
В уже известной любителям приключенческой литературы серии Лауреаты конкурса «Коронация слова» в этом году вышла книга Леси Демской «Женщина с мечом».
Это не рассказ о женщине-воине, которая в полуголом виде (классика сегодняшних сериалов) профессионально орудует мечом, палкой или еще чем-то откровенно неженственным. (Кстати, меня всегда удивляло: неужели в таком соблазнительном виде красавица лучше защищена или так ей удобнее «бороться за дело правое»?).
Но все же книга Леси Демской не обо всем этом. В современной жизни монстры носят не рога и хвосты, а изысканные костюмы. Они порабощают своих жертв не силой, а с помощью денег, играя на их слабинках и притворяясь хорошими друзьями. Против таких «друзей» бороться тяжелее, потому что даже женщине иногда более легко дать физически отпор нападающему, чем оскорбить человека, который «жмет» на тебя, но откровенно не нападает.
Ларка, главная героиня романа, — молодая и перспективная художница. Своим успехом она обязана не только бесспорному таланту, но и хитрому менеджеру Сашке, который имеет нужные связи и знает, с кем договариваться о выставках, проектах. Он даже манипулирует жизнью своей подопечной — например, знает, как заставить Ларису страдать — для того, чтобы полотна выходили более проницательными. Нет, об амурных делах здесь не идет речь. У Ларисы есть прекрасный мужчина, который ее любит, доверяет, не загружает талантливую женщину домашними делами и помогает тогда, когда его помощь очень нужна. Иван — это практически идеал спутника жизни и вторая для эмансипированной и гордой женщины, которая уверена в себе и в собственных силах. Не даром говорят, что только умный и сильный мужчина может жить рядом с женщиной, которую в нашем обществе, где еще и до сих пор распространена мысль «пусть пьет, бьет, деньги не дает, но мужик в доме есть», считали бы феминисткой.
Приключенческая нить романа — это ряд несчастных случаев, которые сопровождают Ларисиних коллег, которые хотели выйти из-под опеки Сашка (наркотики, безумие, аборт и даже трагическая смерть одного из художников). Лариса неожиданно узнает, что ее менеджер когда-то был причастен к трагедии в ее жизни, а к тому же она беременная, а до конца срока действия контракта еще 3 года. В контракте же предусмотрено, что ничего личного не должно мешать карьере художницы. Следовательно, ради свободы, ради семейного счастья и ради ребенка Лариса решает избавиться от опеки своего менеджера, но так, чтобы он не смог отомстить ей.
И она начинает «копать компромат» на Сашка. Оказалось, что он занимался перепродажей картин украинских художников за границу, причем эти работы какие-то «забугорные» художники выдавали за свои. На совести менеджера несколько искалеченных судьб, а в арсенале есть и подкупленная пресса, и «ручной» заслуженный художник преклонных лет, который распределяет художественные блага: имеет доступ к организации престижных выставок или решает, кого из молодых художников посылать на «Римскую Экспозицию».
Интриги, игра на публику, умение держать себя в руках и не считаться с ядом завистников, встреча с прежним любимым, который хотел бы все повернуть, жизнь художественной тусовки — об этом обстоятельно рассказывает Леся Демска. И убеждаешься — для того, чтобы не оступиться, не выдать себя, главной героине нужно выдержки и собранности не меньше, чем в открытом бое против врага. «Конечно, — говорит в одном из диалогов Ларка своему мужчине, — если бы это был честный поединок, было бы более легко, но «сценарий твоего поединка с Гаевским выглядел бы таким образом: Сашка притворился бы мертвым, а когда ты благородно подойдешь, чтобы хотя бы чем-то помочь умирающему, то тот всадит тебе нож в бок и будет ожидать, когда ты скончаешься от потери крови».
Впервые украинские позитивные герои приступили к закулисным играм. Раньше в эту сферу допускались только негодяи, а красивые мальчики и девочки или были кем-то на образец суперменов-супервуменов, которые легко побеждают коварных преступников, или наши герои бросали обвинение в лицо противнику и умирали в неравном бое. Все это воспринималось читателями как неправдоподобная или в лучшем случае упрощенная картинка, а текст — как лишенный психологизма и больной избыточным романтизмом.
Книга Демской написана легко, красивым языком, а много нюансов относительно жизни художников провоцируют вопрос, действительно ли автор, который является научным филологом-работником, в какой-то степени касается к этому миру? А может, это умение проектировать события из жизни литераторов на мир художников, или просто красивое сочетание логики и фантазии писательницы? Все равно, мы имеем еще одного талантливого молодого автора, открытого «шоколадным конкурсам».
Чтобы читать книги Демской нужно абстрагироваться, включить светильник, или красивый торшер, торшеры в Киеве можно выбрать любые по вкусу и настроению, и начинать читать. Можно выбрать классические светильники, можно модерные или стильные современные, ассортимент на рынке и в Интернет магазинах большой, поэтому каждый найдет для себя желаемый кусочек света и дополнит им свой интерьер.