What in UA - Новини культури і мистецтва

Украинцы - составляющая часть феномена Парижской школы

Людина і суспільство, Образотворче мистецтво, Літературакниги / мистецтво / художник
Дмитро КовальчукКоментарі: 0Перегляди: 245
4
серпня
2011
Украинцы - составляющая часть феномена Парижской школы

Про новейшие тенденции в искусстве и других сферах сегодня можно узнать благодаря интернету, новейшим средствам коммуникации. А из второй половины XIX века (после появления импрессионистов) до 1939 года для этого надо было ехать в Париж, который был тогда своеобразной Меккой для художников, художественной столицей мира (после 1945 года центр переместился в Нью-Йорк).

Столица Франции привлекала художников из разных стран, и из Украины тоже. Сформировался феномен Парижской школы, частью которого были украинские художники. Кандидат искусствоведения, заведующий отдела европейского искусства ХИХ — ХХ веков Львовской галереи искусств Вита Сусак начала исследовать украинскую составляющую Парижской школы 1997 года, впервые приехав тогда в столицу Франции. В конце прошлого года в издательстве «Родословная» увидела мир ее основательная, масштабная и уникальная монография-альбом «Украинские творцы Парижа. 1900-1939». К слову, книга одержала победу в номинации «Визитовка. Искусство» во Всеукраинском рейтинге «Книга года 2010».

Относительно процесса подготовки исследования к печати, то за право публикации многих произведений издательству приходилось платить согласно международным стандартам.

А накануне выхода книги, как рассказал автор, наступил достаточно драматический момент, когда на саму печать денег недоставало: «В октябре прошлого года я обратилась к своим друзьям, знакомым и попросила поддержать - купить книгу заранее, за 400 гривен. Через избирательную кампанию было тяжело найти одного »большого« спонсора, но отозвалось много людей - те, кто действительно был заинтересован, и те, для кого 50 долларов - небольшая потеря. Кое-кто дал большие суммы, потом приобщился федеральный кредитовый союз «Самопомич» в Нью-Йорке, издательство «А-Ба-Ба-Га-Ла-Ма-гектар». Теперь в книжных магазинах книга стоит 550 гривен, и я очень утешена, что первые спонсоры не проиграли».

Вита Сусак планирует подготовить отдельные издания об Алексе Грищенко, а также об Александре Архипенка как о художнике и как о человеке (с архивом художника она работала 9 месяцев в США).

— Какой является структура издания?

prezentacja v Ukr muzei u New York — В книге подано развитие явления Парижской школы от 1900 до 1939 года. Выделены две основных волны: первая — художники, которые приехали в Париж до 1914 года, вторая — те, кто прибыл сразу после Первой мировой войны, в начале 1920-х и до 1939 года. Есть главы, в которых подана общая характеристика Парижской школы, о деятельности Украинского общества в Париже (1909-1914), объединение украинцев в 1920 гг., и глав о наиболее интересных представителях первой и второй волны — Александре Архипенка, Соне Делоне, Софии Левицьку, Владимире Баранова-Россине, Алексе Грищенко, Василия Хмелюка, Николая Глущенка, Михаила Андриенка и другого. Важной частью книги являются дополнения, которые содержат «Парижский словарь украинских творцов» (насчитывает 250 имен), который я заключала на основании каталогов «Осеннего салона» и «Салона независимых», словарей и каталогов выставок тех времен.

— Вы вспоминаете также тех, кто потом вернулся в Украину.

— Да, в книге есть имена не только тех из Украины, кто остался в Париже, но и тех, кто там учился, провел несколько лет, а потом вернулся домой. Поэтому в ней фигурируют Модест Сосенко, Михаил Бойчук, Роман и Маргит Сельськи, Роман Турин и др. На Сосенка очень повлияло парижское Арт нуво, он потом применял этот стиль здесь, в Галиччине, используя местное народное искусство. Без Парижа мы не имели бы того Сосенка, не имели бы и Бойчука. Эта книга освещает значение столицы Франции для украинского искусства начала ХХ ст. Конечно, главное внимание уделено тем мастерам, которые остались в Париже, избрав творческую свободу и свободный стиль жизни этого магического города. Уже в настоящее время меня спрашивают, почему в книге не упомянут тот или другой художник (Эрдеи, например), который также находился в Париже. Невозможно было вспомнить всех, и надо было когда-то остановиться. Теперь это исследование может стать толчком для уточнений, для новых монографий.

— Справедливой ли была судьба к этим художникам? Талантлив ли кто-то, возможно, потерялся?

— Когда они туда приехали, они все были бедные, никому не известные чужестранцы, все уровни в этой лотерее или своеобразном соревновании за получение славы. Никто не знал, кому достанется счастливый билет, как в ситуации из Шагалом, Сутиным или Модильяни. Надеялся каждый, выиграли единицы. Думаю, что все-таки сильные таланты, даже если бы они не познали славу при жизни, все равно вышли бы на поверхность впоследствии. Талант не спрячешь. И если ты не имеешь большого дара, тебе поставят диагноз «наследования», или что «работал под влиянием». Произведения Х. Сутина и В. Хмелюка достаточно подобные между собой, выполненные в экспрессивной, динамической манере Ecole de Paris. Трудно сказать почему Сутин стал всемирно-известным, а о Василии Хмелюка знают намного меньше и признают влияние на него Сутина. Или, возможно, было наоборот? Думаю, что нет. Невзирая на многочисленные субъективные факторы, невзирая на роль случая в каждой конкретной ситуации, есть вещи объективные. Пикассо имел разные периоды в своем творчестве, но его потуга и энергия убедительны.

— Каким является условный рейтинг украинских художников Парижской школы?

— В первую очередь, конечно, те, кто продуцировал новые идеи. Наиболее оригинальный взнос украинцев в скульптуре. Идеи, внедренные Александром Архипенком, мировое искусство развивало на протяжении всего XX века. Идет речь об использовании отверстий, цвета в скульптуре, о применении новых материалов и мобильных конструкций. Скульптурные ассамбляжи, что их предложил Владимир Баранов-Россине еще в 1914 г., стали подсказкой для поисков дадаистов. Эти два имени вошли в историю мирового авангарда ХХ ст. В сфере живописи и дизайна мировую славу получила Соня Делоне, развив эмоциональные и динамические возможности чистого цвета. Признанным в мире является творчество Александры Экстерр, которая в 1910 гг. была своеобразным «курьером» между Парижем и Киевом и распространяла в Украине новейшие художественные идеи. Оригинальным украинским взносом была «Школа возобновления византийского искусства» Михаила Бойчука, что возникла в Париже в 1909-1910 гг. К ярким представителям «второй волны» принадлежат Грищенко, Глущенко, Хмелюк, Андриенко, Редько. Надо вспомнить значительное количество еврейских художников, которые выехали и из восточной Украины, и из Галичины — Мане-Каца, Рыбака, Минчина, Готлиба, Менкеса, Креца и др. — и своим творчеством формировали лицо Парижской школы.

— В чем суть феномена Парижской школы?

— Термин «Парижская школа» применяют к художникам-иностранцам, которые приехали в Париж в первой трети ХХ ст. Феномен заключается в том, что столица Франции абсорбировала художников не французов, и они вытворили идеи, которые сделали продвижение в искусстве XX века. Ни Модильяни, ни Пикассо, ни Архипенко, ни Делоне не были французами. Вобрав традиции французского искусства, они повлияли на мировой художественный процесс. И это происходило в Париже. Этот феномен не просто было признать даже самим французам. Но когда они начали удаваться к этническим разделениям, то поняли, каких имен будут лишаться. Первая большая выставка «Парижская школа. Часть Другого» состоялась в Париже лишь в 2000 г., где было представлено около 80 имен художников не французов (из украинцев — произведения Александра Архипенка).

— Тогдашняя художественная среда Парижа была богемной.

— Да, это была богемная среда. И была свобода — каждый мог быть тем, кем хотел, рисовать так, как хотел, общаться с тем, с кем хотел. И что важно, Париж уже тогда имел очень насыщенную художественную среду. Ведь самих художников недостаточно. Нужные пространства галерей, салонов, музеев, где они могут выставить свои произведения. Но и этого маловато. Потому что если они представят свои произведения, а на них никто не прореагирует, то не будет обратной связи. Нужное наличие профессиональных критиков, которые бы проанализировали работы, выразили свое отношение, чтобы художники поняли, двигаться ли им дальше в том же направлении, или нет, какие сейчас тенденции и тому подобное. Кроме того, необходимое наличие художественного рынка, художники должны из чего-то жить. Собственно, в Париже формировались эти составляющие, которые сейчас функционируют в мире и которых до сих пор нет во Львове.

— Каким тогда было художественное образование? Централизованной или сосредоточенной в мастерских?

— Художественное образование было разным. На начало XX века дальше существовали академии как традиционные учебные заведения, но появилось и очень много частных художественных школ, особенно в Париже. Тогда уже бытовала мысль, что художнику не стоит идти в академию и получать классическое образование, чтобы не испортили свой талант, а лучше учиться у интересных мастеров. Большинство выходцев из Украины получили начальное образование на родине в художественных училищах Киева, Одессы, Львова, то есть они не начинали свою парижскую карьеру с нуля.

— Расскажите о связи Парижской школы и Львова.

— О связках между Парижем и Львовом в 1930 годы я пишу в отдельной главе, в частности о выставках в 1931 г. и в 1933 г. произведений парижской группы украинских художников, которые состоялись во Львове по инициативе АНУМ и Национального музея. В отличие от восточной Украины, Львов хранил тесные контакты с Европой к самому началу Второй мировой войны. Многие художники могли поехать к Парижа и потом вернуться, не очень было разрывать с родиной навсегда. Так сделали Сельський, Ярослава Музика, немало польских, еврейских художников. Скажем, Маргит Сельська училась в Фернана Леже, Роман Сельський был в Париже вместе с краковскими капистами. Фактически, то, что они взяли от французской школы, потом передали в 1960-1970 годах во Львове. И это обозначило специфику львовской школы, ее отличие от харьковской или киевской. Если европеец приедет и посмотрит на произведения Сельского или Сельской, то скажет: и это же влияние Парижа. И это так.

Влияние интернета на будущее человеческой культуры
Боевой Гопак - искусство танца и поединка
Поділіться в соцмережах:twitter.com facebook.com blogger.com livejournal.ru
Ще записи на тему
Почему украинцы не знают свою историю?
Почему украинцы не знают свою историю?
Залиште коментар!

Коментар буде опубліковано після перевірки

Ви можете ввійти за допомогою свого логіна або зареєструватися тут.

(обязательно)

  • Афіша подій
  • Кіно і Театр
  • Музика
  • Образотворче мистецтво
  • Література
  • Людина і суспільство
  • Мозаїка життя
Найпопулярніше
  • Відео про чудеса України - проект «7 чудес України» 1
  • Аудіокниги Шкільна програма - Оксана Литвиненко 1
Останні коментарі
Шановний Пацюк - архетипы Украины
  • Dimochka » Алексей Арестович покинул Украину в сентябре 2023 года, предположительно, с помощью письма от Главного управления...
Причини війни та образ ворога: від фантастики Філіпа Діка до психології сучасних конфліктів
  • Анонім » У оповіданні чітко сказано – це психічно хворі люди. Навіщо всі ці натяки про суспільство...
  • Андрій » Ход думок, приблизно такий: Люди створюють ворога, щоб відчути контроль. Істерія стає заразною, страх передається як вірус. Ворог...
Война с сексуальным гламуром Александра Ктиторчука
  • Tessa » Ось і догрався Ктиторчук у сексуальний гламур: "Відомий фотограф Олександр Ктиторчук проведе за ґратами 12...
СЛАВА+ Інтерв'ю з зірками шоу-бізнесу Відео
  • Vicster » СЛАВА+ витягнув на світ божий всі секрети наших зірок. Мабуть це найбільша підбірка інтерв'ю за...
  • Головна
  • Про сайт
  • Коментарі
  • Контакти
  • Архів
×
Пошук по сайту
© Новини культури та мистецтва, 2025.