What in UA - Новини культури і мистецтва

Вышивка Подолья, основные виды вышивания

Декоративно-прикладне мистецтвовишивка / культурна спадщина / мистецтво / мода / музей / рукоділля / традиції
Дмитро КовальчукКоментарі: 1Перегляди: 589
24
березня
2013
Вышивка Подолья, основные виды вышивания

Подолье занимает территорию между Южным Бугом и Днестром, его условно разделяют на Западное, Восточное Подолье и Поднестровье. Пейзаж Подолья имеет неповторимый сельский пейзаж, о котором писала Леся Украинка:

Краса Украины, Подолье

Раскинулось мило, небрежно.

Подольская вышивка — одна из наиболее сложных и красивых в Украине. Безукоризненные относительно техники выполнения, высокохудожественные вышивки этой области очаровывают с первого взгляда.

Лучшие полотна ткали в черноземных районах Подолья, где были особенно благоприятные условия для выращивания коноплей. Лляное полотно мягкое, имеет более мелкую клеточку, серовато-охристые оттенки, а конопляное — туже, зеленковато-серых оттенков.

В Украине известно около 20 видов полотна. В XIX веке вышивали лляными, конопляными и шерстяными нитями ручного производства. Нити пряли с лучших вичесанных волокон льна или конопли, пряли тоненько и ровно, чтобы нить свободно двигалась в ушке иглы и легко стелилась на ткани. Потом нити белили, красили, натирали воском или жиром. Нити для отбеливания золили в кадках - «зельницах». В кадки складывали нити, намотанные в пивмитки, пересыпали пеплом из сожженных дров и заливали кипятком.

/art/vishivka41.jpg Вышивка Подолья

Луговая вода постепенно отбеливала нити, потом их стирали и высушивали на солнце или на морозе. Такими нитями вышивали, часто комбинируя с серыми, небелеными, что имели зеленоватый оттенок. Для окрашивания использовали кору ольхи, дуба, ягоды бузины, луковой шелухи.

В южных районах Восточного Подолья нити для вышивания смачивали горячей водой с раствором луга, полученного от сожженной соломы гречихи. В результате нити приобретали светлый охровый цвет, его называли «пшеничным». Из середины XIX века стали пользоваться привозными хлопчатобумажными, шерстяными, металлическими, шелковыми нитями, бисером.

В ансамбле женской народной одежды основное внимание уделялось многоорнаментируемой рубашке. Подольские рубашки выделяются не только разнообразием кроя, но и утонченностью и богатством декоративной отделки. Крой рубашки предопределяет места расположения вышивки, ее композицию. Декоративный акцент в женской рубашке сосредоточен на рукаве, той его части, которая зовется поликом. Рукав разделяется на три части: верхнюю («поверхница»), среднюю (самый «широкий полий») и нижнюю («подоплечие»).

/art/vishivka12.jpg Вышивка Подолья

Вышивка на поликах и верхней части рукава применялась очень давно, это отзвук праславянской символики, подчеркивания силы и ловкости руки. Обязательное наличие вышитых поликов на рукавах зафиксировано на Подолье в документах XVIII века. Для рубашек Литинского района Винницкой области характерное «подоплечие», которое иногда вдвое дольше орнаментальной полосы полика и часто декорируется не сплошной полосой вышивки, а отдельными мотивами орнамента, — «одскочками», в праздничных рубашках украшался весь рукав («порукавье»).

В подольских рубашках, кроме рукава, разукрашиваются узкими симметричными полосами орнамента плоскости вокруг разреза пазушки-«погрудки» и «побичницы», или «приборки», которые идут параллельно «погрудкам». Орнамент «погрудок» часто переносится и на спину рубашки. Этот принцип размещения вышивки на спине и груди характерен как для восточных, так и для западных районов Подолья. В вышивке Восточного Подолья преобладают геометрические мотивы сложных соединений. Миниатюрная разработка их производит впечатление драгоценной мозаики.

/art/vishivka11.jpg Вышивка

В Виннице своей безукоризненностью и утонченностью выделяются вышивки сел Клембивка, Стена, Яланец и Городкивка. Здесь издавна вышивка стала промыслом не только для женщин, но и для мужчин. Вышивали полотенца, подушки, картины, праздничные наряды и свадебные платья. Отсюда изделия направлялись на ярмарки, выставки, свадебные платья попадали в свадебный салон Киева, Санкт-Петербурга, Парижа, а также отправлялись в далекое путешествие по миру.

В 1892 году в газете «Буковина» Михаил Коцюбинский в статье «Изделия крестьянок Подолья на выставке в Чикаго» с сожалением писал о жестких условиях труды талантливых вышивальщиц села Клембивка. Понимая огромное значение искусства вышивки, он призывал: «Давно пора обратить внимание на народный промысел и всевозможными мероприятиями поднять его».

После участия вышивальщиц Подолья в 1 Всероссийской выставке в Петербурге (в 1902 г.) клембивская вышивка выходит на международный рынок сбыта — ее продают в Великой Британии, Германии, Дании. Михаил Коцюбинский поведал, как в Клембивке появляются «настоящие гаптарки-специалистки, что только и живут с вышивания, что не уходят на поле жать хлеб, а сидят дома над шитьем, чтобы наладить вышивок для продажи на ярмарку».

/art/vishivka31.jpg Вышивка Подолья

К нам дошло немного имен народных мастеров, и среди них Юстина Ременюк, которая хранила высокое искусство вышивки «низью», унаследовав его от матери — бывшего крепостного, который зарабатывал шитьем на жизнь.

Прославленные вышивальщицы — Параска Березовская, Мария Коржук — известные далеко за пределами Украины.

Классической техникой Подолья является «низь» черного и красного цветов, которые ложатся густыми насыщенными линиями. Эта техника выполняется с изнанки и на лицевой стороне имеет противоположный вид размещения цветов.

Разные средства выполнения «низе» обусловили ее названия: «паршивая низь», «слепая», «мелкая», «цветковая» и тому подобное. Весьма интересные вышивки сел Голенищево (Летичивского района Хмельницкой области), Соколовка и Багринивке (Винниччина), что граничат друг с другом. Очень эффектный вид имеют рубашки, если полоса узора, сделанная черными нитями, обведена изредка красными и желтыми. Вышитые узоры «низинкой» и «штапивкой», которая имеет местное название «собираемое».

Мастерицы пользуются графической линией для подчеркивания основных черт орнамента: это так называемое «поквитнення», когда красный цвет обводится черным, а черный — красным. Во избежание однообразия узоров, применяют ритмичное чередование красного и черного цветов в квадратном или шахматном порядке. В начале XX века существовало две больших ячейки вышивки «низью»: один — в Гайсинском уезде, второй - на севере Ямпильского.

/art/vishivka3.jpg Вышивка

Черный цвет вышивки был доминантным. Иногда он сочетался с темно-вишневым или же с красно-черной гаммой, еще добавляли желтый или зеленый. Бытует на Подолье вышивка черными и синими нитями. На южном западе Подолья вышивка полихромная. Особенно умело вышивальщицы использовали белый фон полотна, которое становится полноправным элементом орнамента.

В 20-30-х годах XX века значительного распространения в районах Восточного Подолья приобретает растительное орнаментирование, любимой становится простая и легкая в исполнении техника крестик, разнообразит гамма цветов. Часто традиционные низинковые орнаменты выполняются крестиком, в частности в Шаргородском районе (в селах Ивашковцы, Копистерин, Пасинки). При этом плотно зашивается основная масса орнамента, белым остается фон полотна, который служит формообразующим элементом узора. Возникает своеобразный эффект высокого рельефа вышивки и белой плоскости узора, который погружается в глубину. Яркая декоративная отделка вышивкой, крученным шнуром, аппликацией с цветной кожи характерная для традиционной одежды, в частности гунек*, камизелек, кожухов.

/art/vishivka4.jpg Вышивка

Широко используют мастерицы разнообразные мережки черного, белого, синего цветов, а также швы поверхностного шитья: «штапивку», «стебновку», которые, словно паутина, соединяют в одно целое композиции орнаментов и вносят дополнительный художественный эффект. Особенно интересная мережка «шабак», что выполняется яркими, контрастными цветами: желтыми, зелеными, белыми нитями, а также уникальные «змережувальные» швы «казацкой мережки» в синих, черных, желтых и красных тонах. Эта мережка самая распространенная в селах Чечеливка Гайсинского и Соболивка Теплицкого районов, где имеет название «миканица».

В начале XX века упомянутые мережки бытовали и в Брацлавском уезде, а вышивка «зерновым выводом», «выколом», «зерном» — в Ямпильском и Ольгопильском уездах. Определенное распространение имели и другие техники ажурной вышивки, которые звались «резаные» в Винницком, Гайсинском, Ольгопильском уездах. В давние времена их делали веретеном, а потом перешли на вырезание ножницами.

Поскольку геометрические орнаменты, выполненные «низью», всегда крупных форм с плотно зашитым фоном, для их облегчения применяют в вышивке «кафасор» или «поверхницу». Орнаменты же этой техники выдержаны в зеленых, серых, охристых красках. Они создают впечатление легкости, пунктирного мерцания спокойного цвета.

В вышивке преобладают геометрические мотивы сложных соединений. Композиционную основу вышивки образуют сложные сочетания и чередование разнообразных простых фигур: простого ромба, ромба с продленными сторонами, многочисленных вариантов ромба с крючками. Часто случаются фигуры гребенок. Эти «гребенки» иногда бывают настолько густые, что остается одна незашитая нить фона для того, чтобы весь узор не сливался. В качестве дополнения к ромбовидным фигурам выступают «прямой» и «косой» крестик, ломаная линия, разнообразные треугольнички.

В подольской вышивке любимыми мотивами растительных форм были: «сосенка», «вивсия», «репеи», «семирог», «перерыв», «купчаки», «подсолнух», «головка», «горицвет», «хмельки», «бархатцы», «рута», «яблочки», «сливки»; распространенные животные формы: «уж», «вьюны», «карповая чешуя», «раки», «пиявки», «лягушки», «ласточки», «голуби», «кукушонки», «совы». Некоторые мотивы напоминают предметы быта: «гребни», «лемехи», «лодки», «бесаги»**, «цепи».

Особенного распространения в орнаменте «низе» приобрел мотив «мальв» в разных вариантах: «мальва простая», «полная», «столбчатая», «зореобразная», «кучевая», выделяется мотив «бараньи рога» — «барашки», «бараны» и др. Определенные мотивы имеют конкретное распространение. Да, мотив «уж» бытовал в вышивке Летичивского и Ольгопильского уездов, «рай», «бараньи рога», «косицы», «купчай» в селах Ольгопильского уезда, «вивсий» — в Брацлавском уезде, «бесаг» — ус. Баланивка Ольгопильского, «безконечный» — в Ушицьком. Следует отметить, что один и тот же мотив в разных местностях имел свое народное название. Например, мотив «ласточка» был известен в с. Гинашкив Ямпильского, в с. Баланивка он имел название «голуби», в с. Яланець Ольгопильском уезде — «кукушоный», в других местностях — «гребенки», «лемеха», «рискали»***. Мотив «бараны» походит с с. Пятаковка Ольгопильского уезда, а в с. Калюсик звался «бараньи рога», мотив «сосенка» на юге назывался «хвощ». Местные названия свидетельствуют о поэтичности и образности народного мышления, его ассоциативности, умении осмыслить явление реального мира, довести его до определенной степени декоративного обобщения.

Очень любят на Подилье особенно в Клембивце, цвет спелой ржи в сочетании с черным. Смотришь на такую блузу, и кажется, как будто шелестит колосьями пшеничное поле. Ржаной цвет рубашек получали от запекания в тесте нитей, пересыпанных хромитом, от чего они приобретали интенсивность и стойкость. Для предоставления большей нарядности в вышивку вводили золотую и серебрянные нити.

Вышивка Подолья
Вышивка фунтик
Поділіться в соцмережах:twitter.com facebook.com blogger.com livejournal.ru
Ще записи на тему
Аутентическая вышивка от Ирины Свйонтек
Аутентическая вышивка от Ирины Свйонтек
 Уникальная вышивка Ольги Писарук
Уникальная вышивка Ольги Писарук
Вышивка Подолья
Вышивка Подолья
Вышивка фунтик
Вышивка фунтик

Коментарі: 1

1 лиза 18-01-2014 13:51

просто супер . этот сайт открыл для меня много чего интересного=)

Залиште коментар!

Коментар буде опубліковано після перевірки

Ви можете ввійти за допомогою свого логіна або зареєструватися тут.

(обязательно)

  • Афіша подій
  • Кіно і Театр
  • Музика
  • Образотворче мистецтво
  • Література
  • Людина і суспільство
  • Мозаїка життя
Найпопулярніше
  • Витинанка - старовинне українське мистецтво 1
Останні коментарі
Выставка мертвых тел профессора Гюнтер фон Хагенса
  • Ліка » Боже, какой ужас! Я только узнала, что это реальные трупы людей.
Трансформація зброї - Виставка арт-об’єктів
  • Денз » Цікава ідея! Виникає почуття перемоги - розуму та світла над темрявою та злом. Українці не...
  • Головна
  • Про сайт
  • Коментарі
  • Контакти
  • Архів
×
Пошук по сайту
© Новини культури та мистецтва, 2025.