Новости культуры и искусства

Анатолий Марчук: Когда рисую, меня наполняет магическая духовная энергия природы

Рубрика: Изобразительное искусство
Метки: | | | |
Среда, 25 марта 2015 г.
Просмотров: 1688

Анатолий Марчук

Его работы стали приобретением картинных галерей и музеев Кракова, Гамбурга, Куксхафена. Его всегда знали больше за пределами Украины, чем в самой Украине. Хотя в последнее время на нем серьезно начало фокусироваться внимание и здесь, в родном Доме. В настоящее время Анатолий Марчук - Заслуженный художник Украины

лауреат международных премий, дипломант международных конкурсов, член художественной группы "Свитовид", эксперт Киевской галереи " Художественный курень". За плечами - 126 выставок, из них 37 персональных.

Анатолий Марчук

Козичанка. Малая родина художника. Одно из обычнейших украинских сел, которые в последнее время, как ураганным ветром, сметают из географической карты Украины суровые реалии украинского существования. А с ними — ячейку украинства, его этническую культуру, глубинного вероисповедания... а еще — прибежище души, которая спасается побегом от технологизации города. Чтобы не закоснеть, не охладеть, не увязнуть в тщетности житейской. Чтобы, жаждущий вдохнув на полную грудь радость забытого праздника, наполниться им, испытать острую потребность излить то щемящее чувство в светлые образы земли («Земля. Вода. Небо», « Крайобраз», «Осеннее пламя», «Пейзаж с тучами», «Пейзаж с тополями», «Лето», «Девушка в венке», «Полет над озерами»...).

Анатолий Марчук

Теперь Козичанка — духовное прибежище не только для художника, но и для не одного десятка художников, скульпторов, которых гонит из крупного города ощущение внутреннего дискомфорта, и не меньшей мерой — потребность духовного общения, которого так недостает в бешеном ритме городской жизни. Рисовать, как рисует Анатолий Марчук, и другие известные украинские художники хотели бы многие начинающие таланты. Посетив курсы рисования Киев, можно научится искусству рисования, благодаря урокам рисования и живописи от профессионалов своего дела, а также посетить мастер классы по различным техникам рисования - восточным, акварелью, маслом. Ученики получат важные советы в выборе техники, стиля и постановки картины над которой работают. При поступлении на курсы рисования проходит отбор и тренировка учеников разных возврастов, если Вы любите рисовать и это, то что Вам нужно, то у Вас обязательно получится поступить на курсы и закончить их с огромным багажом знаний и умений.

Анатолий Марчук

Здесь, в бывшей родительской усадьбе, осиротелой без хозяев, много лет подряд художник собственными средствами, добытыми тяжелым трудом, создает свою художественную Мекку, со дня в день, расширяя просвет для Надежды. И не только для себя, но и для всех, кто нашел в себе силу создавать в безвременном пространстве. Художники, которые охотно создавали в гостеприимной козичанской усадьбе, пытались и пытаются внести свою лепту в создание этой своеобразной художественной ячейки. Так постепенно стараниями Анатолия Марчука было открыто в районном центре Макара картинную галерею, которая в настоящее время насчитывает 86 полотен — подарки «козичанських» художников (теперь художник пытается убедить местную власть в необходимости создания здесь музея изобразительного искусства), таким способом создан своеобразный сад скульптур из 25 произведений.

Анатолий Марчук

Теперь эта усадьба, любовно упорядоченная и одухотворена, служит художникам для проведения плэнеров, творческих семинаров, художественных праздников... а возможно, и отправной точкой украинского духовного возрождения. И это при крайне неблагоприятных условиях — полном разочаровании и охладевании перед угрозой самоуничтожения, целеустремленной зденационализации и обездуховления. Какой же запас духовной энергии надо иметь, чтобы сдвинуть с междувременни украиские скрижали? Какой верой владеть, чтобы ее не хватило и на других? Каким терпениям ополчиться, чтобы сохранить духовное равновесие перед обостренным ощущением, что время с каждым днем проходит все быстрее и быстрее?

Анатолий Марчук

Однако здесь, в Козичанце, он будто замедляет свой бег. Замирает. Не для того, чтобы можно было почувствовать, как шелестит в тебе твое вековечное Древо, как бурлят в нем живые соки, как гонит оно их в ствол, крону, наконец, к той самой маленькой веточке, которой являешься ты сам. Чтобы ты почувствовал кровную связь со всем сущем на этой земле, с теми, кто уже ушел... однако их любовно бережет твоя память, которая достигла около трехсот лет, а это больше три поколения — кажется, не так уж и мало.

Когда из дома навсегда идут хозяева — дом умирает. Из всех его углов надвигается пустота. Она поселяется в нем и, со дня в день разрастаясь, отвоевывает окружающее пространство. Наконец она поселяется в тебе, заполняет всего тебя. И ты должен жить с ней — а это, как говорят, несовместимо с жизнью. Кто-то пытается забыться, отречься от памяти, убежать на край света от той пустоты, а Марчук сделал иначе — он вытеснил ее из родительского дома... спасаясь памятью. И, со свойственной ему эпикурейской мудростью, засучив рукава, взялся за осуществление своей мечты, которую он пронес сквозь долгие годы творческой неустроенности — создание своего духовного материка. Ведь, как говорили древние римляне, domus optima — родной дом — лучший дом. Он единственное прибежище в этом — мире от холода и скверны, он — местожительство создания, наконец, сквозной образ на фоне Вечности, которая путешествует, — пусть порой и фрагментарно — из одного полотна на другое, оставляя по себе щекотливое ощущение ничем не утолимой тоски.

Несомненно, отцу художника, сельскому учителю математики, который до конца жизни был одержим рисованием, мужчине весьма энергичному, коммуникабельному, которому всегда ко всему было дело, это сыново подвижничество припало бы по душе. Ведь всем известно: чего-чего, а таланта (к сожалению, не судьбе), и в большой степени художественного, украинцам всегда было достаточно. Как же тогда смириться с таким: Козичанка в этом смысле была феноменальным селом — в 60 -70 годах здесь проживало аж девять художников любителей(!), а в настоящее время местная власть продала даже Дом культуры, где — аж не верится — когда-то были детские творческие кружки.

Будучи в Германии, Анатолий Марчук не переставал удивляться той атмосфере любви к искусству, которая господствовала в здешних селах. В каждом — свой музей, своя картинная галерея, ежегодные этнические фестивали. То, что же с нами не так? Стоило художнику напомнить, «чьих родителей мы дети» — создать герб Козичанки (что неслыханно для наших реалий), как сразу макаровская районная газета отозвалась насмешливой статьей «Мартын бос, и в глыбе». Однако творец козичанского герба, казалось бы, и не обиделся на это, спокойно объяснил, что «герб — это закодированная родословная, ее дух и характер», и если мы хотим в Европу, то должны структурироваться у нее «со своими гербами, галереями, фольклором», — и взялся создавать гербовник Макаровского района и выдал собственными средствами «Историю Козичанки». Поскольку хорошо понимает: и неблагодарное дело, за которое взялся, нуждается незаурядной терпеливости, рассудительности и настойчивого просветительского труда, чтобы разбудить в этих людях ощущение собственной возвышенности, достоинства, чтобы повернуть прерванную традицию высокого духа.

Как уже было сказано, Анатолия Марчука больше знают за рубежом, чем здесь, в Украине. Сначала работами художника заинтересовались поляки, потом — через персональные краковские выставки — немцы, которые, в конечном итоге, признали его своим. Вообще, как отмечает сам художник, немцы очень приязненно относятся к украинцам. В начале 90-х, когда Анатолий Марчук уже как счастливец, отобранный конкурсной комиссией по 20 претендентам, приехал в Куксхавен, маленький немецкий городок на березе Северного моря, облюбованного художниками всего мира, на него, как и на всех уже настроенных на творчество на этих удивительных поприщах, ожидала неожиданность: через ряд досадных несогласованностей тамошний дом творчества закрыли на ремонт и вовремя не сообщили об этом организаторам проекта. Однако художник не поехал, как другие, домой, а остался работать здесь, в Куксхавене, чем вызывал к себе — не без помощи местной прессы — любопытство в художественных кругах Германии. Теперь Анатолий Марчук популярный в немецких художественных кругах художник, который много лет подряд презентует здесь украинское искусство. «Как так, — удивляются немецкие коллеги, — на выставку Марка Шагала пришло 12 людей, а на твою — 200»?

Естественная способность Анатолия Марчука к конструктивности удивления достойна. Так на благодарность художника немецким коллегам за их помощь в организации выставки они единодушно ответили: «Это мы должны благодарить: только ты поедешь — как мы опять разойдемся в разные стороны».

Вот такой он, Анатолий Марчук. Мужчина, вокруг которого всегда все должно кипеть, бурлить, вертеться. Но это просто его назначение — приводить мир в движение! (Не потому ли едва не в каждой его художественной работе чувствуется присутствие ветра — того, вечного, что «вертится, вертится и возвращается на круги своя» — резкого, сквозного, который просто пронизывает плоскость полотна... Ветер обновления. Ветер перемен.)

Он никогда не подстраивался под вкусы — «искусство прежде всего нужно художнику»; никогда не останавливался на достигнутом — «найти свой стиль — это конец для художника, творчеством двигает поиск»; никогда не следовал слепо натуре — «я не люблю писать с натуры — человека — не раба и не хозяина природы, он ее часть, проймись этим, почувствуй душой — и она сама войдет у тебя, заполнит твое полотно, только успевай двигать кистью». И вот уже то неистовство, то «золотое свечение крови», тот безумный восторг перед жизнью — словно «Полет над озерами», от которого захватывает дыхание, — и магическая духовная энергия, направленная на фиксацию неповторимости каждого мгновения, — все то, материализованное в мощные рельефные мазки, раздраженно-хаотические живописные массы, в стихийное возмущение цветов, открывает перед нами удивительный мир человеческой души. Души, созвучной со всем сущим, однако способной прижиться только в украинском пространстве. Ведь, нс смотря ни на что, только он один дает толчок внутренним сгусткам энергии, которые могут засветить танцующую звезду — символ вечной гармонии.

Поделитесь в соцсетях:

Оставьте комментарий! (комментарий появится после модерации)

Не регистрировать

Премодерация - комментарии проходят проверку.

Укажите email и пароль.
(Если Вы хотите зарегистрироваться Вам нужно будет подтвердить еmail.)



(обязательно)