
Старинный и неповторимый Львов - сердце Западной Украины - поражает своей богатой и разнообразной архитектурой. Отзвук прошедших веков, отмеченный в камне, создает незримую связь между поколениями всех тех, кто жил, живых и тех кто будет жить в этом древнем городе. Каждое поколение привносило в архитектурное лицо города что-то свое, неповторимое и оригинальное. Так в центральной - наиболее давней части города постепенно появлялись яркие образцы разных архитектурных стилей и направлений. Ранний и поздний ренессанс, церковная готика и псевдоготика, барокко, классицизм, ампир, эклектика, украинская сецессия и модерн. Одним из таких образцов стиля модерн есть памятник большому польскому поэту А. Мицкевичу, расположенный в самом центре города на одноименной площади.
Интересной является история его возникновения. Памятник был построен в далеком 1904 г. на тогда еще безымянной площади по проекту А. Попеля и участием украинца М. Паращука. По замыслу он должен был стоять на том месте, где сейчас стоит статуя Богородицы. Уже велись работы из установления цоколя, но река Полтва, которая в то время текла открыто, подмыла его. Тогда его поменяли местами со статуей. Открытие памятника состоялось 4-го октября, на открытии был присутствующий сын поэта Владислав. Памятник обществу Львова не понравился и немедленно получил название "заточенный карандаш". Но со временем он врос в ансамбль площади. На нынешний день памятник А.Мицкевичу - одно из выдающихся мест Львова.
С течением времени прекрасные творения архитектуры - плоды творческих мук древнейших зодчих, как и люди, только стареют, теряя в непрестанном потоке времени свое величие и блеск, разрушаются, часто оставаясь для грядущих поколений лишь на гравюрах, картинах и фотографиях. Поэтому моральной обязанностью современников, хотя бы с уважения и почета до седой памяти своих предков, есть сохранение и поддержание в надлежащем состоянии всего этого неоценимого богатства - жемчужин мировой архитектуры.
Возобновление достопримечательностей архитектуры - сложный и кропотливый труд, который требует, кроме значительных средств, глубоких знаний и соответствующего профессионального оборудования. Что касается последнего, то здесь своеобразный плацдарм для проведения всех видов обновительных и реставрационных работ. Чтобы провести реставрацию памятника и других архитектурных объектов Львова, был проведен конкурс среди строительных фирм. В результате, строительные тендеры выиграло несколько организаций, которые используют в своей работе новейшие строительные материалы и гарантируют качество и сохранение исторической ценности архитектурных объектов после реставрационных работ. Этот вопрос волнует многих ценителей исторического архитектурного искусства, так как довольно часто выполнением реставрационных работ, занимаются люди, далекие от реставрации, и элементарного понимания ее самых простых законов. На рынке реставрации появилось много шарлатанов, которые не несут ни одной ответственности за качество.
Высота памятника - 21 м, фигуры поэта - 3,3 м. это доставило немало хлопот в работе строителей. Колонна изготовлена из миланского гранита из городка Бавено в Италии. Обработка и полирование еще были осуществлены во Львове в мастерской Л. Шимзера в 1902 г. Бронзовые детали (поэта и гения, светильника, герба) изготовил чех Серпек из Вены. Фундамент системы французского инженера Геннебика состоит из 13-ти убитых в землю бетонных столбов, накрытых сверху двумя бетонными перекрытиями, на которые и устанавливался цоколь памятника. Монтаж и реставрация были разбиты на три условных стадии: монтаж несущей конструкции на цоколе памятника;возведение основной высотной конструкции вокруг основы памятника; монтаж лестничной секции и установления дополнительных площадок, необходимых для обеспечения доступа реставраторов ко всем участкам сооружения.
Именно такое техническое решение возникло из-за того, что архитектурные особенности подножия памятника не давали возможность монтировать несущую конструкцию от самого цоколя. Следует отметил также, что в ходе возведения памятника закрепления его путем механического сверления и использование дюбельных крюков было недопустимым. Поэтому монтаж с самого начала велся с помощью металлоконструкции строительные, таким образом, чтобы все секции стыковались между собой. Благодаря такой запланированной последовательности ведения монтажа удалось надежно соединить между собой элементы несущей конструкции. Завершался монтаж формированием сплошного ("глухого") яруса, который играл роль крыши и обеспечивал защиту реставраторов от атмосферных осадков. Исторический вид памятника был сохранен и отреставрирован.
Коментарі: 1
1 Ирина 21-09-2011 21:01
Хорошая статья о нашем городе Львове и его исторической архитектуре. Я присутствовала на реставрации памятника польскому поэту А. Мицкевичу, он действительно очень оригинальный,и дополняет красоту старинного Львова. Я думаю что это пример того как украинцы уважают и почитают великих творцов не только своей страны, но и зарубежных. Мы культурно развитая нация, и я горжусь этим.