
Вместе с тем, как среди рядовых жителей Тернополя, так и среди специалистов в деле градостроения и архитектуры относительно места расположения такого знакового для Тернополя монумента до сих пор существуют противоречивые мысли.
Памятник независимости в Центре противоречит законам градостроения
Архитектор Михаил Кичко, признавая нужность для города памятника независимости, убежден, что Театральная площадь для этого категорически не подходит. Специалист утверждает, что монумент, обращенный к театру лицевой стороной, будет освещаться солнцем, так сказать, из-за спины. Следовательно, какой бы памятник там не стоял, это будет противоречить местостроительным канонам, которых обязательно надо придерживаться.
-На Театральной площади есть точка, из которой проглядывается шесть памятников в центральной части города. Поэтому, как по мне, центр Тернополя уже имеет достаточно монументов, а памятник независимости в этом месте не украсит, а наоборот - исказит весь монументальный ансамбль Театральной площади. В городе есть немало других мест, где можно установить такой памятник, например, в парке Национального Возрождения или даже в Старом парке, - говорит Михаил Кичко. - Образ монумента и место, где он должен быть размещен, нельзя выбирать взмахом одну руку. Работа над ним является сложной, что нуждается в особенном и взвешенном подходе. По моему мнению, в переносном смысле памятник независимости должен олицетворять определенный образ, а в прямом - скажем, стеллу с барельефом, который бы отображал борьбу украинцев за независимость от древнейших времен до нынешнего времени.
А в целом, как убежден господин Михаил, памятник независимости должен быть эксклюзивным, его внешний вид должен вызывать восхищение в тернополян и заинтересованность у гостей города. И, увидев его впервые, каждый сразу должен понимать, что именно олицетворяет этот монумент.
Следовательно, или достаточно в Тернополе памятников, - вопрос неоднозначный и риторический. Каждая новая власть, с собственными взглядами и убеждениями, пытается увековечить свое творческое и политическое виденье, которое не всегда находит полную поддержку общественности. Это же касается и памятника независимости. Какая идейная нагрузка будет нести для людей этот монумент, по-видимому, никто до конца не может дать конкретного и понятного толкования. В конечном итоге, понятие «независимость» нет четкого устоявшегося, общепринятого эталона, образа или символа, и каждый имеет собственно его понимание. При этом появляется вопрос: кому будет установлен монумент: свободе украинского народа, борцам за волю или по случаю провозглашения независимости? Возможно, власти стоит задуматься над утверждением независимости из-за конкретных действий в пользу общества, а не через памятники? Словом, сколько людей - столько мыслей.
Что по этому поводу думают жители города, мы решили спросить в них самих
P.S. Вспоминаете, сколько разговоров продолжались относительно памятника Саломеи Крушельницкой, - мол, чего это она стоит спиной к Театру, неужели оперная прима отвернулась от Искусства и так далее!? А теперь представьте себе. Горемычная Саломея будет стоять спиной к самой независимости! И это при извечной женской солидарности?! Но если говорить шутки в сторону, то картина вырисовывается не очень веселая. Стоит только представить себе восьмиметровый столб посредине сквера (это же высота практически почти третьего этажа) и на нем еще и фигура с крыльями и журавлиным клювом, поднятым кверху. Это откуда же надо будет начинать задирать голову, чтобы все это разглядеть?! И что, гуляя Театральным сквером мы будем видеть теперь только тот столб, а при высоком росте - еще, и, спину фигуры все? А где же эстетика?! Да и, что главнее всего, - мачта с Государственным флагом Украины за этим всем просто спрячется, и видно флаг будет теперь только со стороны площади! Да и само здание театра, возможно и не настолько совершенное, как сооружение Львовского или Одесского оперного (о заграничных театральных шедеврах не вспоминаем), но все-таки спрячется.
А теперь относительно самого памятника. Понятно, что независимость - понятие абстрактное, поэтому других реальных образов, кроме женской фигуры, скажем с мечом (венком, хлебом, ребенком, книгой (Конституцией), флагом, - ну что еще реально может в руках удержать женщина) не вызывает. Понятно, что в контексте предложенного варианта - женщина - это Украина. И образ журавля является достаточно поэтическим. Однако этого независимого журавля, как известно из народной мудрости, по большому счету, долго в руках не удержишь. Он по большей части всегда высоко в небе. Но, с другой стороны, если на конкурсе проектов памятника независимости не нашлось такого, который бы был достоин наивысшей оценки жюри, и поразил всех, то о чем вообще идет речь! Значит надо было продолжать конкурс, а не выбирать то, что не очень так уже и понравилось (пусть не обижаются за это авторы идеи), но имеет потенциал для, так сказать, доделать, додумать, доработать. И, возможно, надо было дальше искать, чтобы нашелся в конечном итоге тот вариант, который пришелся по душе бы всем, - и художникам, и жителям. Был ли это такой хитрый ход, чтобы сэкономить для казны города 5 тысяч гривен?)))) Кстати, о жителях. Насколько известно, пока в художественной галерее были выставленные макеты памятника независимости, должен был бы проводиться опрос мысли относительно них жителей города. И где же он, тот опрос? Сколько голосов собрали? Почему-то этот громко разрекламированный момент всей акции аккуратно замалчивается?!
Теперь относительно тернопольской истории. Как известно, в далеких 1990-х все незапамятные вече в Тернополе происходили на Певчем поле. Именно от Певчего поля отправилась и пешая поступь, которую потом задержали и не пускали возле моста, и о которой с такой ностальгией, как особенное событие жизни, вспоминают теперь ее участники. А Театральная площадь, кстати, стала «тусовочним» местом для митнигов, собраний и концертов уже при нашей независимости, - к этому только выпускники имели право туда на вручение медалей заходить (и то, пока все тернопольские школы еще могли там поместиться) и разве еще духовые оркестры. Поэтому привязывать Театральную площадь - место романтичных встреч, прогулок и отдыха - к политическим баталиям, очевидно, не очень исторически достоверно. А вот в парке Национального Возрождения (он тому, между прочим, так и называется), возможно, и действительно есть больше вариантов для размещения больших, огромных, очень высоких, громоздких и еще других памятников. Там есть немало места, пространства, высоты и низины, откуда все бы красиво просматривалось, - не подпрыгивая и не задирая голову.
Но существует и еще один противоречивый нюанс, так крошечная ремарочка. Словом, когда памятники устанавливают людям при жизни, то это никогда добром не заканчивается. А нашей независимости только двадцать! То что, это уже все?