
Многие жалуются, что нынешнее межсезонье не способствует хорошему настроению. Но этой проблеме можно помочь, посетив киевские музеи. Выставки, которые там экспонируются, улучшат и моральное, и физическое самочувствие.
Биография на языке фотоискусства
Классик утверждал, что рукописи не горят. Нетускнеют от времени и певчие голоса высокой пробы. Свидетельство тому - записи народной артистки Украины и СССР Марии Литвиненко-Вольгемут, которые и до сих пор охотно слушаем по радио. При жизни корифейка оперной сцены пропела 85 оперных партий и свыше 200 украинских народных песен. К 120-летию артистки в столичном мемориальном доме-музее Марии Заньковецкой экспонируется выставка «Страницами фотоальбома большой украинской певицы».
Ее название объясняется тем, что подавляющую часть экспозиции составляют фото певицы в жизни и в ролях из представлений. Кроме них, можно увидеть несколько документов и костюм легендарной Одарки из оперы С. Гулака-Артемовского «Запорожец за Дунаем» - одной из самых любимейших героинь актрисы.
Фотографии останавливают волшебные мгновения создания Марией Ивановной образов Натальи («Наталья Полтавка»), Лизы («Пиковая дама»), Ярославны («Князь Игорь»), Анна («Наймичка») и других. Языком фотографий ведется сказание и о театрах, где служила певица, художников, с которыми сотрудничала. Среди них - Николай Садовский, Лесь Курбас, Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Иван Паторжинский. О месте каждого из них в творческой судьбе оперной примы узнают те, кто посетит выставку. Она будет длиться до конца апреля.
Китайская живопись, или европейская графика
Музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко продолжает знакомить общественность с предметами своей коллекции классического искусства Китая, которая насчитывает около 350 произведений живописи на бумажных и шелковых свитках. 40 таких работ, посвященных теме духов-божеств, покровителей людей разных религий, представлено на выставке «Небожители (образы божеств в китайском классическом искусстве)».
Пожаловав на нее, узнаете: то, что традиционно называют китайской живописью, в действительности является графикой в европейском понимании, ведь художники рисовали не маслом, а цветной тушью. Здесь есть много символов трех религий - буддизма, даосизма и конфуцианства, которые в китайском сознании слились в одну. В разнообразной символике - реальны и фантастические животные, человекоподобные боги и обожаемые исторические личности.
Убеждаемся, например, что треногая лягушка - не выдумка современных специалистов по феншую. Ее культы существовали в Китае еще с третьего тысячелетия до нашей эры. Это животное считалось оберегом сокровищ. На рисунках немало изображения фениксов и драконов, что в китайской культуре олицетворяют женскую и мужскую сущность.
Экспонируются также произведения скульптуры и декоративно-прикладного искусства 17 - началу 20 века, которые демонстрируют уникальность китайской художественной традиции. Поэтому гости музея могут насладиться художественными творениями, изготовленными из прикорневой части белого тополя или лаврового дерева, бронзы, слоновой кости. Выставка будет работать до 10 мая.
Вот вам вышитый Малевич
Выставка в рамках широкомасштабного проекта «Возрожденные шедевры» в Музее Леси Украинки предлагает осмотреть необычные работы. Это вышивки народных мастеров за эскизами художников-авангардистов. Эксперимент их сотрудничества проводили в конце ХIХ - в начале ХХ веков в вышивальных центрах Украины - Скопицях и Вербивцах. Образованные меценатки Наталия Давидова, Варвара Ханенко в своих имениях организовывали ателье-артели, где собирали народных вышивальщиц и предоставляли им работу.
Тогда эти творения были новым словом в искусстве, они триумфально прошли по выставкам в европейских столицах. Но после революции большинство плодов симбиоза были потеряны. Но благодаря эскизам, которые сохранились в музеях Киева и Москвы, а также частных коллекциях, вышивки удалось возобновить. Это сделали преподаватели и студенты столичного Института декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Поэтому посетители выставки могут должным образом оценить своеобразие сотрудничества художников-авангардистов и народных мастеров. Признаками произведений является нетрадиционный композиционный строй работ, сочетания супрематичной (то есть беспредметной) живописи с колористикой, которая предоставляет ему экспрессии. В экспозиции представленные произведения живописцев Александры Экстерр, Казимира Малевича, Любви Попа, Нины Удальцовой, Ольги Розановой, вышитые Анной Собачко-шостак, Параскою Власенко, Евменом Пшеченком, Василием Довгошией.