What in UA - Новини культури і мистецтва

Украинцы - составляющая часть феномена Парижской школы

Людина і суспільство, Образотворче мистецтво, Літературакниги / мистецтво / художник
Дмитро КовальчукКоментарі: 0Перегляди: 371
4
серпня
2011
Украинцы - составляющая часть феномена Парижской школы

Про новейшие тенденции в искусстве и других сферах сегодня можно узнать благодаря интернету, новейшим средствам коммуникации. А из второй половины XIX века (после появления импрессионистов) до 1939 года для этого надо было ехать в Париж, который был тогда своеобразной Меккой для художников, художественной столицей мира (после 1945 года центр переместился в Нью-Йорк).

Столица Франции привлекала художников из разных стран, и из Украины тоже. Сформировался феномен Парижской школы, частью которого были украинские художники. Кандидат искусствоведения, заведующий отдела европейского искусства ХИХ — ХХ веков Львовской галереи искусств Вита Сусак начала исследовать украинскую составляющую Парижской школы 1997 года, впервые приехав тогда в столицу Франции. В конце прошлого года в издательстве «Родословная» увидела мир ее основательная, масштабная и уникальная монография-альбом «Украинские творцы Парижа. 1900-1939». К слову, книга одержала победу в номинации «Визитовка. Искусство» во Всеукраинском рейтинге «Книга года 2010».

Относительно процесса подготовки исследования к печати, то за право публикации многих произведений издательству приходилось платить согласно международным стандартам.

А накануне выхода книги, как рассказал автор, наступил достаточно драматический момент, когда на саму печать денег недоставало: «В октябре прошлого года я обратилась к своим друзьям, знакомым и попросила поддержать - купить книгу заранее, за 400 гривен. Через избирательную кампанию было тяжело найти одного »большого« спонсора, но отозвалось много людей - те, кто действительно был заинтересован, и те, для кого 50 долларов - небольшая потеря. Кое-кто дал большие суммы, потом приобщился федеральный кредитовый союз «Самопомич» в Нью-Йорке, издательство «А-Ба-Ба-Га-Ла-Ма-гектар». Теперь в книжных магазинах книга стоит 550 гривен, и я очень утешена, что первые спонсоры не проиграли».

Вита Сусак планирует подготовить отдельные издания об Алексе Грищенко, а также об Александре Архипенка как о художнике и как о человеке (с архивом художника она работала 9 месяцев в США).

— Какой является структура издания?

prezentacja v Ukr muzei u New York — В книге подано развитие явления Парижской школы от 1900 до 1939 года. Выделены две основных волны: первая — художники, которые приехали в Париж до 1914 года, вторая — те, кто прибыл сразу после Первой мировой войны, в начале 1920-х и до 1939 года. Есть главы, в которых подана общая характеристика Парижской школы, о деятельности Украинского общества в Париже (1909-1914), объединение украинцев в 1920 гг., и глав о наиболее интересных представителях первой и второй волны — Александре Архипенка, Соне Делоне, Софии Левицьку, Владимире Баранова-Россине, Алексе Грищенко, Василия Хмелюка, Николая Глущенка, Михаила Андриенка и другого. Важной частью книги являются дополнения, которые содержат «Парижский словарь украинских творцов» (насчитывает 250 имен), который я заключала на основании каталогов «Осеннего салона» и «Салона независимых», словарей и каталогов выставок тех времен.

— Вы вспоминаете также тех, кто потом вернулся в Украину.

— Да, в книге есть имена не только тех из Украины, кто остался в Париже, но и тех, кто там учился, провел несколько лет, а потом вернулся домой. Поэтому в ней фигурируют Модест Сосенко, Михаил Бойчук, Роман и Маргит Сельськи, Роман Турин и др. На Сосенка очень повлияло парижское Арт нуво, он потом применял этот стиль здесь, в Галиччине, используя местное народное искусство. Без Парижа мы не имели бы того Сосенка, не имели бы и Бойчука. Эта книга освещает значение столицы Франции для украинского искусства начала ХХ ст. Конечно, главное внимание уделено тем мастерам, которые остались в Париже, избрав творческую свободу и свободный стиль жизни этого магического города. Уже в настоящее время меня спрашивают, почему в книге не упомянут тот или другой художник (Эрдеи, например), который также находился в Париже. Невозможно было вспомнить всех, и надо было когда-то остановиться. Теперь это исследование может стать толчком для уточнений, для новых монографий.

— Справедливой ли была судьба к этим художникам? Талантлив ли кто-то, возможно, потерялся?

— Когда они туда приехали, они все были бедные, никому не известные чужестранцы, все уровни в этой лотерее или своеобразном соревновании за получение славы. Никто не знал, кому достанется счастливый билет, как в ситуации из Шагалом, Сутиным или Модильяни. Надеялся каждый, выиграли единицы. Думаю, что все-таки сильные таланты, даже если бы они не познали славу при жизни, все равно вышли бы на поверхность впоследствии. Талант не спрячешь. И если ты не имеешь большого дара, тебе поставят диагноз «наследования», или что «работал под влиянием». Произведения Х. Сутина и В. Хмелюка достаточно подобные между собой, выполненные в экспрессивной, динамической манере Ecole de Paris. Трудно сказать почему Сутин стал всемирно-известным, а о Василии Хмелюка знают намного меньше и признают влияние на него Сутина. Или, возможно, было наоборот? Думаю, что нет. Невзирая на многочисленные субъективные факторы, невзирая на роль случая в каждой конкретной ситуации, есть вещи объективные. Пикассо имел разные периоды в своем творчестве, но его потуга и энергия убедительны.

— Каким является условный рейтинг украинских художников Парижской школы?

— В первую очередь, конечно, те, кто продуцировал новые идеи. Наиболее оригинальный взнос украинцев в скульптуре. Идеи, внедренные Александром Архипенком, мировое искусство развивало на протяжении всего XX века. Идет речь об использовании отверстий, цвета в скульптуре, о применении новых материалов и мобильных конструкций. Скульптурные ассамбляжи, что их предложил Владимир Баранов-Россине еще в 1914 г., стали подсказкой для поисков дадаистов. Эти два имени вошли в историю мирового авангарда ХХ ст. В сфере живописи и дизайна мировую славу получила Соня Делоне, развив эмоциональные и динамические возможности чистого цвета. Признанным в мире является творчество Александры Экстерр, которая в 1910 гг. была своеобразным «курьером» между Парижем и Киевом и распространяла в Украине новейшие художественные идеи. Оригинальным украинским взносом была «Школа возобновления византийского искусства» Михаила Бойчука, что возникла в Париже в 1909-1910 гг. К ярким представителям «второй волны» принадлежат Грищенко, Глущенко, Хмелюк, Андриенко, Редько. Надо вспомнить значительное количество еврейских художников, которые выехали и из восточной Украины, и из Галичины — Мане-Каца, Рыбака, Минчина, Готлиба, Менкеса, Креца и др. — и своим творчеством формировали лицо Парижской школы.

— В чем суть феномена Парижской школы?

— Термин «Парижская школа» применяют к художникам-иностранцам, которые приехали в Париж в первой трети ХХ ст. Феномен заключается в том, что столица Франции абсорбировала художников не французов, и они вытворили идеи, которые сделали продвижение в искусстве XX века. Ни Модильяни, ни Пикассо, ни Архипенко, ни Делоне не были французами. Вобрав традиции французского искусства, они повлияли на мировой художественный процесс. И это происходило в Париже. Этот феномен не просто было признать даже самим французам. Но когда они начали удаваться к этническим разделениям, то поняли, каких имен будут лишаться. Первая большая выставка «Парижская школа. Часть Другого» состоялась в Париже лишь в 2000 г., где было представлено около 80 имен художников не французов (из украинцев — произведения Александра Архипенка).

— Тогдашняя художественная среда Парижа была богемной.

— Да, это была богемная среда. И была свобода — каждый мог быть тем, кем хотел, рисовать так, как хотел, общаться с тем, с кем хотел. И что важно, Париж уже тогда имел очень насыщенную художественную среду. Ведь самих художников недостаточно. Нужные пространства галерей, салонов, музеев, где они могут выставить свои произведения. Но и этого маловато. Потому что если они представят свои произведения, а на них никто не прореагирует, то не будет обратной связи. Нужное наличие профессиональных критиков, которые бы проанализировали работы, выразили свое отношение, чтобы художники поняли, двигаться ли им дальше в том же направлении, или нет, какие сейчас тенденции и тому подобное. Кроме того, необходимое наличие художественного рынка, художники должны из чего-то жить. Собственно, в Париже формировались эти составляющие, которые сейчас функционируют в мире и которых до сих пор нет во Львове.

— Каким тогда было художественное образование? Централизованной или сосредоточенной в мастерских?

— Художественное образование было разным. На начало XX века дальше существовали академии как традиционные учебные заведения, но появилось и очень много частных художественных школ, особенно в Париже. Тогда уже бытовала мысль, что художнику не стоит идти в академию и получать классическое образование, чтобы не испортили свой талант, а лучше учиться у интересных мастеров. Большинство выходцев из Украины получили начальное образование на родине в художественных училищах Киева, Одессы, Львова, то есть они не начинали свою парижскую карьеру с нуля.

— Расскажите о связи Парижской школы и Львова.

— О связках между Парижем и Львовом в 1930 годы я пишу в отдельной главе, в частности о выставках в 1931 г. и в 1933 г. произведений парижской группы украинских художников, которые состоялись во Львове по инициативе АНУМ и Национального музея. В отличие от восточной Украины, Львов хранил тесные контакты с Европой к самому началу Второй мировой войны. Многие художники могли поехать к Парижа и потом вернуться, не очень было разрывать с родиной навсегда. Так сделали Сельський, Ярослава Музика, немало польских, еврейских художников. Скажем, Маргит Сельська училась в Фернана Леже, Роман Сельський был в Париже вместе с краковскими капистами. Фактически, то, что они взяли от французской школы, потом передали в 1960-1970 годах во Львове. И это обозначило специфику львовской школы, ее отличие от харьковской или киевской. Если европеец приедет и посмотрит на произведения Сельского или Сельской, то скажет: и это же влияние Парижа. И это так.

Влияние интернета на будущее человеческой культуры
Боевой Гопак - искусство танца и поединка
Поділіться в соцмережах:twitter.com facebook.com blogger.com livejournal.ru
Ще записи на тему
Виставка «Хліб» – сакральне й буденне, культурний код та метафора буття
Виставка «Хліб» – сакральне й буденне, культурний код та метафора буття
Після тисячі історій — одне запитання: хто є героєм сьогодні?
Після тисячі історій — одне запитання: хто є героєм сьогодні?
XR-виставка «Чорнобиль у війні» – архіви, свідчення, 3D-моделі, панорами 360°, відеоінтерв’ю – доповнена реальність для школи
XR-виставка «Чорнобиль у війні» – архіви, свідчення, 3D-моделі, панорами 360°, відеоінтерв’ю – доповнена реальність для школи
«Шлях до спокою» VR-терапія – український прорив у лікуванні посттравматичного стресу
«Шлях до спокою» VR-терапія – український прорив у лікуванні посттравматичного стресу
Залиште коментар!

Коментар буде опубліковано після перевірки

Ви можете ввійти за допомогою свого логіна або зареєструватися тут.

(обязательно)

  • Афіша подій
  • Кіно і Театр
  • Музика
  • Образотворче мистецтво
  • Декоративно-прикладне мистецтво
  • Література
  • Людина і суспільство
Останні записи
  • Виставка «Хліб» – сакральне й буденне, культурний код та метафора буття
  • Гурт ТІК, The Кум & Просто Енджі, Yurcash, Тетяна Власова, Юрій Строкань, Татуся Бо: «НаШапку» анонсує зірковий грудень у Pepper's Club та Docker-G
  • «Вишиванка» - нова музична відео робота про Збройні Сили України від співачки Охтирчанка
  • МʼЯТА презентує “На нервах”: музична історія крихкості та незламних почуттів
  • «0,5 | Навпіл» – ювілейна виставка творів кераміки Леоніда Нагірняка
Найпопулярніше
  • Книга «Jingle Bellz» Олексія Анулі: шокуюча сповідь українського воїна про виживання у російському полоні 44
  • Виставка «Хліб» – сакральне й буденне, культурний код та метафора буття 16
  • Коли колір розкриває душу – виставка «Жіноча енергія» Валентина Метика 7
  • «Параска Власенко. Симфонія кольору і орнаменту» – код нації у квітці, 125 років геніальної майстрині 6
  • Арт-бесіда «Олександр Мурашко: між реалізмом та імпресіонізмом» Ганна Владимирська 5
  • Виставка «Тендітна квітка Катерини Білокур» у Києві – до 125-річчя видатної художниці 4
  • XR-виставка «Чорнобиль у війні» – архіви, свідчення, 3D-моделі, панорами 360°, відеоінтерв’ю – доповнена реальність для школи 4
  • Виставка Ольги Кравченко «Меланхолія» – пастелі 4
  • Волелюбність, гідність, гумор, креативність та емоційна глибина — які ще риси притаманні українцям, з’ясовував проєкт «Архетип нації» 4
  • Після тисячі історій — одне запитання: хто є героєм сьогодні? 3
Останні коментарі
Книга «Jingle Bellz» Олексія Анулі: шокуюча сповідь українського воїна про виживання у російському полоні
  • Arnoldas » Where can I buy this book?
  • Дмитро Ковальчук » Інформація про книгу, та як її купити, на офіційних сторінках Олексія: https://www .instagram.com/ anulia_oleksii/ https://www. instagram.com/jingle .bellz.book/
  • Анонім » Хочу купити
  • Тетяна » Хочу купити книгу “Jingle Bellz”.
СЛАВА+ Інтерв'ю з зірками шоу-бізнесу Відео
  • Денз » Завдяки Славі Дьоміну можна побачити рейтинг українських зірок (умовно, на його каналі): 1. ОЛЕКСАНДР і КАТЕРИНА...
  • Головна
  • Про сайт
  • Коментарі
  • Підтримати сайт
  • Контакти
  • Архів
×
Пошук по сайту
© What in UA Новини культури та мистецтва, 2025.