
Проверяющие органы в Русской драме злоупотреблений не обнаружили. В этом году беспрекословным лидером по количеству информационных поводов и встреч с прессой в художественных кругах стал Театр имени Леси Украинки.
Но вряд ли коллеги из других театров позавидуют Русской драме. Быстрее, посочувствуют: репетировать и играть представления параллельно с многочисленными проверками — в театре, совсем не приятно. И хотя конфликт (такое затяжное недоразумение) театра с Министерством культуры и туризма еще длится — Голосеевский суд Киева принял решение об отложении дела Михаила Резниковича до 11 августа — история с проверками наконец дошла до своего финала. Об этом руководство театра сообщило на специальной, заметно более оптимистичной чем предыдущие, пресс-конференции.
«КРУ, Налоговая инспекция, суд окончательно установили: нарушений в Театре имени Леси Украинки нет!» — это заявление в пресс-релизе было подчеркнуто жирной линией и на ее доказательство журналисты получили выдержку из Акта внеплановой проверки Главным КРУ Украины отдельных вопросов финансово хозяйственной деятельности театра. Когда отойти от юридической лексики и расставить точки над «и» более доступно, то можно констатировать, что ни одно из обвинений в адрес Михаила Резниковича не подтвердилось. Не было, как утверждают проверяющие из КРУ, нарушений в вопросах аренды общежития, расходования средств на рекламу и рекламную продукцию, финансирование гастролей и тому подобное. Театр, перестраховываясь, даже сам заказывал проверки независимых аудиторских компаний, чтобы убедиться, что все действия и решения последних лет были законными. То есть «мин», которые могут «взорваться» на суде 11 августа, нет.
Единственное, в чем можно упрекнуть театр, так это пристройка фойе, разрешение на которую никто не давал. Но здесь, быстрее, есть смысл говорить о несовершенстве законодательстваа. С одной стороны — разрешения на строительство действительно нет, его юридически невозможно получить, а из другого — помещение Русской драмы является памятником истории, и дирекция театра должна была заботиться о том, чтобы дом имел нормальный вид. Стена же фойе находилась в аварийном состоянии, само фойе уже не вмещало зрителей — были даже случаи, что из-за духоты людям становилось плохо, — поэтому решили расширяться за счет внутреннего дворика. Хотя сегодня руководство и сожалеет о том свое решение... Но как бы то ни было, Голосеевский суд строительство фойе оправдал. «То, которое будет именно такой результат, мы знали с самого начала, — просуммировал актер Кирилл Кашликов. — Досадно, что за это время было вылито так много грязи на наш театр и на нашего художественного руководителя». Актеры даже зачитали свое эмоциональное заявление по поводу результатов этих проверок. И утешительно сообщили, что имеют поддержку как Верховной Рады в целом (принятое постановление ВРУ о Театре имени Леси Украинки), так и отдельных депутатов. Да, недавно свое слово по поводу этой конфронтации сказал лидер СПУ Александр Мороз. Он не только поддержал театр и Михаила Резниковича, но и «обратился с ходатайством к Президенту Украины, предлагая ему вмешаться в ситуацию вокруг театра, прекратить все то, которое препятствует... творчески работать».
Приятно, что эти четыре месяца, когда Русскую драму проверяли «вдоль и поперек», для самого театра были достаточно плодотворными. Репертуар пополнился двумя представлениями — «Весь Шекспир за один вечер» и «Жизнь в розовом свете». Отпраздновали также и два юбилея: восьмидесятилетие отмечали народные артисты Николай Рушковский и Александра Смолярова. Праздновали, как и положено, с бенефисами, приветствиями коллег, цветами, подарками... Правда, никто из высокопоставленных должностных лиц на торжестве к корифеям украинского театра так и не пришел. Возможно, в следующем, 80-ом, сезоне у Национального театра имени Леси Украинки и Министерства культуры и туризма сложатся более теплые, более конструктивные отношения.