди. Я никогда не был местным художником, не рисовал красные лозунги. В 1983 году в Берлине получил гран-при на выставке-конкурсе «За мир». Я нарисовал, как невозможно жить в СССР. После того стал невыездным. А затем, по перестройке, все вдруг увидели, что я интересный человек». Максим Добровольский делящийся впечатлениями: «Изменился ли Сергей? Просто его унаследованное умение стало трагическим. Сергей получил премию на Берлинале, золотые медали Академии искусств. Он уже Метр. В настоящий момент его язык настолько выразителен, что ее не могут отрицать никакие масс-медиа. А это — важнейшее».

Некоторые графические работы Сергея Якутовича, вывешенные в галереи, еще не прописанные до конца, нарисованные карандашом. Это уже будет делаться после трех недель выставки, после «шевченковской» суматохи, после того, как автор закончит иллюстрировать учебник по истории, и если никто из издателей, особенно Василий Шкляр, опять не подбросит Шекспира, Ницше, Гоголя, Дюма или Достоевского. Собственно, все это, как говорит Якутович, незавершенный проект. Жизнь длится.

Алина СТРИЖАК

Николай Колесса. Рыцарь нации
«Работал больше, чем жил...»
Поділіться в соцмережах:twitter.com facebook.com blogger.com livejournal.ru
ViknaBrand
«ViknaBrand» – Фотогалерея наших робіт фото пластикових https://viknabrand.com.ua/ua/fotogalereya_okna/ пластиковые окна в Киеве и области.

Ще записи на тему
Структура презентации или выступления перед аудиторией
Структура презентации или выступления перед аудиторией
Человеческие права в скульптуре на выставке «Перед законом»
Человеческие права в скульптуре на выставке «Перед законом»
Затишье перед бурей
Затишье перед бурей
Залиште коментар!

Коментар буде опубліковано після перевірки

Ви можете ввійти за допомогою свого логіна або зареєструватися тут.

(обязательно)

  • Афіша подій
  • Кіно і Театр
  • Музика
  • Образотворче мистецтво
  • Література
  • Людина і суспільство
  • Мозаїка життя
Останні коментарі
Фантастика Форума
  • GustavoNig » Легко ли быть наблюдателем, когда вокруг творится зло и нельзя вмешаться, навести порядок, защитить? Главный...
Украина победитель Евровидения 2016
  • Stasya » Хто з 2022 року? У 2016 ми ще не знали, що знову виграємо Євробачення!
  • Головна
  • Про сайт
  • Коментарі
  • Контакти
  • Архів
×
Пошук по сайту
© Новини культури та мистецтва, 2025.