
Случилось это в 1905 г., когда была первая неудачная революция. Революция, как правило, начинается с забастовок. Игнат Хоткевич не принадлежал ни к одной партии, но коллеги избрали его председателем Центрального комитета железнодорожников Харьковского узла, а потом главой стачечного комитета.
Ему выпало ехать в Москву для установления тесных контактов с революционными силами страны. А когда началась пурга, загудели пулеметы, царская пресса распространила фальшивые слухи, что Игнат Хоткевич заведует какой-то пулеметной станцией. Хотя было известно и даже занесено в документы, что Игнат Мартынович в это время находился в Москве. Здесь он попал в самый водоворот восстания. Его видели на баррикадах с оружием в руках. Такую активность посланца из Украины заметила царская охрана. Почувствовав неизбежность ареста, Хоткевич срочно выехал в Украину.
Когда вернулся в Харьков, забастовки уже были придушены, а Хоткевич был занесен в черные списки. Рабочие-железнодорожники, которые знали об опасности, провели его потайными тропами к поезду и он очутился во Львове. С бандурой. Позже приехала его жена Платонида с двумя детьми. В товарняке перевезли во Львов весь архив Г.Хоткевича. Добрые люди сохранили его до сих пор. Во Львове Хоткевич был как эмигрант, но на чужбине не уединился, а наоборот погрузился в труд на культурной ниве. Нашел много единомышленников и сторонников. Инженером быть не мог, но ставил концерты. Со временем познакомился с интеллигенцией Львова. Потом Владимир Гнатюк порекомендовал Хоткевичу поехать на живописную Гуцульщину, в село Криворовня Верховинского района Ивано-Франковской области, где можно спокойно работать. Потом все шесть лет Хоткевич с благодарностью вспоминал своего товарища. Криворовня в то время была небольшим центром интеллигенции, куда часто приезжали корифеи тогдашнего времени: Иван Франко, Л.Украинка, М.Коцюбинский и др.
Очутившись на Гуцульщине, Хоткевич так увлекся этим краем, что забыл о своих предыдущих эстетических принципах и написал повесть "Каменная душа" местным говором. Увидев Карпаты, Игнат Хоткевич уже не мог представить себе ничего лучшего. Его удивляло все: и роскошная природа, и гуцулы со своими обычаями, обрядами и верованиями. Тогда у него родилась такая крылатая фраза: "Я как разинул рот от удивления, то так и с разинутым ртом ходил все эти шесть лет". С тех пор писатель стал великим почитателем и певцом этого края и его людей. Написал пьесу о Довбуша и большой роман о нем, этюды "Горные акварели", которые принадлежат к жемчужине мировой миниатюры "Гуцульские образки".
–Как-то Хоткевич сидел в сельской корчме, рассказывала дочь Галина- и увидел как горцы-гуцулы сошли наземь и начали между собой разговор: "Как дневали? Как ваша маржинка"? Сначала спрашивали как маржинка, а уже потом как жена, дети и так далее. Они такие веселые, все обсудили, а потом их лица стали серьезнее, они схватили свои бартки, вышли во двор и давай биться. Побились, а потом опять зашли в трактир и продолжили выпивать. А Хоткевич тогда спрашивает: "А почему вы бились"? А они в ответ: "Потому что наши предки их били и мы их должны бить". И тогда Хоткевич заметил, какие они артисты, как они все это театрально делают и возникла идея создать театр. С этого момента началась история первого гуцульського театра.
Игнат Хоткевич заприметил, что гуцулы самим Богом одарены естественным артистизмом. Поэтому решил из числа жителей села Красноиля создать крестьянский театр. Пьесы для театра писал, черпая материал из народных источников гуцульского края.
Актеры театра играли правдиво, искренне, независимо была ли это главная роль, или эпизодическая. Любители Гуцульского театра - это преимущественно крестьяне, часть которых была необразованная, а роли изучали на слух и умели своей игрой волновать зрителя. Они гастролировали по Галичине и Буковине, пробуждали у людей надежду на лучшее будущее своего народа.
Важно то, что этот театр был создан на Гуцульщине далекого от "цивилизации" края. Но это расстояние было уютным и самобытным. Запущенные, необразованные и забитые нуждой горцы продемонстрировали миру высокую духовную культуру. Они выступали в своей красочной одеже, рассказывали своим местным говором о своей жизни и своем быте, об исторической борьбе. Танцевали свои зажигательные танцы под сопровождение оригинальной музыки, пели свои самобытные и благозвучные песни.
После представления были такие случаи, когда публика долго не выходила из зала, потому что хотели пообщаться с артистами, каждому было интересно, живые ли это гуцулы. А самого Хоткевича постоянно приглашали на вечеринки, где выступали с речами и благодарностями. Театром увлекалась вся украинская интеллигенция и даже поляки. Им не верилось, что малообразованные гуцулы могут иметь такие презамечательные актерские способности. Гастроли имели незаурядное значение для самих актеров, ведь они были изолированы от мира, а путешествуя по разным землям, они увидели и услышали много нового. Позже делились со своими односельчанами впечатлениями от увиденного.
Польская газета "Глосс народа" (№ 74 за 1911 г.) отметила, что "на сцене видим незагримированных, а настоящих гуцулов, которые исполняют танцы и песни не выученные, а вобранные в себя с молоком матери. Это дает полную иллюзию, что это не сцена, а карпатские горы, что зритель непосредственно смотрит на правдивую гуцульскую жизнь".
В конце 1909 г. в селе Красноилы Игнат Хоткевич готовит для любительского театра пьесу "Верховинцы". Она была близкой актерам, поскольку ее главный герой, опришок Антось Ревизорчук, родом из этого же села и среди гуцулов бытовало о нем много легенд и переводов. Этот успех навел Г.Хоткевича на мысль показать представление не только в околицах Галичины или Буковины, но и в Польше. Гуцульский театр стал действительно народным, неповторимым явлением в украинском театральном искусстве. Этим театром увлекалась Мария Заньковецкая. Она спасала его артистов от бедности, отдав им свои сбережения. Часть труппы, которой удалось выехать в Надднепрянщину, давала концерты в Харькове, Одессе, Николаеве, Херсоне и даже в Москве.
Несмотря на свою безграничную любовь к Гуцульщине, Игната Хоткевича все же тянет на Родину. Он собрал труппу, подготовил концерт, была напечатана афиша с полным красочным описанием концерта гуцульского театра, но осуществить свою мечту он так и не сумел. Игнат Хоткевич предусматривал арест, но не думал, что он будет так быстро. Как только Игнат Хоткевич вернулся в Харьков, его сразу же арестовали, еще в Киеве, откуда отправили в харьковскую пересылочную тюрьму. Ему было выдвинуто обвинение в участии в революционном восстании, и не могло быть и речи об освобождении. Свой арест переживал очень тяжело, особенно его мучила вынужденная бездеятельность- отсутствие возможности писать, играть. Очень волновался за Гуцульский театр, поскольку он мог распасться без него. Нелегко было и артистам без Игната Хоткевича. Они переживали тяжелые времена. Однако сидел Игнат Хоткевич в тюрьме недолго. Как только его выпустили из тюрьмы - он в первую очередь связывается с гуцульским театром и постепенно реализует давнюю мечту-гастроли Гуцульского театра в Украине Надднепрянщине. Чтобы выжить материально Игнат Мартынович открыл в Харькове мастерские по производству гуцульских сувениров.
В 1913 г. Игнат Хоткевич становится редактором журнала "Вестник культуры и жизни". А в 1915 г. выступает на последнем собрании "Литературно-научного отдела общества им. Г.Квитки-Основяненка", отстаивая мысль о необходимости объединения интеллигенции, рабочих и крестьян вокруг идеи государственной самостоятельности Украины.
Полиция постоянно держала Г.Хоткевича под своим надзором, он тем временем успешно выступает в Киеве, Николаеве, Одессе, Херсоне и Харькове. Сорвав успех, артисты поехали в Москву и выступили на публичном заседании комиссии императорского общества природоведения, антропологии и этнографии, где также имели безумный успех.
Но мировая война свела на нет все планы Хоткевича. Артисты поехали домой, а Игнат Мартынович в Харьков. Впоследствии Хоткевича выслали за пределы Украины. Так он очутился в Белгороде Курской губернии, а тогда и в Воронеже. В 1917 г. возвращается в Украину и выдает популярную брошюру "Кто мы и чего нам надо". В 1918 г. в Полтаве выходит первая часть "Истории Украины", написанная Г.Хоткевичем. В послеоктябрьское время Г.Хоткевич пишет и выдает театрологию "Богдан Хмельницкий", заканчивает повесть "Довбуш". Работал над театрологией из жизни Т.Шевченка "В семье гениев", Работая над романом, Хоткевич хотел заполнить пробелы в шевченковеде. Но к сожалению не завершил начатую работу-жизнеописания поэта он довел до выкупа его из неволи.
В течение 1921-1928 гг. Игнат Мартынович преподает украинскую литературу в Харьковском зооветтехникуме, позже ведет класс бандуры в Харьковском музыкально-драматическом институте. Параллельно переводит произведения Шекспира, Мольера, Миллера, Гюго, пишет исследование и разведки "Народный и средневековый театр в Галичине", "Театр 1848 года", "Музыкальные инструменты украинского народа". За своим подвижническим потенциалом он близок к Ивану Франко и Борису Гринченко.
Игнат Мартынович читал лекции в рабочих коллективах о кобзарях и бандуристах, организовал капеллу бандуристов, рабочий хор, инструментальный ансамбль в селе Бирки, вузах, военных частях. Тогда были в Харькове люди, которые помнят концерты Г.Хоткевича, организованные под открытым небом. Занимался и издательским делом. Редактировал литературно-общественный еженедельник "Лозунг". Это было первое издание украинским языком.
Игнат Хоткевич, как бандурист и инженер, переделал бандуру на свой способ, который позже был назван как "Хоткевича способ". Он увеличил возможность дотрагиваться к струнам, что добавило мелодичности. Этот способ Хоткевича игры на бандуре до сих пор путешествует миром, а в Канаде и Австралии существуют капеллы бандуристов имени Игната Хоткевича. В Австралии этот способ до сих пор использует бандурист Виктор Мишалов.
Галина Хоткевич хорошо помнила, когда отца арестовали: "Это было в январе: холод страшный и много снега выпало. Органы КГБ приехали автомобилем и оставили его на расчищенной от снега площади километр от нашего дома. А к нашему дому был расчищен кусочек, по которому могли ходить люди. По этому кусочку повели отца, а потом повезли куда надо. А наша собака в то время непрерывно лаяла, просто раздирался, чувствуя, что происходит".
Через жестокие допросы, издевательства, угрозы сломали дух арестованного. Приписали Хоткевичу членство в "украинской националистической повстанческой организации и агентство немецкой разведки". Обвинили не только в борьбе против советской власти путем печатания контрреволюционных книг, но и в организации кадров в борьбе с этой властью.
Постановлением УНКВС по Харьковской области от 29 сентября в 1938 г. Г.Хоткевич был осужден к расстрелу. Приговор исполнен 8 октября на 61-ом году жизни. Он был расстрелян как "враг народа". До сих пор неизвестное место погребения Г.Хоткевича. Но недавно в Харькове выявлено несколько захоронений расстрелянных в период массовых репрессий. Вполне вероятно, что среди этих костей в яму брошено и тело Игната Хоткевича.