
Со скульптурой все непросто. Малые формы — разнообразные смешные человечки, объемные абстракции, классические копии, скульптурные группы, пригодные для украшения офиса или квартиры, — это понятно. Имеешь деньги — заказывай хоть бюст любимой тещи, хоть кошку свою увековечь в бронзе. Такая скульптура имеет спрос и популярность. А как относительно монументальной?
Такая загромождает наши города и редко кому нравится. Такой не всем угодишь, которая в идеале должна быть и идейно-политическим, и эмоционально эстетичным шедевром искусства в то же время, и не портить городской ландшафт, и не раздражать прохожих.
После посещения нескольких конкурсов проектов у меня самые мрачные впечатления от ситуации с украинской монументальной скульптурой — она традиционна, 99 процентов мыслят в одном направлении, одна Чудо-Независимость от второй отличается несколькими деталями, колоском или веночком. Поэтому-то скульптура не так часто попадает в списки номинантов на Шевченковскую премию. Среди нынешних номинантов есть один скульптор — винничанин Анатолий Бурдейный, и когда в Киеве экспонировались его роботы, один эксперт-искусствовед посоветовал мне по дружбе: лестницу посмотри, не пожалеешь.
Выпускник Львовской академии искусств Анатолий Бурдейный специализировался на скульптуре малых форм, в области еще знают несколько его панно — как это водится, на бюджетных учреждениях. К монументалистке скульптору обратил Василий Стус, то есть объявленный в 1997 году в Виннице всеукраинский конкурс на проект памятника поэту. Этот конкурс он выиграл, а затем начал искать деньги на его изготовление. Газеты придерживаются единственной версии: за три месяца до 60-летия поэта-земляка местная власть спохватилась — срочно памятник! И указывают на еще одну дату, которой жилы все чиновники, — парламентские выборы.
Когда скульптор сказал, что 5-метровый памятник, закованный листовой медью, за три месяца может сделать только волшебник, интерес власти к памятнику был испаряющимся. Тогда Анатолий Бурдейный взялся сам собирать деньги на монумент Стуса, и в 1998 году «Украина молодая» напечатала открытое письмо винницкого скульптора к Президенту: «Я понимаю важность и необходимость избирательной кампании, — написал Анатолий, — и связанных с ней расходов. Но меня как гражданина Украины и представителя творческой интеллигенции тревожит, что на необходимую именно в настоящий момент реальное дело сооружения памятника средств не находится. И дело, по-видимому, не только в средствах. Отношение к этому памятнику является показателем болеющего за духовное здоровье нации». И в конце приписал нужную сумму — 262000грн. На это письмо ответили из Министерства культуры: мол, в нашем бюджете деньги на памятник не предусмотрены, просите в местном. Местные администрации и советы подключились только в 2001 году, приплюсовали благотворительные взносы и наконец назначили дату открытия памятника — 28 марта 2002 года. Хеппи-энд. Если бы же то: за несколько дней до этого события из мастерской Бурдейного украли фрагмент головы памятника. Работа началась по-новому, и торжественное снятие покрывала с пятиметровой скульптуры состоялось только в сентябре 2002 года.
Памятник выполнен в стиле символико-метафорического реализма, так определяет его сам автор, основной образ — крыло как безудержный духовный всплеск, высокий трагизм судьбы и высокая, но недопетая поэзия. Анатолий Бурдейный много перечитывал Стуса, идею памятника вдохновляло название последнего, затерянного сборника стихотворений Василия Стуса «Птица души», а художественное решение пришло к скульптору во сне. Такая история памятника, который многие люди, которые знают искусство, считают визиткой необластного уровня, который, по словам скульптора, 6 лет делался в настроении, созвучном строкам Стуса:
Какая нестерпимая родная чужбина, эта гарь рая, храм, узнавший скверны...
После того всеукраинского конкурса проектов Анатолий Бурдейный подавался еще на несколько конкурсов: открыт всеукраинский конкурс проектов памятника Вячеславу Чорноволу, конкурс проектов памятника жертвам голодомора, монумента Соборности Украины, памятника Тарасу Шевченко у Винницы, памятника погибшим журналистам. Эти конкурсы еще не подбили итоги, какой-то — заморожено, другой — отложен, но, вероятно, вскоре в столице пропишется, или же зарегистрируется, какая-то метафизическая крылатая монументальная скульптура Анатолия Бурдейного. Похоже, крыло — это не только его фирменный образ, но и стиль жизни... Хотя сам скульптор далек от оптимизма: «И вообще, наша монументальная скульптура еще и до сих пор в путах стереотипов соцреализма — очень трудно реализовать нетрадиционное, свежее, неординарное пластичное решение. Грустно, что так долго, 13 лет, не выкипает кастрюля старых стереотипов».