
Музей искусств имени Ханенков приглашает на выставку «Буддийская живопись танка — живая традиция»
Тибет уже не такой далек и загадочен: в Музее искусств имени Ханенков открылась выставка «Буддийская живопись танка — живая традиция». Все секреты, конечно, Тибетский буддизм для ее посетителей не откроет, но много чего интересного они узнают обязательно. Например, что танка — это особенное религиозное искусство буддизма, полностью каноническое, основанное на отшлифованном веками духовном учении тибетцев. Как правило, на танка изображают Будду, используют сюжеты из жизни святых и больших учителей.
Техника этой живописи сложна и трудоемка, процесс может растянуться на месяце, а то и годы. Для основы используют хлопковую или же льняную ткань, а иногда рисунок ложится на шелк. Краски также не обычны — танка пишут смолотыми в порошок драгоценными и полудрагоценными минералами и металлами. А еще — растительными веществами, которые смешивают с животным клеем и желчью. Завершающей фазой танка является роспись сусальным золотом, которое для росписи глаз Будды привозят аж из Индии. А после того как готовую икону обрамляют парчой, ее освящает сам Далай-лама.
Автор представленной экспозиции — художник Николай Дудко, который для открытия выставки в Киеве приехал аж из Бурятии. «Двенадцать, тринадцать, четырнадцать часов, рисуя, — говорит господин Николай, — я получаю большое наслаждение от покоя и беззаботности, что мне дарует это искусство. Оно за пределами творческого невроза, который может быть у художника связанный с вдохновением или отсутствием вдохновения. Это, как я определяю для себя, состояние постоянного вдохновения».
Технику танка массовой и популярной среди художников не назовешь, быстрее, придется говорить об исключении, составляющими которого является целенаправленность и настойчивость. Николай Дудко, например, по окончании Киевского художественного института уже свыше 20 лет изучает буддийскую живопись, философию этой религии и тому подобное. Он неоднократно бывал в Монголии, Непале, Индом, учился и стажировался во всемирно-известном центре тибетской культуры — Библиотеке тибетских рукописей и архивов, в резиденции Далай-ламы в Северной Индии, где общался с тамошними мастерами танка.
Этой техники, по словам господина Николая, невозможно просто научиться — ее нужно осмыслить, пропустить через душу и сердце. За новую работу можно браться лишь после длительного поста, ведь внешний рисунок «фонить» внутренним содержанием, традициями и канонами, которые сохраняются возрастами.
Мария КЛИМЕНКО