
Культурная экзистенция современной Украины во многом уникальна. Растоптанное сапогами постсоветских реалий, отечественное киноискусство вот уже третье десятилетие подряд неуверенно балансирует между стадиями зачатия и формирования плода, при этом постоянно рискуя задушиться собственной пуповиной.
Сами понятия «культура» и «искусство» на фоне среды, в котором старые ценности уже умерли, а новые были еще не рожавшими, где элита является самопровозглашенной тусовкой плебеев, где в качестве эталона успеха выступают стрекозы, а эталоном красоты - варварская роскошь, выглядят достаточно гротескно. Украинское игровое или массовое, кино пострадало больше всего. Все эти годы оно валялось в пыли, сбитое с ног, где-то на обочине государственных процессов, и упавшим голосом просило о помощи. Хотя какой помощи можно дождаться в стране, где развивается только футбол? Магическое словосочетание «новый украинский фильм» в условиях стабильного «улучшения жизни уже сегодня» кажется неудачной шуткой. Но это не шутка. В Украине действительно снимают собственное игровое кино!
Нельзя сказать, что тема исторического кино вообще и Второй мировой в частности является простой для экранизации. Зато, очень легко наломать дров и снять какой-либо эпический псевдоисторический бред, чем с успехом занимаются в течение последних лет наши северо-восточные соседи. В историческом смысле фильм Михаила Ильенко не рассказывает ничего нового - в конечном итоге, о штрафбатах, лагерях снимали и раньше, - но показывает войну войной, без присущего русским лентам пафоса, показухи (ведь не все солдаты советской армии были москвичами), без чернухи, блатных диалогов, с другой стороны - без лишнего натурализма, крови и грохота, чем так злоупотребляют американцы. Думаю, большинству молодежи не понравится эта простая, романтичная, местами наивная и сентиментальная «баллада о солдате». Фильм откровенно диссонирует с хмурыми, циничными трендами постмодернизма; невзирая на все сложные сюжетные перипетии, он просто-таки пропитан жизнеутверждающей линией. Смотрите бесплатно онлайн «Тот кто прошел сквозь Огонь» — вне сомнений, это хороший фильм.
Слабые места в ленте есть, но останавливаться на них нет смысла. Не следует забывать о том, что работа над фильмом несколько раз останавливалась из-за недофинансирования (самая большая пауза длилась полтора года), в результате чего съемки растянулись на период с 2007 по 2011 год. Яркой чертой в нем было украинство. О нем можно уверенно говорить, что это - кино, снятое украинцами для украинцев и об украинцах. Да, с украинским акцентом в фильме говорят и зеки, и американцы, и даже отдельные чукчи с индианцами (в целом в течение фильма русским и украинским говорил приблизительно наполовину, в чем также присутствует определенный символизм). Не скажу, что такое несколько гипертрофированное, по моему мнению, украинство фильма мешает, но его точно будет сложно воспринимать зрителям, не знакомым с нашей национальной спецификой. С другой стороны, Ильенко будто напоминает каждым кадром: «Не забывайте, это кино - наше, его не было вчера и завтра оно опять может исчезнуть. Смотрите, пока есть шанс».
Трудно быть объективным, когда идет речь о вкладе фильма «Тот кто прошел сквозь Огонь» в мировой кинематограф. Но Украине он бесспорно нужен.