
Украден парень. Его сестра пытается возмутить общественность, чтобы его искали активнее, чем это делается, а делается это так, будто ничего особенного не случилось. Всем даже на такое плевать.
Человеческое безразличие к подобным вещам образует немного абсурдную картину, выйти за пределы реалистичности которой мешает только тот факт, что все происходит в наше время, в столице Украины. Собственно, режиссеру и автору сценария Владимиру Тихому идет речь именно о безумном духовном кризисе, не экономическом. «Людям надо показывать то, что их тревожит, что может их возмутить, — комментирует он, — Не «Человека-паука», а фильм о социальных и духовных проблемах. В этой «социальной» тематике Владимир, кажется, гуру — его первый полнометражный фильм «Мойщики автомобилей» в 2001 году, касался детей-сирот и уличных детей; проект короткометражек «Мудаки. Арабески» 2009-го — жлобизма, как всенародному заболеванию; «Украина, гудбай»! 2012-го— современной жизни украинцев, которая стимулирует их убегать из родной страны. Поэтому снимая фильм об отсутствии реакции в Украине на киднепинг он знает о чем говорит.
«Зеленый свитер» (в названии указанная вещь, в которой был мальчик одет) начали снимать в Дарницком районе во дворе самой обычной девятиэтажки. Камера выходит из подъезда, за несколько секунд до кадра входит девушка, создавая ощущение, что она просто кого-то опередила. Потом она зовет мальчика в зеленой кенгурушке, своего брата, и идет с ним к качелям на детскую площадку. Сцена длится около трех минут и снята она одним кадром в стиле «ручной камеры». Это все ради возникновения напряжения, этого саспенса, которым характеризуется жанр триллера. Зритель должен почувствовать чье-то присутствие, возможно, того, кто похитил мальчика, и кого так настойчиво ищет девушка к самому финалу.
Снимают четыре дубля. Камера цифровая, поэтому пленки можно не жалеть, — она ее не имеет. Съемка ведется на камеру Red Epic, которая является следующей версией своего предшественника, очень модной камеры RED One, но значительно более компактная. Но если этот тип камеры является уже более-менее стандартом для профессионального кино, то разрешающая способность, с которой записывается фильм, 5К, это занятная штучка. Для современного цифрового оборудования кинотеатров вполне достаточно чтобы фильм был у 2К. Для чего же снимать фильму в 5К? Целая куча причин, как объясняет продюсер Игорь Савченко. Во-первых, высокая четкость изображения дает возможность его кадрировать, стабилизировать изображение или же наоборот двигаться по кадру на пост-продакшен, без движения камеры на съемочной площадке, увеличивать какую-то деталь в уже отснятой сцене, не нуждаясь в досьемке.
Во-вторых, четкость изображения позволяет легче работать с коррекцией цвета на пост-продакшене. И в-третьих, поэтому контрастность, созданная высокой четкостью, будет придавать у фильму сенсовного значения.
Долговременных сцен в фильме предусматривается несколько. На практике они требуют максимума времени, потому что требуют репетиций, максимальной согласованности действий съемочной команды и многих дублей. Но с этим, как видно, проблем не возникает. На съемочной площадке все работает так неожиданно четко, что можно было бы допустить — это для представителей прессы, чтобы поверили: снимают дубль за дублем, останавливаются на минутку, чтобы символично разбить тарелку на счастье, — и опять дубль за дублем. Однако вспоминая предыдущие съемки — например, фильмов «Синевир», «Братья» или «Иван Сила», — понимаешь: дело в другом.
Можно было бы это отнести к режиссеру, который, в отличие от многих своих коллег, не имел длинного профессионального простоя, снимая и полный метр (!) и короткометражки, и рекламу. Чтобы было меньше пафос, скажем, что дело в производственной необходимости. С одной стороны снимают быстро, потому что нужно захватить лето, указанное в сценарии, а с другой — за четыре дня должны сделать 7 сцен. Почему только четыре дня? Потому что теперь компания-производитель Артхаус траффик и ее партнер по проекту Pronto Film снимают за свои деньги, хотя проект «Зеленый свитер» попал в Программу производства и распространению конкурса проектов на получение государственной помощи еще на втором конкурсе Госкино.
Год назад он стал одним из лауреатов конкурса, однако, проходя по программе «государственной поддержки», которая теперь не работает через определенные нюансы, проект остановился на стадии согласования деталей финансирования со стороны государства. Но даже если бы все бы согласовалось и государственная программа начала бы работать, de facto финансирования не может быть — в казначействе, как отмечают представители госкино, деньги отсутствуют. Продюсеры, снимая за собственные средства, фактически пошли на риск по причине не потерять еще один год. Потому что лето из сценария вытереть трудно.
Один из лучших сценариев, которые подавались в госкино за последние два года, «Зеленый свитер», без сомнения, имеет и очень важное значение, потому что говорит о нашем нынешнем времени, как это ни странно, почти полностью игнорируемое в современном отечественном кино. Дерзкость, пофигизм и преступное безразличие государственных органов власти и силовых структур и всего общества в целом, суды которые не ищут виновных когда задействованное должностное лицо или нет финансовой заинтересованности судей. Когда люди годами ждут решения суда, подают дело в апелляционный суд. Обжаловать решения суда — не такое простое дело, - это не предвыборные темы, о которых кричат оппозиционные партии, это вообще не политика, — это наше «за окном». «О чем и говорят прохожие, по большей части пенсионеры, как узнают, что снимают актуальное кино "о нас", — добавляет Игорь Савиченко. — Они предлагают свои сюжеты членам съемочной группы, и порой значительно жутче сюжета «Зеленый свитер».
Страусовая система реагирования привела к катастрофе. И Владимир Тихий хочет сказать об этом громко, может даже скандально, напрямую и в глаза.
Фильм должен выйти в украинский прокат осенью в 2013 года.
Ярослав Пидгора-Гвяздовский