
Международный конкурс молодых пианистов памяти нашего выдающегося земляка в этом году будет проводиться уже в шестой раз и будет производить свой десятилетний юбилей
Колонный зал имени Лисенко Национальной филармонии Украины. 98 пианистов из 26 стран мира, которые в течение двух недель, в трех турах и в трех возрастных группах с 14 по 29 апреля будут соревноваться за звание лауреата первой премии VI Конкурса памяти Владимира Горовица. Авторитетное жюри, в состав которого приглашены всемирно-известные пианисты из Большой Британии, Германии, Италии, Израиля, США и Украины, которые занимают первые позиции современного фортепианного олимпа. Третий тур и концерты победителей в сопровождении оркестра Национальной филармонии. Всестороннее внимание масс-медиа, опека государственных структур, лихорадка сторонников фортепианного искусства...
В настоящий момент очень легко и удобно считать Конкурс Горовица неотъемлемой частью исконного киевского пейзажа, визитной карточкой столицы, чем-то таким, что понимается само собой. Местной достопримечательностью вроде днепровского глубокого оврага или площади Независимости, культурным «приобретениям республики», объективной данью, подаренной нам на возрасты. Но если попробовать вспомнить о том, что десять лет тому назад всего этого еще не было: ни поздравлений президентов, ни благословений Папы Римского, ни счастливых пианистов-триумфаторов из Украины, Японии и Поднебесной; а затем взять и представить, что такое именно в этом городе и именно в этой стране за такой мизерный срок пройти колоссальный путь к всестороннему признанию, то придется немного ужаснуться, а затем изо всех сил позавидовать энергии, умению и мужеству людей, которые этот конкурс организовали.
Неизвестно, догадывался ли Юрий Зильберман вместе с кучкой педагогов-энтузиастов музыкального училища имени Глиэра, во что они встряли, когда в 1995 году провели Первый форум и сразу же взяли высокую планку. Снилось ли им, что в то же время с резонансом на них свалится огромный объем работы и совсем уже непомерный груз ответственности, который с каждым новым конкурсом рос, поистине, в геометрической прогрессии (в этом году почти каждый из отфильтрованных в процессе отборочного тура кандидатов стал предметом международного скандала). Что для того, чтобы воздержаться на плаву, нужно будет закусить удила и изо дня в день увеличивать обороты, наращивая и расширяя конкурсную инфраструктуру. Открывать «Летнюю музыкальную академию» для подготовки потенциальных конкурсантов и придумывать фестиваль «Киевские музыкальные вечера», возвращая городу давно забытые традиции концертов под открытым небом. Создавать Фонд конкурса и с его помощью спонсировать гастроли победителей — основной фактор привлекательности престижных музыкальных соревнований (как здесь не вспомнить концерты, которые недавно прошли в городах США). Увеличивать призовой фонд (в настоящий момент размер первой премии в старшей категории составляет 10 тысяч долларов). Поднимать возрастной ценз для участников: за все это время он успел эволюционировать от 20 до 33 лет (кстати, именно 33 исполняется самому старшему участнику VI Конкурса — канадцу Пъеру Марку Тоту. Самым молодым пианистом в этом году является девятилетняя Розалинд Фан Еу Вей из Малайзии)...
В 2004 году Конкурс Горовица стал первым в Украине конкурсом-членом Всемирной федерации международных музыкальных конкурсов (WFIMC) — достойная награда за десятилетние старания (да и страдание) его организаторов, предмет национальной гордости, а также косточка солодки для СМИ. Ведь приятно осознавать, что уже ни один из редакторов любой газеты или телеканала не скажет: «Зачем это нам — это все для бабушек и мам лауреатов» (дайджест прессы конкурса, собранной за все годы его функционирования, что вышел совсем недавно, является объемным «талмудом», которым при случае можно как следует огреть по голове какого-либо упрямого чиновника, который еще не до конца понимает сущность его фундаментального значения)?
Что можно ожидать от нынешнего конкурса? Наверно, для кое-кого он за романтичной инерцией будет оставаться музыкальным марафоном, где есть победители, но нет побежденных. Другие, по-видимому, с наслаждением смакуют две недели зрелищных гладиаторских боев. Возможно, кстати, что и почетный гость конкурса — последний менеджер Владимира Горовица, президент звукозаписывающей компании Sony Classics Питер Гелб, прольет свет на тайну улыбки знаменитого пианиста, который из высоты портрета, что уже десятый год вывешивается над филармонической сценой, то ли мягко вдохновляет молодых исполнителей, то ли лукаво резюмирует: «Играйте, мальчики, играйте. Все равно меня не переигрываете!». А может, просто дает понять: «Станьте свободными. Любите музыку в себе или себя в музыке, но будьте убедительными в том или в другом. Имейте, что сказать, и если вам дают возможность выговориться, делайте это профессионально».
К чести конкурса следует отметить, что кое-кому с его участников до этого голоса удалось прислушиваться — Киев стал отправной точкой для блестящей карьеры таких, без преувеличения, талантливых музыкантов, как Алексей Гринюк, Александр Гаврилюк, Вячеслав Зубков, Денис Прощаев. Каждый раз от конкурса ожидали чудеса, и каждый раз оно возникало. Нужно надеяться, что и Шестой форум на сенсации не обеднеет.
Роман ЮСИПЕЙ