
На фоне событий, которые происходят сейчас на Востоке Украины, роман «Ворошиловград» приобрел новое значение и глубину. Можно долго говорить о многогранности творчества Сергея Жадана - одного из самых успешных украинских писателей. С самого начала карьеры в украинской литературе он занял нишу писателя, который пишет о лишенных идентификации, культурных и моральных ориентиров, наиболее травмированных в нашей стране советско-русской оккупацией восточных украинцев.
«Ворошиловград» имел успех уже после первой публикации в 2010 году. Он уверенно победил в конкурсе 2010 года Книга года Би-Би-Си. Но воспринимался тогда «Ворошиловград» несколько иначе. В романе видели лирику, ностальгию, меланхолию, текст о поисках генетической памяти. В то время это было лишено драматизма и неотложности и, быстрее, представлял собой повод для рефлексий, чем сигнал SOS. В 2014 году «Ворошиловград» - книга десятилетия Би-Би-Си уже как диагноз: Ворошиловград (Луганск) - теперь болезненная точка Украины. Жадан отметил состояние «окопанности» на своей территории и синдром остановленного времени, что объясняет много реалий восточной Украины.
Роман изображает кризис среднего возраста персонажей Жадана, известных читателям еще со времен «Депеш Мод». 33 года - возраст Христа и время, когда обычно человек понимает: ему необходимо наполнить свою жизнь не только погоней за выживанием, а еще и какой-то целью, смыслом. Это желание интуитивно, неосознанно, но чрезвычайно сильно. Тем интереснее, как реализуют его на первый взгляд достаточно циничные и беспринципные герои Жадана. Герман из «Ворошиловграда» встревает в безнадежную борьбу против рейдеров.
Смотря на название можно сделать ошибочный вывод об урбанистическом романе, но это не так. Герой словно находится в погоне за городом-привидением, путаясь в лабиринтах полей кукурузы, безлюдных степей, полудиких сел контрабандистов и газовиков на границе, лагерей кочевых переселенцев из Азии в Евросоюз. Время в тексте имеет обратное направление: герой направляется из нынешнего в прошлое. Он встречает друзей своего детства и юности, играет с ними в футбол, а потом находит их давние могилы на кладбище и не может понять, когда происходила эта игра и происходила ли она вообще. Ворошиловград - город, которого сейчас нет на карте и почти нет в самой книге, но оно есть в сознании героев. Возможно, это их детская травма, возможно, просто факт, который следует осознать и принять. Догнать Ворошиловград для Германа - догнать самого себя. Иногда это ему удается, иногда - нет.
Жадан выработал свой стиль и охотно им пользуется. Текст можно читать с любой страницы лишь ради чудаковатых жадановских метафор, которые каждый раз выводят читателя на какие-то новые, совсем неожиданные горизонты. Много эпизодов романа могут показаться вписанными в контекст достаточно условно, такими, которые могли бы быть и частями других произведений и даже полностью отдельными художественными произведениями. Например, эпизод путешествия героя по железной дороге между двух тупиков, или семейная история Тамилы и Тамары, а также «История и упадок джаза в Донецком бассейне». Но все это связано и помогает произвести целостное впечатление о романе, поэтому, очевидно, является нелишним.
Существует мысль о том, что герои «Ворошиловграда» - патриоты, которые пролагают себе путь от совковости к украинству. Конфликт с действительностью персонажей Жадана заключается как раз в том, что они не знают, кто они такие, чьи дети, и отчаянно, хотя и не осознанно пытаются это выяснить. На последних страницах они держатся вместе, очевидно, так легче в длинной дороге домой. Но не стоит недооценивать проницательность автора: где этот генетический дом, так и остается тайной, как и то, какой флаг все-таки разворачивают побратимы Худого в своем разбитом автобусе.