What in UA - Новини культури і мистецтва

Сергей Якутович: Сегодня к Шевченко относятся, как к стогривневой купюре

Архівінтерв'ю / виставки / художник
Дмитро КовальчукКоментарі: 0Перегляди: 235
6
листопада
2010
Сергей Якутович: Сегодня к Шевченко относятся, как к стогривневой купюре

Гость — лауреат Государственной премии им. Шевченко, известный своими декорациями к фильму «Молитва за гетмана Мазепы», Сергей Якутович. Синдром одной роли знакомый или не всем известным актерам.

Попал в яблочко на экране — и тебя только с ней и будут ассоциировать. Что-то подобное случилось и с династией художников Якутовичев. Отца, Георгия Вячеславовича, рядовые ценители искусства знают, в первую очередь, как художника-постановщика параджановских «Теней забытых предков». Сын, Сергей Георгиевич, известный своим авторством декораций к «Молитве за гетмана Мазепы» Юрия Илленка, которых он нарисовал полтора километра. «За кадром» остаются тысячи графических работ, сотни проиллюстрированных книг, выставки, отзывы, эмоции тех, кто о Якутовичах знает не только благодаря «Теням» и «Мазепе»... В этом году Сергей Якутович стал лауреатом Государственной премии имени Шевченко и открыл художественную галерею «Я». Эти два события можно идентифицировать как возвращение к своему зрителю. Зрителя не только такого, который соскучился по качественных, глубоких работах, но и того несознательного неофита, что современное искусство представляет исключительно примитивно размытой, безликим пятном.

— Сергей Георгиевич, как возникла идея галереи с такой нескромно-исключительным названием — «Я»?

— Это своего рода продолжение выставки, которая у меня была в Киево-Могилянской академии в ноябре прошлого года. До этого я не выставлялся в Украине 13 лет. И во время той выставки почувствовал свою вину перед почитателями искусства. Мне казалось, что то, что я делаю, никому не нужно. Но тогда я понял — это не так. Такая большая пауза отразилась и на сознании зрителей, и на мне. С одной стороны, очень трудно было найти контакт, из другого — это отсутствие сдетонировало заинтересованность до того, что я делаю. Я продолжаю делать то, что делал мой отец, то, что делали художники 60-х. Тогда мы переживали определенное возрождение, возрождение не благодаря — а на зло.

— Ваша творческая «парафия» — это книги, которых вы проиллюстрировали больше ста двадцати. Чему именно книги?

— У меня есть разные работы. Книга же — это очень маленькая отрасль искусства. Но она неисчерпаема. Особенно за своим влиянием на сознание. В настоящий момент, когда люди перешли на компьютеры, они начинают терять свою индивидуальность, начинают становиться похожими на компьютер. Они много знают, но это не знание, а информативность. А книга воспитывает в человеке ощущение личности. Галерея называется «Я», конечно, не только потому, что моя фамилия начинается на эту букву. Я — это Я. Це личность. Хочется вести разговор с личностью, хочется взаимопонимания и взаимоуважения. Чтобы в этом диалоге для каждого собеседника прозвучал ярче личностный монолог. Для того, чтобы почувствовать себя, чтобы почувствовать себя самим собой. Недаром мы сделали эту галерею в книжном супермаркете «Буква», наполненному книжками. Но эти книжки для зрителя закрыты, все видят лишь переплеты, мы показываем книжку изнутри. Ведь иллюстрации — это также текст и смысл текста.

— Регулярные выставки — единственное назначение галереи «Я»?

— Это должно быть галерея-клуб. С одной стороны. А из другого, она такая маленькая, что большой клуб здесь и не сделаешь. И мы бы хотели, чтобы те люди, которые сюда приходят, приходили еще, приводили своих друзей, детей. У меня очень много работ, которые я не показывал, — около тысячи... И тематически они могут подкладываться под что угодно. С другой стороны, я не хотел бы, чтобы это пространство заполняли исключительно мои работы. Есть такая идея — сделать в галерее театральное представление. Но не простую, а, чтобы единственный актер играл для единственного зрителя. Я когда такое предложил одному актеру, то он сказал, что с одной стороны — это безумие, а из другого — мечта... Потому что уровень такой ответственности даже трудно себе понять. Я хочу также, чтобы здесь происходили презентации книжек. Уже есть некоторые планы, согласованные презентации, так, именно в галерее «Я» Лариса Брюховецкая будет презентовать свою книжку об Иване Миколайчуке. Будет презентация книги Корогодского о Параджанове. Здесь будет то, что для меня дороже всего, и я его буду отдавать. Я имею это, и этим нужно делиться. Что касается меня, то я сделал книги «Тристан и Изольда», «Песня о Роланде», у меня незавершен огромный проект «Три мушкетера». Вместе с Французским культурным центром хочу сделать выставку, которая продемонстрировала бы, как украинец видит давнюю французскую литературу. Недавно вернулся из Парижа и вижу, что в эту идею я точно попадаю.

— Современное искусство не стесняется называть себя коммерческим, а галереи, собственно, одним из главных объяснений своего существования считают рентабельность. Галерея «Я» поддерживает или отрицает такие условия существования художественных ячеек сегодня?

— Здесь будут презентоваться некоммерческие проекты. Некоторые из моих проектов предыдущих лет тормозились или разваливались, но они лежат, и, как показывает время, они достаточно жизнедеятельны и могут быть интересными. Вот и теперь я опять возвращаюсь к Мазепе. Мы хотим сделать «Мазепиану» так, как нужно. Кроме художественных произведений, будут текстовые материалы обо всем том, которое вписывается в эту тему. От высказываний Вольтера к высказываниям Пушкина, которые являются противоположными. Этот проект не имеет литературной основы и, возможно, ее и не нужно. Когда мы начинали работать с Романом Корогодским, там была литературная основа. Но я вышел за ее пределы. Мой Мазепа — это ощущение человека «горе от ума». Это абсолютно барокковый тип.

— Очень неожиданное определение как для этого героя...

— Ну почему же? Человек почувствовал себя почти Икаром, взлетела, отопила крылья, и она падает — этот момент падения и есть барокковость, есть экзистенциализм. Момент падения для меня очень интересен. Мы здесь все время в Украине говорим «мы», «мы, украинцы». Дай боже, чтобы мы это говорили с чувством достоинства. А трагичность людей-лидеров, таких, как Мазепа, Шевченко, в том, что их не поняли. И они сами себя не понимали. Я осознаю, что о Кобзаре такого нельзя говорить, но сегодня, прошу прощение, к Шевченко относятся, как к стогривневой купюре. Говорят о его величии, но не осознают, потому что не читают. Не понимают... Но если две, три, четыре человека начнут воспринимать ту информацию, о которой мы говорим, это уже будет победа. Люди сегодня информацию не воспринимают, а глотают, как гамбургер в фаст-фуде.

— Вы так категорически об этом говорите...

— Недавно мы с женой приехали из Парижа, где работали — каждый день шли в музей. А когда поняли, что все музеи мы не охватим, то сконцентрировались на Лувре, потому что это — первооснова. И учились. Я увидел огромное количество людей, которые ходят туда, приводят своих детей. По Лувру ползают маленькие японцы — они еще ходить не умеют. Это другое восприятие культуры. Он станет на ножки, будет вырастать с этим и будет знать, куда ему нужно будет вести уже своих детей. Понятно, что подавляющее большинство идет смотреть на «Джоконду» — это такой акт маскультуры в Лувре. Но я видел людей, которые прилетели из Австралии, чтобы увидеть намного больше, чем одну «Джоконду». И они потратили для этого деньги — кстати, билет от Сиднея к Парижу стоит всего на 50 евро дороже, чем из Киева. Это абсолютно космополитическая ситуация, которая строится на глубоком понимании личной национальной причастности. И если говорить высокими словами, то мы пытаемся и хотим здесь сделать маленькую Европу. В нашем понимании. Все должно быть логическим, целесообразным и хорошо сделанным: иллюстрация, подача, территория, магазин, информация, контакт. Все должно быть не как декларация — «Я хочу». А просто это нормально. Просто, тогда можно чувствовать себя свободным. Знаете, как говорят англичане, не бывают плохой погоды, а бывают плохая одежда. Если в каждой отрасли будет звучать «Я хочу» — вот тогда мы будем «Мы». О большом французском трагике Тальма говорили: «Когда он выходил на сцену — то перед ним сидела толпа, а когда он шел из сцены — то в зале уже сидела нация». Мне кажется, в этом и заключается задание искусства.

— А те, кто говорит, что это нецелесообразно, немодно...

— ... глубоко ошибаются. Когда-то я прочитал отзыв о художественной выставке. И автор пишет, что она подошла к друзьям художника, который выставлялся, и спросила: «Ну как вам выставка?». А они: но нормально... «Это же такой ужас, — гневается автор. — Это же хуже всего, что может быть для художника!» Но нужно сначала уяснить, что мы принимаем за норму. Если Нагребу проповедь Христа — то это одна норма, а если в магазине продается черствый хлеб — это совсем другая норма. Мы берем высшую норму. Я недаром потратил свою премию для того, чтобы поехать во Францию не просто как турист, прогуляться. А поработать, посмотреть, еще один раз себя спроектировать на эту культуру. И много научился. Можно было бы уже ничего не хотеть, а наесть брюхо и ходить в костюме. Но я радуюсь с того, что я до сих пор хочу и что до сих пор остаюсь идеалистом. Ведь в основе всего того, о чем я рассказывал, лежит огромный идеализм. Неуверенно, для кое-кого это нереально. Но если знать заранее, что это нереально, то ничего не будет. Нужно просто работать. И делиться всем, что у тебя есть.

— Сегодня, кажется, возможное все — ни тебе цензуры, ни табу, одна лишь свобода творческого полета...

— Табу есть в каждом человеке. И чем бы она не занималась — она не разрушает, она строит. Она должна построить храм в своей душе. А если не можешь — хотя бы пытайся. Ну принесешь ты кучу дерьма, обзовешь это художественной акцией, кому от этого будет хорошо?

— Возможно, тому же художнику, автору этой художественной акции, который самовыразился таким способом?

— Художник должен чувствовать удовлетворение от своего творчества. Но не от того, что он сделал то или другое. А от того, что он смог постичь истину, осознать какую-то идею и смог о ней рассказать другим с помощью таланта, которым одарил его Бог. И лучше всего это выходит в тех, кто не отделяет жизни от творчества. Модный московский художник Никас Сафронов любит повторять: «Когда я пишу на заказ — это одно, а когда я работаю в сюрреализме...» Нельзя работать в сюрреализме — нужно в нем жить, нужно быть сюрреалистом. Хотя когда его показывают по телевизору — все видят стопроцентный успех, и немногие пытаются понять, а что это, собственно, за успех. Сидит человек и рассказывает, где у него и какие замки, с какими президентами он встречался, с какими женщинами он спал... Это все время было и будет. Как было и будет настоящее искусство. Тот же Ван Гог, который ухо отрезал для того, чтобы показать своему другу, как он его любит... А затем еще и смог это нарисовать в каждом натюрморте. Вот настоящий успех. То, что он умер безумным или попрошайкой — это не суть важно. Потому что это партикулярная жизнь. А то, что он сделал, это имеет значение. Потому что оно имеет и будет иметь влияние на грядущие поколения. Современное же искусство в большинстве своей делается сегодня на сегодня. И в жизни, и в искусстве есть две категории людей, о которых сказал Станиславский, — любить себя в искусстве или искусство в себе. Вот и все, все очень просто.

— Но и все гениальное — просто...

— Да. Просто, как холодная вода. Мы хотим внедрить в галерее «Я» такую штуку. Каждый, кто приходит сюда, получает стакан холодной воды. Это — просто. Но — на уровне эстетики. Белая одежда, чистая вода, чистый воздух, чистый ум... Это уже не стакан красного, часто не наилучшего вина, которое разливают на презентациях.

— А чем еще, кроме галереи «Я», живое сегодня художник Якутович?

— 10 мая начался один интересный проект на заказ канала «1+1», над которым будет работать режиссер Ростислав Плахов-Модестов. С этим режиссером мы работали над картиной «Еще как мы были казаками». Так вот он должен сделать три фильма для «Документа» Юрия Макарова. Первым будет фильм о гетмане Скоропадского. Потом — о Петлюру, и еще одна лента — о Махне. В фильме о Скоропадского мне придется перед камерой рисовать, оператор все будет фиксировать. Здесь нужно быть, как спортсмен, потому что камера является камерой, время есть время. Полотно — шесть на двенадцать метров, это должно быть три сюжета: мятеж, революция, избрание гетмана. Нужно все вместить, хотя пространство как будто и достаточно большой, но это будет непросто. А еще там будут большие фигуры, которые я буду переставлять, буду играть ими, то есть, буду там и актером. Должны это сделать через две недели.

— А такими стратегическими планами, как возрождение украинской графики, вы проникаетесь?

— 17 июня состоится первый Всеукраинский конкурс графиков имени Георгия Якутовича. Мы хотим поработать совместно с Союзом художников. Потому что когда-то, в советское время, украинская графика считалась чуть ли не самой мощной в Советском Союзе. Графика украинская и сделанная украинцами была личная, она была защелкивающейся на лице моего отца, потом — немножко на моем лице, было еще очень много интересных и талантливых людей. Но все же это выглядело, как пирамида: был Якутович, который брал на себя все. В настоящий момент он пошел. А я... Знаете, он стоял, как Атлант, и держал эту графику. Теперь место пусто. Когда валится гипсовый Атлант — остаются руки. И я в эти руки гипсовые вставил свои. Я не такого телосложения, как отец, но я пытаюсь удержать то, которое еще не завалилось.

— Неужели художественные вузы не производятся с пополнением рядов художников-графиков?

— Много институтов выпускают дипломированных специалистов, но графики, как такой, нет. Графика, в отличие от живописи, очень демократический, доступный вид искусства. Вместе с тем графика может нести большую духовную информацию, историческую, эмоциональную информацию... Будет конкурс, потом хотим здесь сделать выставку лауреатов. Графика должна идти дальше.

— Сергей Георгиевич, а почему вы, как правило, иллюстрируете лишь стопроцентную классику, вещи, художественная возможность которых доказана временами? Более современную литературу вы воспринимаете так же, как и современное изобразительное искусство, которое «сегодня на сегодня»?

— Вы думаете, я не читаю, например, Картасара? Читаю, и не только его одного. Просто я считаю, что все сказано в Евангелии и народных сказках. Это как искусство двадцатого века: есть большая живопись, а затем его начинают делить на кусочки. Пикассо, например, играл в искусство: разламывал целое, какие-то частицы где-то терялись, он составлял что-то совсем другое с того, которое оставалось. В настоящее время наступило время искать и собирать потерянное. Потому что все время жить в разрушенном мире невозможно.

Людмила ОЛТАРЖЕВСКАЯ

Праздник на улице театральных гурманов
«Скрипковый» концерт для Черкащины
Поділіться в соцмережах:twitter.com facebook.com blogger.com livejournal.ru
Ще записи на тему
Незнаний Шевченко. Незручні тексти Шевченка
Незнаний Шевченко. Незручні тексти Шевченка
ІV Всеукраинская выставка «Бисер: Вчера. Сегодня. Завтра»
ІV Всеукраинская выставка «Бисер: Вчера. Сегодня. Завтра»
Портрет Тараса Шевченко из шелухи лука и чеснока
Портрет Тараса Шевченко из шелухи лука и чеснока
Патриарх за завесой пыли, или пропаганда на имени Шевченко
Патриарх за завесой пыли, или пропаганда на имени Шевченко
Залиште коментар!

Коментар буде опубліковано після перевірки

Ви можете ввійти за допомогою свого логіна або зареєструватися тут.

(обязательно)

  • Афіша подій
  • Кіно і Театр
  • Музика
  • Образотворче мистецтво
  • Література
  • Людина і суспільство
  • Мозаїка життя
Останні коментарі
Фантастика Форума
  • GustavoNig » Легко ли быть наблюдателем, когда вокруг творится зло и нельзя вмешаться, навести порядок, защитить? Главный...
Украина победитель Евровидения 2016
  • Stasya » Хто з 2022 року? У 2016 ми ще не знали, що знову виграємо Євробачення!
  • Головна
  • Про сайт
  • Коментарі
  • Контакти
  • Архів
×
Пошук по сайту
© Новини культури та мистецтва, 2025.