Новости культуры и искусства

«Дядя Ваня» из Прорезной против «Дяди Вани» из Подола

Рубрика: Театр
Метки:
Понедельник, 25 октября 2010 г.
Просмотров: 1092

«Киевская пектораль» назвала своих фаворитов

«Из тени в свет перелетая», «Киевская пектораль» в этом году назначила встречу вместо девятнадцатой на 16:00. Международный день театра пришелся на субботу, поэтому можно было позволить такое неожиданно раннее время для церемонии награждения.

Да и практических позитивов в таком решении было предостаточно. Во-первых, актеры, которые в тот вечер играли спектакли, могли и «отпекторалить спокойно», и к театру своего успеть. Во-вторых, актеры, которые в субботу вечером имели выходной, — да и не только актеры, но и представители других театральных профессий — имели больше времени для неформального празднования, и риск бежать за последней электричкой метро заметно снижался.

Но если кто-то из организаторов планировал таким способом хоть как-то противостоять традиции игнорировать свято виновниками торжества, то придется признать, что, к сожалению, эта идея в итоге обзавелась приложением «фикс». Как и в предыдущие годы, лауреатов, которым в тот вечер аплодировали заочно, хватало.

Начали, как всегда, из официоза, самыми приятными моментами которого были — прошу прощение авторов поздравительных речей — нескольких званий, грамот, отличий и квартир. Ведущие Ольга Сумска и Алексей Богданович любезно пригласили на сцену министра культуры Юрия Богуцкого, председателя СТД Леся Танюка и начальника управления культуры Киевской госадминистрации Александра Биструшкина. (Юрий Петрович и Александр Павлович в тот вечер свои комплименты с приятностью продублировали еще и дипломами, часами и квадратными метрами, Лесь Степанович — такова у него «невещественная» должность — ограничился лишь искренними словами и сообщением о том, что накануне Верховная Рада наконец приняла Закон «О театре» ). Орденом княгини Ольги ІІ степени была награждена солистка Национальной оперы Светлана Добронравова, заслуженными артистами Украины стали Виталий Линецкий, Олег Стальчук, режиссеру Петру Ильченку присвоено звание заслуженного деятеля искусств Украины...

Город отметил почетными грамотами Худрука Молодого театра Станислава Мойсеева, художника Ярослава Нирода, благодарностями — «левобережцев» Олега Масленникова, Николая Боклана, Анатолия Ященко... Несколько актеров и работников театра стало счастливыми владельцами ордеров на квартиры, среди них — Оксана Архангельска из Театра драмы и комедии и народный артист Украины Борис Вознюк, родной театр которого, Русская драма, саму «Пектораль» игнорирует давно и упорно.

Андрей Билоус, пектораленосный дебютант.

На финишную, номинационную, прямую вышли семнадцать театров, и все они, как неоднократно и настойчиво подчеркивали во время общения с прессой члены экспертного совета, между собой конкурировали достойно, отставание при подсчете голосов в этом году было минимальным. Правда, беспрекословным исключением стала номинация «За лучший режиссерский дебют», где Андрей Билоус («Веселитесь, все в порядке!», Театр драмы и комедии) был одним в поле воином, поэтому от победы никуда не делся. В «Актерском дебюте» победила Елена Свирина, и именно из ее первой в жизни «Пекторали» начался в тот вечер триумф представления «Дядя Ваня» Театру на подоле. Этот спектакль Виталия Малахова, в комплиментах которому, что случается достаточно редко, голоса критиков и зрителей злились воедино, стал абсолютным рекордсменом ХІІ «Киевской пекторали».

«Лучшее представление» — «Дядя Ваня», «Режиссерская работа» — Виталий Малахов, «Дядя Ваня», «За лучшее выполнение мужской роли» — Сергей Бойко, Астров, «Дядя Ваня». Четыре заслуженных «Пекторали» и ... небольшой отрыв от другого «Дяди Вани», из Молодого театра, что на Прорезной, в постановке Станислава Мойсеева. Здесь от лирически аналитического отступлению воздержаться просто невозможно. Мировая драматургия — она достаточно производительна, разнообразна и временами даже качественная. Мы заинтересованно следим за тем, как рождаются звезды среди продолжателей дела Эдипа и Софокла, восторженно обсуждаем новые форматы и приемы, смакуем гениальные обиды и ... снова и снова перечитываем Антона Павловича Чехова. Без него — ну никак. В нем — то, что, как говорила Леся Украинка, не погасает, влечет и гипнотизирует каждый раз, как будто впервые. Он писал о небе в алмазах — а кто откажется его увидеть, или хотя бы поверить в то, что это когда-то непременно случится?..

Две чрезвычайно интересные и не похожие одна на другую представления за пьесой Чехова «Дядя Ваня» фигурировали едва не во всех номинациях «Киевской пекторали». «Дядя Ваня» из Молодого «взял» номинации «За лучшую сценографию» (художник Андрей Александрович-Дочевский) и «Женская роль второго плана» (Римма Зюбина в роли Сони).

Олеся Власова — лучшая актриса года.

Вторую после Билоуса «Пектораль» в копилку Театра драмы и комедии опустил Лев Сомов — эксперты отметили его Мешу из представления «Море... Ночь... Свечи...», а в номинации «Мужская роль второго плана» с Сомовым конкурировал Алексей Богданович (Людовик и Маска, «Эх, мушкетеры, мушкетеры...»). По одной «Пекторали» получили театр «Созвездия» («Парнас дыбом», номинация «Лучшее представление камерной сцены»), Национальная опера («Турандот», номинация «За лучшее представление музыкального театра»), Детский музыкальный театр («Маугли», номинация «Лучшее представление для детей») и Театр имени Франка (в номинации «Лучшая музыкальная концепция представления» победили «Царь Эдип» и Гия Канчели). В этом году эксперты или не первый раз обратили внимание на так называемые арт-проекты, какие театралы-снобы безапелляционно называют попсой. Мюзикл «Экватор» номинировался дважды, но не победил, а вот «Варшавская мелодия-2» благодаря Олесе Власовой может вписать к своей афише победу в номинации «Лучшее выполнение женской роли». Лауреатами номинации «За весомый взнос в театральное искусство» стали народные артисты Украины Евгений Балиев и Юлия Ткаченко и заслуженный артист Украины Шарль Фоерберг.

Лауреаты следующих премий уже готовы сойтись между собой в честном и бескомпромиссном противостоянии за право называться наилучшим — театральная весна обещает премьеры-события, над последними штрихами которых в настоящее время работают наши ведущие режиссеры. «Нация собирается не в парламенте — нация собирается в партере», — процитировал Вольтера на «Пекторали» Лесь Танюк. И если к драматичным событиям в парламенте мы все давно привыкли и даже позволяем себе критиковать нардепов за то, что в своих драках-блокированиях они повторяются, то способность театра удивлять — это его движущая сила. На том и стоим.

Людмила ОЛТАРЖЕВСКАЯ

Поделитесь в соцсетях:

Оставьте комментарий! (комментарий появится после модерации)

Не регистрировать

Премодерация - комментарии проходят проверку.

Укажите email и пароль.
(Если Вы хотите зарегистрироваться Вам нужно будет подтвердить еmail.)



(обязательно)