
Подолье занимает территорию между Южным Бугом и Днестром, его условно разделяют на Западное, Восточное Подолье и Поднестровье. Пейзаж Подолья имеет неповторимый сельский пейзаж, о котором писала Леся Украинка:
Краса Украины, Подолье
Раскинулось мило, небрежно.
Подольская вышивка — одна из наиболее сложных и красивых в Украине. Безукоризненные относительно техники выполнения, высокохудожественные вышивки этой области очаровывают с первого взгляда.
Лучшие полотна ткали в черноземных районах Подолья, где были особенно благоприятные условия для выращивания коноплей. Лляное полотно мягкое, имеет более мелкую клеточку, серовато-охристые оттенки, а конопляное — туже, зеленковато-серых оттенков.
В Украине известно около 20 видов полотна. В XIX веке вышивали лляными, конопляными и шерстяными нитями ручного производства. Нити пряли с лучших вичесанных волокон льна или конопли, пряли тоненько и ровно, чтобы нить свободно двигалась в ушке иглы и легко стелилась на ткани. Потом нити белили, красили, натирали воском или жиром. Нити для отбеливания золили в кадках - «зельницах». В кадки складывали нити, намотанные в пивмитки, пересыпали пеплом из сожженных дров и заливали кипятком.
Луговая вода постепенно отбеливала нити, потом их стирали и высушивали на солнце или на морозе. Такими нитями вышивали, часто комбинируя с серыми, небелеными, что имели зеленоватый оттенок. Для окрашивания использовали кору ольхи, дуба, ягоды бузины, луковой шелухи.
В южных районах Восточного Подолья нити для вышивания смачивали горячей водой с раствором луга, полученного от сожженной соломы гречихи. В результате нити приобретали светлый охровый цвет, его называли «пшеничным». Из середины XIX века стали пользоваться привозными хлопчатобумажными, шерстяными, металлическими, шелковыми нитями, бисером.
В ансамбле женской народной одежды основное внимание уделялось многоорнаментируемой рубашке. Подольские рубашки выделяются не только разнообразием кроя, но и утонченностью и богатством декоративной отделки. Крой рубашки предопределяет места расположения вышивки, ее композицию. Декоративный акцент в женской рубашке сосредоточен на рукаве, той его части, которая зовется поликом. Рукав разделяется на три части: верхнюю («поверхница»), среднюю (самый «широкий полий») и нижнюю («подоплечие»).
Вышивка на поликах и верхней части рукава применялась очень давно, это отзвук праславянской символики, подчеркивания силы и ловкости руки. Обязательное наличие вышитых поликов на рукавах зафиксировано на Подолье в документах XVIII века. Для рубашек Литинского района Винницкой области характерное «подоплечие», которое иногда вдвое дольше орнаментальной полосы полика и часто декорируется не сплошной полосой вышивки, а отдельными мотивами орнамента, — «одскочками», в праздничных рубашках украшался весь рукав («порукавье»).
В подольских рубашках, кроме рукава, разукрашиваются узкими симметричными полосами орнамента плоскости вокруг разреза пазушки-«погрудки» и «побичницы», или «приборки», которые идут параллельно «погрудкам». Орнамент «погрудок» часто переносится и на спину рубашки. Этот принцип размещения вышивки на спине и груди характерен как для восточных, так и для западных районов Подолья. В вышивке Восточного Подолья преобладают геометрические мотивы сложных соединений. Миниатюрная разработка их производит впечатление драгоценной мозаики.
В Виннице своей безукоризненностью и утонченностью выделяются вышивки сел Клембивка, Стена, Яланец и Городкивка. Здесь издавна вышивка стала промыслом не только для женщин, но и для мужчин. Вышивали полотенца, подушки, картины, праздничные наряды и свадебные платья. Отсюда изделия направлялись на ярмарки, выставки, свадебные платья попадали в свадебный салон Киева, Санкт-Петербурга, Парижа, а также отправлялись в далекое путешествие по миру.
В 1892 году в газете «Буковина» Михаил Коцюбинский в статье «Изделия крестьянок Подолья на выставке в Чикаго» с сожалением писал о жестких условиях труды талантливых вышивальщиц села Клембивка. Понимая огромное значение искусства вышивки, он призывал: «Давно пора обратить внимание на народный промысел и всевозможными мероприятиями поднять его».
После участия вышивальщиц Подолья в 1 Всероссийской выставке в Петербурге (в 1902 г.) клембивская вышивка выходит на международный рынок сбыта — ее продают в Великой Британии, Германии, Дании. Михаил Коцюбинский поведал, как в Клембивке появляются «настоящие гаптарки-специалистки, что только и живут с вышивания, что не уходят на поле жать хлеб, а сидят дома над шитьем, чтобы наладить вышивок для продажи на ярмарку».
К нам дошло немного имен народных мастеров, и среди них Юстина Ременюк, которая хранила высокое искусство вышивки «низью», унаследовав его от матери — бывшего крепостного, который зарабатывал шитьем на жизнь.
Прославленные вышивальщицы — Параска Березовская, Мария Коржук — известные далеко за пределами Украины.
Классической техникой Подолья является «низь» черного и красного цветов, которые ложатся густыми насыщенными линиями. Эта техника выполняется с изнанки и на лицевой стороне имеет противоположный вид размещения цветов.
Разные средства выполнения «низе» обусловили ее названия: «паршивая низь», «слепая», «мелкая», «цветковая» и тому подобное. Весьма интересные вышивки сел Голенищево (Летичивского района Хмельницкой области), Соколовка и Багринивке (Винниччина), что граничат друг с другом. Очень эффектный вид имеют рубашки, если полоса узора, сделанная черными нитями, обведена изредка красными и желтыми. Вышитые узоры «низинкой» и «штапивкой», которая имеет местное название «собираемое».
Мастерицы пользуются графической линией для подчеркивания основных черт орнамента: это так называемое «поквитнення», когда красный цвет обводится черным, а черный — красным. Во избежание однообразия узоров, применяют ритмичное чередование красного и черного цветов в квадратном или шахматном порядке. В начале XX века существовало две больших ячейки вышивки «низью»: один — в Гайсинском уезде, второй - на севере Ямпильского.
Черный цвет вышивки был доминантным. Иногда он сочетался с темно-вишневым или же с красно-черной гаммой, еще добавляли желтый или зеленый. Бытует на Подолье вышивка черными и синими нитями. На южном западе Подолья вышивка полихромная. Особенно умело вышивальщицы использовали белый фон полотна, которое становится полноправным элементом орнамента.
В 20-30-х годах XX века значительного распространения в районах Восточного Подолья приобретает растительное орнаментирование, любимой становится простая и легкая в исполнении техника крестик, разнообразит гамма цветов. Часто традиционные низинковые орнаменты выполняются крестиком, в частности в Шаргородском районе (в селах Ивашковцы, Копистерин, Пасинки). При этом плотно зашивается основная масса орнамента, белым остается фон полотна, который служит формообразующим элементом узора. Возникает своеобразный эффект высокого рельефа вышивки и белой плоскости узора, который погружается в глубину. Яркая декоративная отделка вышивкой, крученным шнуром, аппликацией с цветной кожи характерная для традиционной одежды, в частности гунек*, камизелек, кожухов.
Широко используют мастерицы разнообразные мережки черного, белого, синего цветов, а также швы поверхностного шитья: «штапивку», «стебновку», которые, словно паутина, соединяют в одно целое композиции орнаментов и вносят дополнительный художественный эффект. Особенно интересная мережка «шабак», что выполняется яркими, контрастными цветами: желтыми, зелеными, белыми нитями, а также уникальные «змережувальные» швы «казацкой мережки» в синих, черных, желтых и красных тонах. Эта мережка самая распространенная в селах Чечеливка Гайсинского и Соболивка Теплицкого районов, где имеет название «миканица».
В начале XX века упомянутые мережки бытовали и в Брацлавском уезде, а вышивка «зерновым выводом», «выколом», «зерном» — в Ямпильском и Ольгопильском уездах. Определенное распространение имели и другие техники ажурной вышивки, которые звались «резаные» в Винницком, Гайсинском, Ольгопильском уездах. В давние времена их делали веретеном, а потом перешли на вырезание ножницами.
Поскольку геометрические орнаменты, выполненные «низью», всегда крупных форм с плотно зашитым фоном, для их облегчения применяют в вышивке «кафасор» или «поверхницу». Орнаменты же этой техники выдержаны в зеленых, серых, охристых красках. Они создают впечатление легкости, пунктирного мерцания спокойного цвета.
В вышивке преобладают геометрические мотивы сложных соединений. Композиционную основу вышивки образуют сложные сочетания и чередование разнообразных простых фигур: простого ромба, ромба с продленными сторонами, многочисленных вариантов ромба с крючками. Часто случаются фигуры гребенок. Эти «гребенки» иногда бывают настолько густые, что остается одна незашитая нить фона для того, чтобы весь узор не сливался. В качестве дополнения к ромбовидным фигурам выступают «прямой» и «косой» крестик, ломаная линия, разнообразные треугольнички.
В подольской вышивке любимыми мотивами растительных форм были: «сосенка», «вивсия», «репеи», «семирог», «перерыв», «купчаки», «подсолнух», «головка», «горицвет», «хмельки», «бархатцы», «рута», «яблочки», «сливки»; распространенные животные формы: «уж», «вьюны», «карповая чешуя», «раки», «пиявки», «лягушки», «ласточки», «голуби», «кукушонки», «совы». Некоторые мотивы напоминают предметы быта: «гребни», «лемехи», «лодки», «бесаги»**, «цепи».
Особенного распространения в орнаменте «низе» приобрел мотив «мальв» в разных вариантах: «мальва простая», «полная», «столбчатая», «зореобразная», «кучевая», выделяется мотив «бараньи рога» — «барашки», «бараны» и др. Определенные мотивы имеют конкретное распространение. Да, мотив «уж» бытовал в вышивке Летичивского и Ольгопильского уездов, «рай», «бараньи рога», «косицы», «купчай» в селах Ольгопильского уезда, «вивсий» — в Брацлавском уезде, «бесаг» — ус. Баланивка Ольгопильского, «безконечный» — в Ушицьком. Следует отметить, что один и тот же мотив в разных местностях имел свое народное название. Например, мотив «ласточка» был известен в с. Гинашкив Ямпильского, в с. Баланивка он имел название «голуби», в с. Яланець Ольгопильском уезде — «кукушоный», в других местностях — «гребенки», «лемеха», «рискали»***. Мотив «бараны» походит с с. Пятаковка Ольгопильского уезда, а в с. Калюсик звался «бараньи рога», мотив «сосенка» на юге назывался «хвощ». Местные названия свидетельствуют о поэтичности и образности народного мышления, его ассоциативности, умении осмыслить явление реального мира, довести его до определенной степени декоративного обобщения.
Очень любят на Подилье особенно в Клембивце, цвет спелой ржи в сочетании с черным. Смотришь на такую блузу, и кажется, как будто шелестит колосьями пшеничное поле. Ржаной цвет рубашек получали от запекания в тесте нитей, пересыпанных хромитом, от чего они приобретали интенсивность и стойкость. Для предоставления большей нарядности в вышивку вводили золотую и серебрянные нити.
Коментарі: 1
1 лиза 18-01-2014 10:51
просто супер . этот сайт открыл для меня много чего интересного=)