
(«Українка». Рачков М. др. пол. XIX ст.)
Издавна в культуре разных народов мира волосам придавали особое значение. Обычаи и обряды, связанные с волосами, отражали веру наших предков в его необычайной силе.
Волосы и магия
Способность волос быстро расти в представлениях древних людей сближала его с растительностью. Недаром в украинском языке распространены такие сравнения человека: «растет как сорная трава», «девушка - как калина», «сыночки - как дубки», «головка - как макушка», «скрипит как старое дерево».
Вид волос (его плотность, длина, опрятность, цвет) указывали на принадлежность к дикому миру природы или культурного мира человека. Не случайно большинство мифологических существ (черт, водяной, черт, леший, русалка) имеют длинные, растрепанные волосы, густой волосяной покров по телу, что символизирует их принадлежность к потустороннему миру. В то же время человеческие волосы аккуратно зачесаны и подстрижены - признак цивилизованного общества.
Волосы часто становилось средством магического воздействия. Чтобы уберечься от приворот, запрещалось пользоваться чужой расческой и занимать свой. Выпавших волос, нельзя было выбрасывать на улицу, чтобы его не разнес ветер и не болела голова.
Распространенными были девичьи гадания с использованием расчески. В ночь под Новый год или под Рождество нужно было положить расческу под подушку, считалось, что суженый во сне придет косу чесать. Также верили, что как положить расческу на чердак, то по цвету волоса на нем можно будет определить, какой «масти» встретится человек. Девушки ходили в полночь в хлев и в темноте касались рукой скота: если наталкивались на шерсть, верили, что встретится человек богатый, если рога или зубы - бедный.
Народные прически
Идеальной женской прической, по народным представлениям, была «головка гладкая» - аккуратно причесанная голова с волосами, заплетенными в одну или две косы. В волосы вплетали цветные ленты (бинди, уплиткы), на праздник девушки надевали венки, связывали голову широкой лентой. В Карпатах украшали волосы перьями.
Статус замужней женщины обязывал ее держать волосы покрытым. Скрытое головным убором волосы женщины свидетельствовало, что она замужем. Недопустимой была ее появление на людях с непокрытой головой, «лысой». В Средневековье существовала даже ругань - «баба-простоволоска», которая означала аномальное, неадекватное поведение женщин. С распущенными волосами, по народным представлениям, ходили только ведьмы и колдуньи, и то ночью.
Волосы в обрядах
Освобождение от первого волосы были одним из начальных этапов вхождения новорожденного в мир людей. Такой ритуал назывался «пострижины». Он происходил, когда ребенку исполнялся год, и обозначал ее приобщение к роду, общества.
В шесть-семь лет детей постригали «на пол». Приглашенная родителями женщина, которая называлась «сахнивна», заплетала девочке волосы в косы. Мальчика же стригли и сажали на коня.
Важную роль отводили волосам в свадебных обрядах. Перед свадьбой, в субботу утром, «расплетали молодую», иметь мыла ей водой с зельем косы, расчесывала их, а девушки сидели за столом и пели. Это символизировало прощание девушки с девичеством. После свадьбы молодая переходила к роду молодого и сила которой наделялось волосы, отныне должна была принадлежать ему.
Обряд «распускание косы» с.Выдричи Камень-Каширского района Волынской области:
Вероятно ритуал «отрубание» косы молодой после свадьбы (распространен в Карпатах, на Волынском Полесье) был когда-то средством силового изъятия этой энергии, когда брак совершался без согласия рода девушки, а позже стал символизировать смирение женщины перед мужчиной.
Отсутствие волос
Значение лысины связано с сезонной цикличностью природы. Так же, как на зиму растительность исчезает с земли, с возрастом редеют волосы на голове человека, а то и исчезает совсем. Отсюда полесское верование, что в мороз нужно выйти на улицу и считать лысых стариков (старших мужчин, имеющих своих внуков). Считалось, что, если начислить их 40, непременно потеплеет.
К мужчинам, которые рано лысели, в традиционной культуре относились несколько негативно, подозревая их в связях с нечистой силой.
Бесплодна, каменистая земля - это «голая» земля. Представление о Лысой горе, как местности, где собирается нечистая сила, присутствуют в фольклоре многих европейских народов. Лысая гора лишена энергий жизни, плодовитости, поэтому здесь может находиться только «нежить»: ведьмы, черти, волосы у которых растет не так и не там, где у людей. Народная брань «черт лысый» употребляется для негативного определения непонятного, неизвестного. На самом деле, по народным рассказам, черт - лохматый, с густыми волосами на лице.
Итак, наши предки верили, что волосы имеют чудодейственные свойства, поэтому они использовались во многих магических действиях. Кроме того, волосы играли значительную роль в семейных и календарных обрядах, а потеря волос, облысение связывалась с нечистой силой.
Галина Бондаренко
кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела Украинский этнологический центр ИИФЭ им. М. Т. Рыльского НАН Украины
Оригинал статьи: http://ethnography.org.ua/content/volossya-u-viruvannyah-ukrayinciv